Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 7 марта 2013

Игра в ящик

«Иллюзии лопнули, большие буквы умалились...» — сидя у телевизора, мы ощущаем себя в эпицентре захватывающей, но искусственной активности. Редчайший случай, нарушающий принципы «общения» телевизионщиков со зрителем, да и с приглашенными в студию гостями, — появление на экране личности, останавливающей бешеный бег информации, и эта передышка, эта пауза открывает возможность каждому заглянуть в глубины собственного «я». Таков Проханов у Познера, иронично парирующий неважные для него вопросы, задающий высокий тон разговору суждениями о русском будущем, о символах и смысле истории.

«Иллюзии лопнули, большие буквы умалились...» — сидя у телевизора, мы ощущаем себя в эпицентре захватывающей, но искусственной активности. Редчайший случай, нарушающий принципы «общения» телевизионщиков со зрителем, да и с приглашенными в студию гостями, — появление на экране личности, останавливающей бешеный бег информации, и эта передышка, эта пауза открывает возможность каждому заглянуть в глубины собственного «я». Таков Проханов у Познера, иронично парирующий неважные для него вопросы, задающий высокий тон разговору суждениями о русском будущем, о символах и смысле истории. Таков Проханов и в очередном фильме из цикла «Последний солдат Империи», показанном на минувшей неделе к юбилею писателя на канале Россия-1. Проханов обращается не к аудитории вообще, а к каждому зрителю отдельно, втягивает его в свои размышления, пробуждая позабытое чувство сопереживания тому, что говорится с экрана. В раздираемый противоречиями и манией лжи мир вносится живое, выстраданное слово, интонация сердечной боли за пережитое и переживаемое нашей страной, за предательство и поругание оплаченных кровью заветов. Его вопрошания: «Зачем я живу?.. Зачем мне все это было явлено? Что двигало мной, какая глубокая цель?..» — тянут обратиться к первоосновам человеческого бытия, ощутить неразрывную связь с прошлым, с предками и Творцом. История собирания земли для Пасхального холма под Изборском — это история подвига народа, его праведников по собиранию земель и созданию Государства Российского на протяжении веков, но это и испепеляющая искренностью исповедь нашего современника о восхождении души в пределы России Вечной. А рассказ писателя о дважды убитом Александре Матросове, о простреленной в наши дни солдатской каске на памятнике его подвигу — это без срока давности приговор всем, кто утратил понятие о народных святынях...
Один из глубочайших и трагических философов XX века писал: «Книга должна бередить раны. Даже причинять их. Долг книги — быть опасной». Так можно сказать, наверное, о всяком значительном произведении, в любом жанре. Опасны фильмы с Александром Прохановым для усердно пытающихся выхолостить историческое самосознание народа. Опасны передачи, подобные документальному циклу Владимира Чернышева «Сталин с нами» (режиссер Д. Кабанов), три вечера подряд демонстрировавшемуся на канале НТВ. Убедительная и точная в документальной основе своей работа В.Чернышева и его коллег, уже вызвавшая истерические комментарии в стране «историков ножниц и клея», как выразился известный британский ученый Р. Коллингвуд, решительно разрывает порочный круг конъюнктурных манипуляций вокруг полной величия, сложной и трудной эпохи, на основах и победах которой — и об этом тоже напоминает беспамятным фильм — мы живем и сегодня. Ведь за 60 лет, минувших со дня смерти Сталина, мы не создали ничего принципиально нового. Пожалуй, впервые в эпопее В. Чернышева — Д. Кабанова перед массовым зрителем раскрылась не только картина, но и корни острой идейно-политической борьбы за пути будущего развития молодого советского государства, да и за само его независимое существование. И хотя о цене достижений можно спорить, несомненно одно: прошлое необходимо понимать и оценивать в его собственном контексте. Еще одна из заслуг создателей этого многосерийного фильма — органичное сочетание комментариев ведущего и других участников фильма с игровыми эпизодами и документальным материалом, в результате чего образ Сталина приобретает трагическую глубину и многомерность. Стоит выделить также премьеру документального фильма «Молодой Сталин» на канале «Звезда» (режиссер Сергей Костин). Вообще, 60-летняя годовщина со дня смерти вождя заняла, в общей сложности, на разных каналах свыше десяти часов экранного времени. Столь активное и взвешенное обращение к фигуре Сталина — своеобразный рекорд за долгие годы.
На предпраздничной неделе заслуживает внимания премьерный показ в эфире Первого канала сериала «Анна Каренина» С. Соловьева, где О. Янковский и А. Абдулов сыграли свои последние роли в кино. Как всегда, небезынтересны в ночном эфире Россия-1 документальные фильмы, на этой неделе — рассказ на два вечера о загадочном перевале Дятлова. В линейке исторических картин на канале «Культура» надо обязательно смотреть «Петр Первый» (1937) с гениальными актерскими работами Н. Симонова, М. Жарова и Н. Черкасова, «Адмирал Ушаков» (1953) с Б. Ливановым и И. Переверзевым, «Бедный, бедный Павел» (2003) с В. Сухоруковым и О. Янковским.

1.0x