Речь Владимира Путина на юбилейной сессии Генассамблеи ООН мог бы без особой подготовки произнести, вместо президента, любой политически подкованный зритель двух первых кнопок российского ТВ — так чётко была выражена в ней официальная позиция нашей страны по ключевым вопросам современности. В этом смысле ничего нового для русского уха в словах Путина не прозвучало: буквально каждый пункт его речи был уже сто раз разжеван в рамках отечественного дискурса последних полутора лет.
Тем удивительней было наблюдать, как большинство выступавших до и после Путина, начиная с американского президента, на фоне этой стройной картины мира блуждало в трех соснах и, казалось, вообще слабо представляло себе, что в действительности происходит на планете Земля. Дряблая, мелкотравчатая, второстепенная риторика западных лидеров просто-таки взывала к тому, чтобы им всё как следует растолковали. Этим-то Путин и занялся с высокой трибуны.
Что же именно поведал российский президент "городу и миру"?
Созданная в Ялте в 1945-м ООН семьдесят лет сберегала мир на планете. Суть ее работы заключалась в поиске компромиссов, и это работало. Однако после окончания "холодной войны" новый "центр доминирования" вздумал наплевать на ООН и остальные страны, что "путаются под ногами". Этот "центр" принялся вмешиваться в чужие дела без ооновского мандата, утверждая повсюду "право сильного". На Большом Ближнем Востоке такое агрессивное вмешательство разрушило мир миллионов людей и обвалило три государственности: в Ираке, Ливии и на большей части Сирии.
В образовавшийся вакуум власти хлынули экстремисты. Хуже того, гегемон самолично спонсировал и вооружал их против неугодных режимов. Однако неизвестно еще, кто кого использовал в действительности.
Сегодня в Сирии лишь войска президента Асада, да еще курды реально борются с террористами всех мастей, разницы между которыми нет. В соответствии с нормами ООН, только с Асадом и допустимо сотрудничать в борьбе с терроризмом. Страны доброй воли, взяв за основу ооновские принципы, должны объединиться в борьбе с терроризмом, как наши деды когда-то объединились против нацизма. Нужно восстановить три разрушенные государственности — и тогда не понадобятся лагеря для беженцев, спешно обустраиваемые в Европе.
Вообще, безопасность — вещь равная и неделимая. Блоковое мышление тут недопустимо. Доказательством служит Украина: эта страна была разорвана ложным выбором между "западной" и "восточной" перспективами. Теперь залечить ее раны способен лишь "Минск-2", буква и дух которого велят согласовывать всю повестку дня с Донбассом. Лишь тогда Украина способна стать "связующим звеном" между Европой и Евразией.
Другой пример блокового мышления — санкции против России, учрежденные Западом в обход не только устава ООН, но и провозглашенных принципов открытой экономики, в том числе в рамках ВТО. Переписывание правил игры в угоду "узкого круга избранных" чревато разбалансировкой всей мировой экономики. Взгляните на Россию — вот как нужно поступать! Мы предлагаем гармонизацию разных экономических проектов, взять хотя бы сопряженность ЕАЭС и "Шелкового пути"! Лишь в объединении усилий всех государств удастся справиться с мировыми вызовами: от изменения климата до безопасности на целой планете.
Безупречная логика путинской речи подталкивала каждого незашоренного слушателя к ясным ответам, кто же во всем виноват и что теперь нужно делать. Виновата, безусловно, Америка, взявшаяся поучать остальной мир, как жить, да провалившая миссию. Ну а делать нужно еще более очевидную вещь: прекратив совать нос в чужие дела, сообща решать общие проблемы.
Для значительной части западной аудитории, прослушавшей политинформацию из уст Путина, одной лишь этой логики должно хватить, чтобы приоткрыть глаза на вещи. Тем же, кто продолжит артачиться, для собственного блага стоит ещё раз, с карандашом в руках, перечитать путинскую речь, обильно сдобренную прозрачными намеками на новые правила игры — игры по-русски. Вот лишь некоторые из них:
— всякий, выступающий резко против нашей антиигиловской коалиции, в глазах России подобен пособнику нацизма;
— безумная поддержка террористов в Сирии — то есть любой силы, воюющей с Асадом, включая "умеренную оппозицию", — чревата приходом террора в дом к самим безумцам (мы предупредили);
— ад с беженцами прекратится лишь тогда, когда Европа поддержит Асада и восстановит то, что сама разрушила;
— кичливая Америка рискует остаться в стороне от прогрессивных интеграционных процессов, инициаторами которых выступают уже иные державы;
— во главе этих процессов, чтоб было совсем понятно, стоят Россия с Китаем;
— создатели "закрытых экономических блоков" пусть пеняют на себя: последующая разбалансировка всей мировой экономики ударит по ним самим;
— что касается Украины, то ее целостность ни оружием, ни угрозами обеспечить нельзя; а ее будущее вообще принадлежит не какому-то там ЕС или НАТО, а "общему пространству безопасности и экономического сотрудничества как в Европе, так и в Евразии";
— и вообще, всё это натворили вы, глупцы эдакие, поэтому сидите теперь и не вякайте — а мы пока подумаем, не разбомбить ли ваш с ИГИЛом общий нефтяной промысел.
Учитывая полнейшую беззубость обамовской речи, а также союзническую поддержку в выступлении "товарища Си", можно надеяться на то, что все с первого раза поняли изложенную Путиным логику. Первые признаки этого — от смены "антиасадовских" акцентов в речах фрау Меркель и премьера Кэмерона до выставления на мороз делегации из "цэ Еуропы" и чоканья бокалов с "черным властелином" на приеме у Пан Ги Муна — выглядели вполне ободряюще.