И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: «Иди и смотри». И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; И дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
Апокалипсис (глава 6; стих7)
В далёком, отстоящим от нас на три десятка лет, 1985 году был снят пронзительный фильм с кричащим названием «Иди и смотри». Он как бы предвосхитил то поколение, которое ещё не проявилось в СССР в полную силу (хотя несомненно уже существовало), которому надо было в приказном порядке, строго говорить: «Иди и смотри!»
Иди и смотри, как звери в человеческом обличье терзают наши города и сёла. Как сжигают заживо сотни беззащитных женщин и детей, запирая их в деревянных старинных церквах, только лишь ради того, чтобы отомстить местным партизанам за убийство своих офицеров, за угон скота, за подрыв эшелона с боеприпасами. Иди и смотри, как красота женщины, желающей любить и рожать, остаётся невостребованной в этой жестокой мясорубке. Как юность и невинность крестьянской девушки, чьей-то теперь матери, бабушки, грубо оскверняется ротой пьяных эсэсовцев. Иди и смотри на пожары, горы трупов на краю села, нищих и убогих, скрывающихся в болотах. Иди и смотри! И не отводи глаз! Знай, что там было. Всю правду знай. Никаких благородных рыцарей из древних немецких знатных родов. А именно мародёры, убийцы, насильники, грабители! Иди и смотри…
Но прошли годы… И зародившееся поколение, состоящее из разных возрастов, но так удивительным образом вылупившееся из скорлупы «застоя» в эпоху «перестройки», а затем перетёкшее во времена полной свободы от всего и вся, вдруг стало идти и смотреть на совсем другое. Оно шло и смотрело на бесконечные ряды шмоток и прочего дерьма, тянущиеся бесконечными рядами у метро. На слепящие полки магазинов, уставленные пестрящей шелухой сигарет, выпивки, презервативов. Шло и смотрело, как по телевидению с утра до ночи крутили порнографию, как там плясали скалозубые юмористы, пели разукрашенные почти голые певички. Как в фильмах о войне вдруг появились доселе неизвестные, но вновь с жестокой правдой раскрытые штрафные батальоны и заградительные отряды, где в первых сидели миллионы уголовников, а вторые, состоящие из злых НКВДшников с кривыми рожами и папиросой в зубах, расстреливали штрафников тысячами из пулемётов, даже не давая оружию остыть. Шло и смотрело на пьяных офицеров в кино о той же войне, на не щадящих людей Сталина и Жукова, на благородных немцев, которых погнали на войну, на многочисленные музеи ГУЛАГа, протянувшие по всей стране свои гипертрофированные щупальца. Шло и смотрело…
Ну а теперь, поколение, иди и смотри!.. Иди и смотри, как вырывают с корнями памятники освободителям Европы из залитой кровью наших солдат земли. Как подняли свои свиные рыла из навоза истории бывшие каратели-бандеровцы и их идейные и реальные потомки и залили кровью земли Новороссии. Иди и смотри, как перепечатывают историю на наших глазах, окрашивая чёрное белым и наоборот. Как всё, что было свято, замарывается, передёргивается, высмеивается. И это всё, пока ты шёл и смотрел на другое! Не кто-то, а ты! И я тоже.
Мы сейчас перед судом истории, мы осуждены на страшные муки от взирания на плоды своей беспечности и забывчивости. Каждый день мы должны себе доказывать, что мы не забыли подвигов наших дедов и тех страшных годин, что располосовали нашу землю когтями фашистского хищника 70 лет назад.
Иди и смотри! И помни...