Сообщество «Форум» 15:24 27 ноября 2021

ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ

Ищите идеологию в науке
1

«Ложь - религия рабов и хозяев.

Правда - бог свободного человека»

Максим Горький

Идеология

В последнее время в России очень много говорится об идеологии. И даже о пагубности ее отсутствия в «скрижалях», в стратегических и концептуальных документах российского общества и государства. Возможно, это, наконец-то, стало кому-нибудь нужно. Возможно, этот кто-нибудь – Президент Российской Федерации.

Есть мнение, что идеологию можно сформировать на основе религии, например, на основе 10 заповедей, спущенных Богом пророку Моисею и еврейскому народу. А некоторые предлагают искать идеологию в культуре и искусстве, как в своеобразном безразмерном «ковчеге», как «кладезях» неисчислимого количества человеческих эмоций и жизненного опыта (тут нам в помощь и популярный ныне Федор Михайлович Достоевский).

Но не надо искать «Джавдета в Сухом ручье. Его там нет». А идеологию нового, посткапиталистического общества ХХI-го века, идущего на смену зашедшей в исторический тупик и агонизирующей в страшных конвульсиях дыхательной и потребительской недостаточности капиталистической системе невозможно найти ни в религии, ни в культуре. И не потому, что ее там нет. А потому, что в них ужасающе много различных идеологий. И в этом, почти, «броуновском бульоне», слишком часто, антагонистических человеческих страстей (чего стоят только бесчисленные религиозные войны) и образов человеческого поведения (достаточно одного только фильма Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир») отсутствует однозначная разность потенциалов, постоянное напряжение, обусловливающее неуклонное движение человека и человечества от Зла к Добру. Об этом не говорят, но, ведь, даже таможенник Верещагин (в исполнении Павла Луспекаева) из бесконечно популярного в российском народе кинофильма «Белое солнце пустыни» проверял пришедшего к нему гостя подожженной толовой шашкой! А если бы этот гость был не «товарищ Сухов»?

Такой вектор движения от Зла к Добру дает человеку только наука! Да, наука история. Да, наука культурология. Да, физика, химия, биология и десятки и сотни других наук. И да, экономика и политэкономия, как межформационная экономическая теория. И, поскольку: «ИДЕОЛОГИЯ (от греч. ῞ιδέα – идея, представление и λόγος – слово, учение) – система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики – классов, наций, общества, политических партий, общественных движений – и выступает формой санкционирования или существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии), или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движений). Идеология и форма общественного сознания – составная часть культуры, духовного производства», постольку идеологию формирует и философия, так как именно философия интегрирует содержание всех этих конкретных наук.

(Цитируется по «Новой философской энциклопедии» https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia .

История

Наука история учит нас тому, что человечество, как и все в этом мире (движение по своим орбитам электронов, вращение планет, человеческая жизнь, пандемии, социально-экономические формации) развивается непрерывно-циклически. А траектория развития человеческой цивилизации – по восходящей и сходящейся к центру спирали, на которую накладываются циклические кривые малого порядка. Применительно к развитию человеческой цивилизации эту периодичность Карл Маркс выразил следующими словами:

двойной клик - редактировать изображение

Рис. 1 Карл Маркс о социальных революциях

Я проиллюстрирую пространственную модель развития общества следующей плоской схемой (см. рис. 2).

двойной клик - редактировать изображение

Рис. 2 Траектория развития человеческой цивилизации.

На шкалу времени наложена непрерывная периодическая функция волн революций и реставраций. На фрагменте рисунка в левом верхнем углу показана схема разложения этой непрерывной периодической функции на множество гармоник методами математического анализа (ряды Фурье и др.) Восходящей жирной линией зеленого цвета на основной части рисунка изображена линия базового восходящего тренда развития человеческой цивилизации, сходящийся и ускоряющийся характер которой представлен в данном случае параболической функцией Y = 0,04 X2. Наложение периодической линии волн революций и реставраций на параболу цивилизационного тренда дает возрастающе-пульсирующую линию фактического развития человеческой цивилизации, изображенную красным цветом.

На этой результирующей линии можно видеть и участки периодических рывков общественного прогреса, обусловливаемые, прежде всего, социальными революциями, и его периодические провалы, обусловливаемые кризисами устаревающих социальноэкономических систем.

Современная социально-экономическая ситуация в мире очень многими достойными аналитиками (и даже Президентом РФ) расценивается, как небывалый ранее и глубочайший системный кризис капиталистической формации, безусловно «требующий» от человечества очередной социальной, и на этот раз. подлинно социалистической революции. Революции сверху или снизу.

Человек может быть или «простым обывателем», или Мастером Спорта по борьбе самбо и дзюдо, или виртуозом политического фехтования, одного за другим «нанизывающего» соперников на свою шпагу, но «Шпага Истории» все равно ловчее и острее. И если не перейти на ее сторону, раньше или позже придется оказаться «приколотым» этой самой историей к ее «регрессивному столпу».

Физика и химия

Науки физика и химия учат тому, что весь окружающий нас мир материален и состоит из различных комбинаций 118 химических элементов (описываемых таблицей Д.И. Менделеева), каждый их которых, в свою очередь, состоит из различного набора элементарных частиц: протонов, нейтронов и электронов. И вся эта бесчисленная комбинаторика обеспечивает колоссальное разнообразие неживого и живого мира. И это относится и ко всякому куску камня, и к каждому вирусу, и к любому человеку. И всякий фрагмент любой формы материи имеет колоссальный набор атомарных и молекулярных конфигураций своей периферии, за счет которых и осуществляется последующее отражение или присоединение фрагментов.

Биология

Ситуация свирепствования во всем мире пандемии коронавируса SARS-CoV-2 сподвигла вашего покорного слугу на некоторое, конечно, достаточно поверхностное, ознакомление с азами иммунологии. Но сейчас я говорю не о пандемии и не о необходимости всеобщего вакцинирования. Сейчас я о поделюсь другим важным выводом. Всем должно быть понятно, что, как оказывается, иммунная система человека работает таким образом, что в организме постоянно присутствует громадное количество В-лимфоцитов (клеток иммунной системы), имеющих и способных репродуцировать (запускать выработку) 108 степени (100 миллионов) индивидуальных разновидностей (с индивидуальной конфигурацией рецепторов) антител ко всевозможным вредоносным антигенам (бактериям, вирусам, грибам и пр.), которые предназначены для соединения с конкретным «ответным» антигеном по принципу «ключа и цилиндрового механизма английского замка» и для маркировки антигена с целью последующего его уничтожения макрофагами.

А еще в организме человека постоянно находится громадное количество Т-лимфоцитов, каждый из которых настроен (имеет Т-рецепторы индивидуальной молекулярной конфигурации) на соединение не с достаточно крупным молекулярным фрагментом всего антигена, с которым соединяется рецептор антитела, а с маленькими фрагментиками антигена (эпитопами антигена), которые представляют Т-рецепторам Т-лимфоцитов антиген-презентующие клетки, собирающие и дефрагментирующие чужеродные антигены на эти самые эпитопы, так или иначе, оказавшиеся во всем организме. И число индивидуальных разновидностей Т-лимфоцитов, имеющих особую конфигурацию Т-рецепторов, оценивается специалистами в 1010 степени (10 миллиардов).

Именно благодаря такому гигантскому разнообразию всевозможных разновидностей рецепторных (присоединяющихся к антигенам) участков антител В- и Т-лимфоцитов обеспечивается тотальное обнаружение в организме человека всевозможных вредоносных антигенов и их тотальное уничтожение микрофагами и Т-киллерами иммунной системы.

Тот из читателей, кто когда-нибудь имел хоть какое-то отношение к конструированию (созданию) более или менее сложных материальных объектов или систем может (должен) прекрасно знать, сколь трудоемко, сложно и длительно идет процесс конструирования, обеспечивающий оптимизацию их работы хотя бы по незначительному количеству целевых параметров. И никто и никогда еще не создавал системы, обеспечивающие качественное взаимодействие сотни миллионов и десятка миллиардов компонентов этих изделий и систем. Это не только практически невозможно, но и теоретически просто немыслимо.

И в связи с этим «в лоб» встает вопрос о ТВОРЦЕ, о возможном СОЗДАТЕЛЕ человека, живого мира и материи в целом. А ответ на него очевиден. Создать всю эту глобальную защиту могло только миллионолетнее самодвижение, само-соединение и само-разделение материи, эволюционное и революционное (мутационное) ее саморазвитие. А на последнем его этапе – естественный и искусственный отбор. Человек все еще только мучительно проникает в некоторые тайны этого глобального процесса. И ни одно человекоподобное существо СОЗДАТЕЛЕМ мира быть не могло и не может.

Политэкономия. Ценности

Сколь не забалтывай заморские и отечественные профессора и академики проблему, человечество (в целом) до сей поры не разобралось с базовыми и ключевыми категориями и закономерностями подлинной экономической теории.

Карл Маркс и ортодоксальные марксисты определяют базовую экономическую категорию – стоимость, как затраты труда, рабочей силы, рабочего времени, общественно необходимые для производства того или иного продукта, товара (при общественно средних условиях труда и средней его интенсивности и умелости). И объявили производительными и создающими стоимость только те разновидности, преимущественно, физического труда, которые создают осязаемый материальный продукт.

И никому из них до сих пор невдомек, что с точки зрения философии, с точки зрения диалектики индивидуального и общественного, сначала должна быть определена категория, имеющая индивидуальное содержание (индивидуальная стоимость). А понесением затрат труда, человеческой жизненной силы, биологической энергии сопровождается всякая осознанная целенаправленная и целесообразная человеческая деятельность. А это означает, что стоимость (индивидуальную стоимость) образует всякий труд, поскольку он, так или иначе, входит в систему разделения общественного труда.

Таким образом, в подлинной политэкономии стоимость есть, прежде всего индивидуальная себестоимость, индивидуальные фактически и непосредственно осуществленные затраты любого труда, затраты трудовой силы, трудового времени, трудовой энергии. А всякая коллективная, групповая и общественная стоимость исчисляется математической обработкой соответствующих индивидуальных стоимостей.

Субъективисты, маржиналисты, экономиксисты и вовсе «накосячили». Они объявили фактически единственной базовой экономической категорией категорию «ценность». А определили ее только, как не имеющее никакой единицы измерения субъективное значение, которое имеет единица блага для благополучия субъекта. И вовсе отказались от связывания ценности с какими-либо затратами труда. При этом, ни кардиналисты, ни ординалисты, ни кейнсианцы так и не смогли измерить ни полезность продукта, ни его ценность. А экономиксисты, позднее, и вовсе отказались от экономического использования категории «ценность», заменив ее категорией «цена». Благо, что их «выручил» Альфред Маршал, который с помощью своего знаменитого «креста» затрат и спроса дал методологию, якобы, научного теоретического объяснения величины цены.

А в отношении труда либерастические псевдо-экономисты разделили всех людей на наемных работников и предпринимателей, занимающихся, якобы, исключительной в природе предпринимательской деятельностью, заслуживающей исключительной же формы вознаграждения – предпринимательской прибыли. И кто-то еще спрашивает, откуда в обществе берется имущественное и социальное разделение людей! Глупцы и Фарисеи!

Между тем в подлинной экономической теории, в подлинной политэкономии, в наноэкономике Сафончика кроме индивидуальной стоимости-себестоимости изготовления каждой единицы всякого продукта всякая такая его единица имеет индивидуальную ценность для всякого индивидуального потребителя. И агрегированные из индивидуальных коллективные, групповые и общественные ценности.

Ведь с развитием общественного разделения труда, тем более, с переходом его в фазу глобального мирового разделения, у каждого продукта имеется не только индивидуальная стоимость его изготовления (индивидуальные затраты изготовления), но и индивидуальные затраты обретения продукта в потребление каждым конкретным потребителем. Как правило, эти затраты предпотребления складываются из индивидуальных затрат на изготовление своего продукта, отдаваемого в обмен на получаемый продукт, и затрат на обмен.

Ведь, по самому большому счету, и с физиологической, и с химико-биологической точек зрения в хозяйственной деятельности людей нет никакого иного процесса, который может быть использован для измерения и потенциальной (ожидаемой), и фактической результативности и полезности труда, как именно те его затраты, которые человек прикладывает в труде, соотносит с полезностью для него этого результата. В экономике изначально, базово нет никаких других стоимостей, кроме индивидуальных себестоимостей и любого физического или умственного процесса изготовления, и любого физического и умственного процесса обмена. Все остальные экономические категории производны из этих вариативных себестоимостей.

По самому большому счету, все главные и долговременные интересы, все противоречия, все индивидуальные или коллективные действия субъектов труда в процессе его совершенствования направлены, в конечном счете, на внедрение в системе коллективного или общественного (глобального) разделении труда таких изменений, в результате которых совокупная себестоимость производства и обмена будет неуклонно минимизироваться. Именно эта экономия труда позволяет человечеству прилагать высвободившиеся силы на расширение номенклатуры объектов потребления и на «другие излишества».

В результате постоянной реализации этой нацеленности и, в конечном счете, реальная система общественного разделения труда будет приближаться к идеальной, в идеальной и самой эффективной, в которой в системе рабочих мест будут реализованы все самые современные достижения науки, техники и организации производства, и где эту систему рабочих мест будут наполнять самые адекватные их требованиям работники, не имеющие ни имущественных, ни командно-административных ограничений на такое встраивание.

В результате индивидуальная стоимость каждого частичного продукта каждого частичного труда в обществе будет самой минимальной из всех других возможных вариантов его изготовления, и, поэтому, ценность каждого частичного продукта, как альтернативная себестоимость обретения его в потребление потребителями всегда будет больше себестоимости его изготовления. При этом, каждый частичный труд будет образовывать наибольшую индивидуальную частичную прибыль, складывающуюся в наибольшую прибыль всего общества.

Но для осуществления таких изготовительных и обменных отношений, очевидно, необходима реализация в обществе отношений подлинно общественной собственности на средства производства в ее индивидуально-коллективной форме. А способ движения к этой форме только один (если кто-то не желает революционных преобразований снизу) – доведение частной собственности до каждого работающего человека и диалектическое преобразование частной собственности в индивидуально-коллективную.

Политэкономия. Процент на капитал

Еще на заре своей истории человечество озаботилось пониманием источника и правомерностью взимания ссудного процента. С тех пор умнейшими людьми цивилизации были созданы различные теории процента. Но если вы думаете, что вопрос решен и закрыт уже навсегда, то это далеко не так. Из экономии времени и места не стану воспроизводить здесь различные теории капитала и процента. Напомню только, что Карл Маркс называл капитал самовозрастающей стоимостью. А экономиксисты объясняют процент на капитал некоей особенной производительностью денег и разными психологическими предпочтениями разных людей.

И то, и другое ЛОЖЬ!

Капитал есть ценность, возникающая из труда и преумножаемая трудом.

А процент на капитал есть количественная форма выражения ценностной производительности капитального оборудования длительного использования.

Дело в том, что любое средство производства длительного использования, любое капитальное оборудование, как правило и в тенденции, имеет потребительную ценность и реализуется по цене его купли-продажи, но не по его фактической полной ценности для покупателя, которая образуется и исчисляется только за весь период эксплуатации этого капитального оборудования.

В процессе эксплуатации капитального оборудования его стоимость (себестоимость) амортизируется на стоимость (себестоимость) продукции по частям, в виде амортизационных отчислений стоимости, пропорционально степени износа оборудования в течение периода амортизации. А ценность капитального оборудования одновременно амортизируется на заводскую ценность продукции (на ее заводскую цену), по частям, в виде амортизационных отчислений ценности, равных амортизационным отчислениям стоимости, но в течение всего времени эксплуатации оборудования. А время эксплуатации капитального оборудования, как правило, превышает период амортизации его стоимости. Поэтому совокупная перенесенная на продукцию ценность (полная фактическая ценность оборудования) капитального оборудования оказывается БОЛЬШЕ совокупной перенесенной стоимости оборудования. Ведь каждому промышленнику и уж точно его бухгалтеру известно, что заводская цена продукции никогда не уменьшается после истечения срока амортизации оборудования, хотя себестоимость продукции снижается на величину амортизационных отчислений стоимости.

Эти соотношения и обуславливают фактическую ценностную (можно говорить и стоимостную) производительность капитального оборудования, которую не смогли, в свое время, найти ни О. Бем-Баверк, ни другие экономиксисты.

Источников ценностной производительности капитального оборудования два. И оба из них ТРУДОВЫЕ! Эта производительность, с одной стороны, является результатом повышенной результативности и эффективности, ценностной производительности труда по изготовлению оборудования (повышенного качества труда проектирования и изготовления). С другой стороны, она является результатом производительного (и бережного) отношения к оборудованию работников, эксплуатирующих оборудование и работников, с возможно минимальными издержками, поддерживающих оборудование в работоспособном состоянии все большее и большее время. Эту полную фактическую ценность оборудования нельзя вычислить при купле продаже оборудования (да и торг имеет место). Эту образованную указанными видами труда полную ценность оборудования, как его совокупную перенесенную за весь срок службы ценность можно вычислить только после прекращения эксплуатации оборудования. Эта выявляемая таким образом полная ценность оборудования (и дополнительная прибыль от длительной и эффективной эксплуатации) может превышать его стоимость-себестоимость и продажную цену даже в разы! И образуется эта прибыль трудом наемных работников и предприятия-изготовителя, и предприятия потребителя. И вот эту-то дополнительную и не отражаемую в капиталистической бухгалтерии прибыль ушлые предприниматели и их, якобы, научные толкователи и выдают за результат предпринимательской деятельности, называют предпринимательской прибылью и противно принципу адекватности воздаяния деянию ПРИСВАИВАЮТ!

Только теперь становится совершенно ясно, за счет чего, за счет какого труда возрастает капитал. Только теперь стало ясно, что наемный труд изготовителей капитального оборудования эксплуатируется дважды. Один раз своим капиталистом. А второй раз – капиталистом, эксплуатирующим не вполне оцененное при купле продаже изготовленное ими высокопроизводительное капитальное оборудование.

Только теперь становится окончательно ясно, какова природа ссудного банковского процента. Промышленные капиталисты, что называется, «нутром чувствуют» такую ценностную (и денежную) чудотворную силу своего промышленного капитала и готовы «отстегивать» банковским капиталистам ссудный банковский процент за продажу ими денег и возможность обладания капитальным оборудованием.

Политэкономия. План и рынок

Современное человечество по-прежнему и в значительной степени разделено и в понимании диалектики рыночных и плановых отношений в обществе.

Так называемые, рыночники абсолютизируют отношения самостоятельности субъектов производства и обмена продуктами, товарами в обществе: самостоятельности в выборе вида хозяйственной деятельности, партнеров в ее осуществлении, назначения цены своей продукции и т.п. Так называемые, плановики абсолютизируют отношения внешнего управления хозяйственной деятельностью субъектов нижнего уровня субъектами более высокого уровня, в частности управления хозяйственной деятельностью граждан и их общностей (предприятий, общественных объединений) со стороны государства.

И только наноэкономика Сафончика, как начальная, базовая часть экономической теории, как наука о самых фундаментальных отношениях хозяйственной деятельности человека позволяет разрешить эту дихотомию самым строгим и эффективным образом.

Наноэкономика понимает и трактует рынок, как пространственно-временное поле реализации отношений обмена в обществе и цивилизации. Обмена и как, прежде всего, физического перемещения продуктов от изготовителя к потребителю, и как процесса реализации правовых отношений субъектов на объекты рынка. Из такого понимания рынка следует, что рынок был, есть и будет всегда.

При патриархальном производстве зарождался и развивался (безденежный) обмен разделенными деятельностями различных членов семьи и общины по принципам регулирования деятельностей в соответствии с физиологическими возможностями особей и адекватного удовлетворения их биологических потребностей.

В обществе с сословными формами организации жизни в подавляющем количестве случаев осуществлялся неэквивалентный обмен готовыми продуктами деятельности одних членов общества (крестьян, ремесленников) на некие «услуги» со стороны других членов общества (охрана от посягательств на жизнь со стороны «чужаков», отправление религиозных отношений). Причем полноправными субъектами установления ценности и продуктов, и услуг были исключительно представители высших сословий и духовенства.

В капиталистическом обществе основной системной формой обмена является совершенно неэквивалентный обмен продуктов непосредственного физического и умственного труда наемных работников капитала на «уникальные управленческие услуги» предпринимателей. Система разделения общественного труда формировалась здесь стихийно, по направлению снизу-вверх. Здесь субъектами установления ценности и продуктов, и услуг являются капиталисты, собственники средств производства (и их представители).

В псевдосоциалистическом обществе СССР основной формой обмена был, опять-таки, не вполне эквивалентный обмен продуктов труда наемных работников государства на управленческие и распределительные услуги государственной машины. Система разделения общественного труда формировалась здесь централизованно-планомерно, по направлению сверху-вниз. Полноправным субъектом установления полезности продуктов труда и государственных услуг здесь было только государство, его командно-административная система.

Наноэкономика Сафончика исходит из того, что планирование, как самоуправление, самоконтроль, саморегулирование собственной деятельностью самостоятельных субъектов процесса труда, и, как внешнее управление деятельностью нижестоящих субъектов иерархической системы вышестоящими субъектами, было, есть и будет всегда. Потому, что планирование есть неотъемлемый компонент всякого труда, как целенаправленной и целесообразной хозяйственной деятельности.

В первобытнообщинной формации самопланированием на индивидуальной охоте, безусловно, занимался всякий член общины. И каждый из них подчинялся управленческим командам вождя в ходе совместного отражения нападения врагов племени.

В рабовладельческой формации каждый раб, собирая хлопок на плантации своего хозяина занимался самоуправлением (как элементом самопланирования) своими пальцами, руками, ногами и головой. Но каждый питался только по команде надсмотрщика, выполняя его управляющее (планировочное) воздействие и планировочную волю хозяина.

В феодальной формации каждый свободный гончар самостоятельно планировал свою жизнь и организовывал свою непосредственную работу, но, одновременно же, и подчинялся управляющему (планировочному) воздействию рынка в лице собратьев по гончарному цеху (цеховые ограничения).

В капиталистической формации едва ли не каждый свободный рыночный предприниматель начинает день с составления плана действий, а каждая корпорация начинает финансовый год с составления среднесрочной или долгосрочной стратегии (годового или 3-хлетнего плана). А в результате общество имеет стабильнейшую и эффективную работу гигантских сборочных, например, автомобильных цехов без промежуточных складов (от поставщика непосредственно на конвейер).

А в псевдосоциалистическом СССР, как мы хорошо знаем на собственном опыте и благодаря, опять же, искусству, насквозь «плановая и социалистическая» работница отдела сбыта могла запросто отправить дорогостоящий груз вместо Харькова в Хабаровск только потому, что в это время она думала о своих родственниках, проживающих именно в нем.

В подлинно социалистическом обществе будет реализована высшая форма рынка – всеобщий рынок обмена частичными продуктами частичного труда, распространенный, в своих существенных отношениях, и внутрь предприятий, организаций, учреждений. И это будет одновременно и высшая форма плановости общества.

Каковы же эти существенные отношения?

Все работники предприятия, организации, учреждения будут рассматриваться и действовать, как равноправные частичные собственники частичных продуктов своего частичного труда, как равноправные субъекты внутрифирменного рынка обмена этими частичными продуктами и, одновременно, как самостоятельные и полномочные субъекты самопланирования и самоуправления в рамках своих производственных функций, и, одновременно, как субъекты иерархической структуры трудового коллектива предприятия, подчиняющиеся требованиям его управленческих структур.

Прежде всего, каждый работник предприятия будет субъектом установления ценности и своего частичного продукта, и частичных продуктов труда всех других работников предприятия. Это право будет реализовываться через право простановки понижающих и повышающих коэффициентов к базовому размеру вознаграждения за продукты труда каждого работника предприятия, установленному администрацией.

Каждый работник предприятия будет самостоятельным субъектом «рыночного выбора» (в условиях предприятия) партнеров (его поставщиков и потребителей), даже в условиях конвейерного производства, но только через механизм повышения или понижения коэффициентов ценности продуктов их труда (экономического воздействия).

Каждый работник будет являться самостоятельным субъектом планирования процесса своего частичного труда, будет иметь право и возможность самостоятельно рационализировать этот процесс. И при этом нести полную, прежде всего, финансовую ответственность за результаты такой рационализации, оценщиком которых будут все остальные члены трудового коллектива. И каждый работник при отсутствии у него потенциала самостоятельной рационализации своего труда будет дисциплинированным исполнителем управляющих воздействий трудового коллектива (его администрации).

Политэкономия. Государственное планирование

Важнейшей организационной структурой существования и саморазвития общества является государство. Для отправления его функций по защите территориальной ценности, поддержанию обороноспособности, обеспечению обязательного уровня здравоохранения, образования и воспитания граждан, опережающего развития науки, техники и культуры государство является заказчиком, потребителем и оператором громадного количества материальных продуктов. Соответственно, государство является и одним из крупнейших и важнейших субъектов общественных рыночных отношений.

Как и всякий субъект рыночных отношений государство должно минимизировать издержки (стоимость) своей деятельности и повышать ее результативность (ценность) и прибыльность (профицит бюджета). Как и всякий субъект рыночных отношений государство должно совершенствовать важнейший инструмент своей деятельности – государственное планирование.

Представляется, что наиболее эффективным методом такого совершенствования является использование в государственном планировании модифицированного определенным образом метода сетевого планирования.

Известно, что главной целью хорошо разработанного метода сетевого планирования в хозяйственной деятельности является выявление такой последовательности выполнения отдельный работ и их фрагментов, которая обеспечивает минимальный срок выполнения общей работы. А также наиболее рациональное аккумулирование материальных и трудовых ресурсов на соответствующих участках и в необходимое время.

двойной клик - редактировать изображение

Рис. 3 Традиционный сетевой график

Для целей оптимального сетевого государственного планирования (и не только государственного, но и внутрифирменного) традиционный сетевой график должен быть модифицирован следующим образом.

В узлах сети должны позиционироваться виды изделий, их комплексов и систем, которые необходимы государству для получения конечного комплексного продукта. А связи между узлами должны представлять всех возможных поставщиков всех промежуточных продуктов с указанием себестоимости изготовления ими этих своих продуктов.

Целью оптимизации такого сетевого графика должно стать выявление пути, обеспечивающего (при соблюдении необходимого качества) минимальной стоимости получения (и изготовлений, и транспортировки, и хранения и всей прочей логистики) заказанного государством продукта.

Современные компьютерные технологии позволяют государству собирать с субъектов любой хозяйственной деятельности (пусть в начале только государственных предприятий) сведения и создавать базы себестоимостей их производства всех видов продукции. Математические же методы работы с такими базами позволяют успешно реализовывать оптимизацию громаднейших сетевых моделей по критерию минимального времени и минимальной себестоимости изготовления.

Культурология. Духовность

В стране и мире очень много говорится о духовности. Выскажу и я свое, довольно резкое, но, полагаю, истинное мнение.

В насквозь материальном мире нет и не может быть ничего не материального.

Духовность обычно связывают с высшей формой функционирования человеческого мозга, с мышлением. Но и деятельность мозга вся насквозь материальна. Она реализуется в 15 млрд. нервных клеток – нейронов, соединенных между собой динамической (постоянно обновляемой) системой материальных связей (системой синапсов). И если движение электронов в проводнике сопровождается электромагнитным полем, то мышление мозга, формирование образов, функционирование памяти, творчество есть внешние формы физико-химических процессов, протекающих в материальных структурах мозга.

Не случайно, что вся эта деятельности мозга, осуществление сознания, «бытие духа» сопровождается потреблением до 25% всей биологической энергии, потребляемой человеческим организмом.

Громадная часть всеобщих процессов деятельности мозга, сознания связана с обработкой сигналов от различных органов чувств: глаз, ушей, органов обоняния, осязания и прочее. И все эти процессы с очевидной правомерностью можно считать материальными процессами.

Но «конструкция» мозга позволяет ему с известным успехом функционировать и в отсутствии сигналов от органов чувств. Человек «видит» и с закрытыми глазами, «внутренним зрением». Человек слышит, например, музыку в полной тишине, благодаря «внутреннему слуху». Человек «ощущает», вспоминает вкус различных деликатесов, находясь на строгой постной диете.

Я называю духовной жизнью «внутреннюю» мыслительную жизнь человека, осуществляемую в условиях минимального участия чувственных, сигнальных систем его организма. Духовная жизнь, «субстантивация духа» есть мышление, реализация функции сознания, осуществляемая при минимальном участии многих биологических систем и максимальной работе головного мозга.

Именно поэтому людьми, более духовными, считаются лица, занимающиеся, преимущественно, умственным, а не физическим трудом (ученые, писатели, поэты, художники, изобретатели). Именно поэтому образцами духовных людей издавна считаются различные бытовые, кулинарные аскеты, отшельники, ведущие уединенный образ жизни, монахи, наложившие на себя различные обеты потребления и общения.

Именно поэтому бездуховными людьми издавна считаются чрезмерные чревоугодники, безудержные потребители материальных благ и чувственных ощущений.

Получается, что духовность может иметь, как позитивное, так и негативное воплощение. А иначе во что «поместить» всю имеющую место человеческую злобу, все эти злые помыслы и последующие деяния.

Культурология. Ценности

В мире и обществе нет ничего более, кроме различных форм, видов и элементов материи и различных отношений между ними. Различные естественно природные отношения материальных объектов описываются и изучаются в рамках отдельных естественных (физика, химия и т.д.) и различных междисциплинарных наук (молекулярная биология и т.д.).

Отношения человека по поводу присвоения, производства и потребления различных материальных объектов изучают различные разделы совокупной экономической теории. Отношения экономической ценности объектов потребления для человека и общества, то есть отношения измерения полезности объектов потребления через анализ затрат труда, на которые человек идет, чтобы иметь возможность извлекать эту полезность для своих нужд, изучает, как мы говорили ранее, наноэкономика.

Но в человеческом обществе существует громадное количество сложнейших отношений между индивидуальными людьми (тоже материальными объектами) и их различными общностями. И для завязывания, сохранения, развития или прекращения этих отношений люди также готовы осуществлять качественно и количественно различные затраты своих жизненных сил. И иногда для этого люди жертвуют своими жизнями. А ученые и политики должны говорить о таких отношениях, как о неэкономических ценностях.

То есть, неэкономические ценности есть отношения между людьми, ради которых они готовы жертвовать своими жизненными (нетрудовыми) силами, своим здоровьем, своими жизнями.

Существует ценность любви и семейных отношений. И всем хорошо известно, на какие жертвы люди часто готовы идти и идут ради обретения и сохранения любви, обретения и сохранения семьи. За любимыми люди переезжают в другие города, на другие континенты планеты. Ради любви они меняют образ своей жизни, и, иногда, даже совершают преступления и несут за эти преступления наказания.

Для человека (увы, для каждого в разной степени) существует ценность независимости своей родины от враждебной деятельности иностранных государств. И всем хорошо известно, на какие жертвы пошел в годы Великой Отечественной войны великий Советский народ.

Ради сохранения жизни своих детей родители часто выступают донорами органов и жертвуют своими жизнями, спасая их от различных стихий, от ножей и пуль мерзких убийц.

Наконец, ради добывания научной истины подлинные ученые нередко лишают себя многих радостей простой обывательской жизни.

Культурология. Ценности. Свобода

Одной из самых важнейших неэкономических ценностей в человеческом обществе является свобода, отношение свободы.

Когда-то мудрец прежних времен сказал, что «свобода есть осознанная необходимость». И до сих пор подавляющее большинство людей, из тех, кто оказывается в состоянии мыслить на эту тему, послушно вторят ему.

Это понимание есть ложь!

На самом деле, свобода (потенциальная свобода) есть осознанная возможность! И свобода (фактическая свобода) есть реализованная возможность!

В самом деле, может ли быть человек свободным в своем желании «летать, как птица», если он осознает, что он не птица, и летать, как летают птицы он, с железной необходимостью, физиологически не может. Но человек становится потенциально свободным после того, как осознает механику полета жесткого самолетного крыла, вертолетной лопасти, крыла дельтаплана, парашюта. И человек становится практически свободным, когда осознав эти законы, реализует соответствующие летательные аппараты и осуществляет свою вековую мечту.

Культурология. Демократия

Другой важнейшей человеческой ценностью является демократия, власть народа. Но власть народа в полной мере реализуется через непосредственное властвование каждого человека над чем- или кем-либо, а не через ту или иную форму представительства, какой бы виртуозной она не была.

Но власть над кислородом воздуха каждому человеку дает не правительство страны, а природа. А власть над электромагнитными волнами людям дают наука и корпорации (микроволновые печи, сотовая связь).

По самому большому счету проблема демократии «упирается» в отношения власти одних людей над другими людьми, в их системной целостности или структурной частичности. Напомню всем пирамиду Сафончика.

двойной клик - редактировать изображение

Рис. 4 Пирамида Сафончика

В рабовладельческой формации власть одних людей – рабовладельцев - в полной, максимальной степени распространялась на других людей – рабов. Первые властвовали над всей совокупностью жизненных подсистем рабов, включая, совокупную систему жизнь через право на их убийство. И в том обществе тоже «процветали рабовладельческая свобода и демократия». Одни решали кому и сколько жить. А другие – от какого оружия умереть (как гладиаторы в цирке).

В феодальной формации из прав «сильных мира сего» было изъято право на убийство своих подчиненных, но, помимо права на продукт труда и рабочую силу крепостных, сохранялось и право на их тело. Процветали телесные наказания, отношения «первой ночи», право на разделение семей.

В капиталистической формации из системы прав «сильных мира сего» были исключены права на тело наемных работников. Остались права на распоряжение купленной рабочей силой и право собственности на продукт труда наемных работников, вытекающее их права частной собственности на средства производства. А свобода и демократия «воссияли» новым светом.

И сегодня «богатые мира сего» как угодно упражняются в «развитии демократии» и в своих, и в чужих странах. Тут тебе и свобода СМИ, и многопартийная система, и разнузданность социальных сетей, и «преклонение» перед всевозможными меньшинствами, с «цветные революции», и ковидомор. Все, что угодно готовы сделать, только бы сохранить свои исключительные права на продукт труда своих наемных работников.

В посткапиталистическом, подлинно социалистическом обществе ХХI-го века должен быть осуществлен новый качественный прорыв в движении человечества к цивилизационному прогрессу во всеобщей системе прав и свобод и демократии. Каждый работающий в обществе человек должен обрести право собственности на продукт своего (и только своего) труда. Ничто в обществе не имеет для развития прогресса большего значения. Ни количество палат в парламенте, ни вообще отсутствие такового, ни срок полномочий президента, ни нюансы бумажного или электронного голосования.

Каждый работающий человек в обществе должен стать полновластным субъектом своего частичного продукта труда. Он должен иметь право на его самостоятельную оценку и на непосредственное участие в функционировании всеобщего обмена частичными продуктами частичного труда. И эти отношения должны распространяться и на работников органов власти и управления. Эти права и станут фундаментом подлинного социалистического народовластия.

Философия. Смысл жизни. Счастье

Наиболее общий, глобальный смысл жизни человека, смысл существования человечества состоит в познании человеком и обществом объективных законов саморазвития материальной природы, человека и общества и в содействии этому саморазвитию (действии в соответствии, а не в противоречии с ними).

Глобальный смысл жизни реализуется каждым человеком через реализацию системы (пирамиды) локальных и частичных смыслов, включающих самосохранение жизни и продолжение рода, через научную и производительную деятельность, через образование и воспитание новых поколений.

Счастье человека есть процесс-состояние осознания человеком глубины и полноты реализации смысла его жизни. Человек счастлив тогда и настолько, когда и насколько он осознает реализованным частичные и глобальный смысл своей жизни.

Идеология СОЦИАЛИЗМА 2.0

На рубеже ХIХ-го – ХХ–го веков в части мира, в среде российской социал-демократии, в партии РСДРП(б) на основе немецкой классической философии, английской политэкономии и французского утопического социализма сформировалась самая передовая на то время идеология социалистической и коммунистической социально-экономической формации. Она базировалась на материалистическом мировоззрении, на принципе познаваемости мира, на диалектическом и историческом методе мышления. Она вбирала в себя многовековые представления человечества о добре и зле (в том числе, отраженные в основных религиозных учениях человеческой цивилизации) и самые светлые мечты людей о своем будущем и будущем человеческой цивилизации. Она использовала новые и казавшиеся безошибочными социально-экономические принципы и методы реализации этих представлений и чаяний. Представления о государственной собственности, как единственной конструктивной альтернативе опорочившей себя в истории частной собственности на средства производства. Представления о безоговорочных преимуществах планового метода управления экономикой государства в противоположность рыночной стихии. Представления о советской форме власти, как высшей форме народовластия в обществе.

Важнейшими в этой идеологии были идеи:

- о человеке и обществе, как венце эволюции живого мира и активном субъекте преобразования природы, а не как «живой плесени на поверхности Земли» или стаде полудиких животных, руководствующихся исключительно звериными инстинктами;

- о коллективизме и примате общественных интересов (интересов большинства народа) над интересами отдельной личности;

- об интернационализме в противоположность национализму;

- о социальной справедливости;

- о всестороннем лидировании советского народа во всех областях общественной жизни и служении в этом примером всему человечеству.

И с этими идеями советский народ добился (с известными противоречиями) никогда невиданных нигде ранее успехов в индустриализации страны, в Великой отечественной войне, в послевоенном восстановлении народного хозяйства. Добился грандиозных достижений в науке, технике, культуре и спорте.

Но затем случилось то, что случилось. И я уже неоднократно писал о том, что главная причина краха идеологии, теории и практики социализма 1.0, развала СССР состояла в наличии существенной неполноты и частичной, но критической ошибочности в конкретных положениям марксистско-ленинской политэкономии. При том, что другие базовые фрагменты социалистической идеологии оставались верными. И предлагал пути устранения и этой неполноты, и этой ошибочности. В очередной раз повторю.

1. Подлинной формой общенародной, общественной формы собственности на средства производства общества является и должна стать не государственная, а индивидуально-коллективная форма.

2. Высшей формы плановости общество достигнет в условиях всеобщего рынка обмена частичными продуктами частичного труда, распространенного в своих существенных отношениях и внутрь предприятий, организаций, учреждений.

3. Подлинное народовластие возможно только в условиях максимальной производственной демократии, когда каждый работающий член общества станет полноправным властителем над частичным продуктом своего частичного труда.

Или в Росси будет сформулирована и восторжествует такая идеология или НАС СОМНУТ!

20.11.2021г.

Сафончик Владимир Николаевич

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Cообщество
«Форум»
26
Комментарии Написать свой комментарий
28 ноября 2021 в 08:13

« … деятельности мозга, осуществление сознания, «бытие духа»
То, что сознание есть функция головного мозга и без него сознание существовать не может – далеко не аксиома и не раз и навсегда доказанная теорема.
Ибо есть факты, указывающие, что это не так.
Например, при клинической смерти наблюдается феномен «выхода в астрал», когда человек оказывается вне своего тела, видит его со стороны, а также наблюдает все происходящее вокруг, сам оставаясь при этом невидимым. Это говорит, что сознание в состоянии существовать и вне тела и, следовательно, функцией головного мозга не является. То есть может существовать и без него, или независимо от него.
О том же говорят и уже научно установленные факты реинкарнации: человек помнит то, что переживал в предыдущем своем рождении на Земле, когда у него было иное тело, следовательно, и иной мозг.
«Но зачем же ограничивать возможность духа только физическим телом? Скоро наука поставит человечество перед фактами внеплотной деятельности сознания и проявления его в тонком теле, и область незримого физическому глазу мира сделает доступной и зримой при помощи аппаратов» (Живая Этика).

1.0x