В интервью «Собеседнику»(1), отвечая на вопрос журналиста еженедельника – может ли Русская Православная Церковь в будущем замкнуться в пределах государственных границ, так как остальные православные якобы отвернулись от России, диакон Андрей Кураев сказал: «Собственно говоря, это случилось еще в 2018 году, после раскола с Константинополем. С той поры РПЦ под руководством Патриарха Кирилла становится всё более «русской» и всё менее православной. На наших глазах идёт процесс деградации от уровня мировой религии до уровня племенной. В этом смысле РПЦ может ожидать статус Армянской церкви, которая может греть сердце лишь одного народа».
В одном из писем я так прокомментировал это заявление: «В 2007 или 2008 году Александр Гельевич Дугин провозгласил наступление эпохи археомодерна, опубликовав блестящую гениальную статью об этом нащуманном им феномене. Чуть ранее, эти же процессы в динамике художественно изобразил Владимир Сорокин (чьё «Голубое Сало» так хорошо горело) в «Дне Опричника», правда, переборщив с фирменной издёвкой и беззастенчиво позаимствовав эстетику у «Кыси» Татьяны Толстой. Хотя я могу быть пристрастен – как писал философ Максим Горюнов в рецензии на мою «Тьму кромешную» - «Когда Горячев читал «День Опричника» , он не смеялся. Он видел стратегию развития страны и с одобрением кивал», - действительно мне очень близка эта Вселенная, но не её автор и его акценты и пристрастия.
Мне кажется, всё не столь прискорбно, как воспринимает (возможно сквозь призму каких-то собственных, личных разочарований) Андрей Кураев. С моей точки зрения даже наоборот. Снизить уровень универсальности/вселенскости и осознать свою идентичность в немного большем объёме (и я бы сравнивал всё же не с Армянской, а с куда более близкой нам Сербской Православной Церковью, являющейся душой Сербства не только на Балканах, но и в рассеянии) было бы для нас совсем не плохо, а потому подобные процессы ничуть меня не пугают. И символом этих изменений в Русском Православии сегодня мне видится фигура митрополита Тихона (Шевкунова)».
Подкрепить своё эпистолярное суждение хочу фундаментальными цитатами из протопопа Аввакуума (а исчезновение Раскола и воздвижение Руси новой по старому образцу предвидели и о.Иоанн Кронштадский, и прославленный в 1993 г. Старец прп. Лаврентий Черниговский), который с огромным скепсисом относился к исклюзивному стремлению согревать сердца посторонних народов, а всей своей жизнью доказал приверженность лишь Русской Традиции и её носителям. Вот, что он писал в «Книге толкований» (1673-1677), обращаясь к царю Алексею Михайловичу:
«…умеешь многи языки говорить: да што в том прибыли? С сим веком останется здесь, а во грядущем ничимже пользует тя. Воздохни – тко по старому, как при Стефане бывало, добренько, и рцы по русскому языку: Господи, помилуй мя грешного!
А киръеленсон - от отставь; так елленя говорят, плюнь на них! Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком; не уничижай ево и в церкви, и в дому и в пословицах. Как нас Христос научил так и подобает говорить. Любит нас Бог не меньше греков; предал нам и грамоту нашим языком Кирилом святым и братом его. Чево же нам ещё хощется лутче тово? Разве языка ангельска? Да нет, ныне не дадут, до общего воскресения».(2)
И далее протопоп Аввакум пишет:
«…русаки бедные, пускай глупы, рады мучителя дождались, - полками во огнь дерзают за Христа Сына Божия – Света. Мудры дети греки, да с варваром турским с одного блюда патриархи кушают рафлёныя курки. Русачьки же миленкыя не так, - во огнь лезет, а благоверия не предаёт!» (3)
А вот что писал в своём «Житии» (1672-1675) Аввакум в ссылке, на берегу Северного Ледовитого океана в Пустозёрске, вспоминая диспут в Москве с представителями иных православных деноминаций, стремившихся поучать Русскую церковь:
« Что-де ты упрям, Аввакум? Вся-де наша Палестина, и серби, и албанасы, и волохи, и римляня, и ляхи , все-де тремя персты крестятся, один-де ты стоишь во своём упорстве и крестисся пятью персты! Так-де не подобает».
И я им отвещал о Христе сице: «Вселенстии учителие! Рим давно упал и лежит невсклонно, а ляхи с ним же погибли, до конца враги быша християном. А и у вас православие пёстро стало от насилия турскаго Магмета, да и дивить на вас нельзя: немощни есте стали. И впреть приезжайте к ним учитца: у нас Божиею благодатью самодержство».(4)
Последняя фраза вообще написана словно специально для наших времён, когда заморские «учителя» постоянно стремятся указать нам на наши мнимые вины, привив тем самым чувство неполноценности, столь удобное для разнообразных манипуляций. А протопоп Аввакум ещё 350 лет назад им ответ заготовил.
Одним из первых серьёзных исследователей Русского Раскола (Древлеправославия или Старого Обряда) П.И. Мельников в середине ХIХ века также указывал на то, что основной его (раскола) чертой было именно стремление защититься от чуждого влияния и сохранить в неприкосновенности уникальную Русскую идентичность:
«…этот раскол был голосом консерватизма, протестом русского народа против иноземного влияния, против наплыва нововведений в русскую гражданскую жизнь…(…) Идеал гражданской жизни , по понятиям раскольников состоит в той жизни, какая была на Руси в 1-й пол.ХVII и ХVI столетий». (5)
Губительные тенденции тотальной «текучей» инклюзивности (суть уравнительство насильственно стирающее всякие различия), этакий всемирный «1917» ver.2.0-образца ХХI века, что мы наблюдаем сегодня на оккупированном радикальными лево-либеральными силами Западе, требуют противовеса и 24 февраля 2022 года им со всей очевидностью стала Русская цивилизация, чей оплот – Россия – на наших глазах стремительно возвращается к ценностям идентичности – Крови и Почве.
Джинн всеохватного уравнительства вырвался на поверхность далеко не вчера, а в далёком 1789 г., когда во Франции пали Бурбоны и восторжествовала власть черни, с тех пор этот агрессивный призрак так и бродит не только по Европе, но и по всему миру. Уже в тот момент, когда над Парижем стоял страшный свист гильотины, губительность разрушения всяческой иерархии была абсолютно очевидна наиболее дальновидным людям. Так Папа Пий VI опубликовал 10 марта 1791 года энциклику с грозным обвинением Учредительному Собранию, которая одновременно оказалась и мрачным предсказанием:
«Через все декреты собрания красной нитью проходит святотатственная декларация прав человека, провозгласившего чудовищные идеи вроде свободы мысли, слова и равенства всех людей. Эти мнимо неотъемлемые права являются дерзким вызовом авторитету Творца Вселенной, и собрание, провозгласившее их, возобновило ереси вальденсов, беггардов, Виклифа и Лютера. Хвалёные свобода и равенство представляют собой средство уничтожения католицизма».(6)
Сегодня Римско-Католическая Церковь лежит в руинах. Окончательная официальная капитуляция носителей Традиции в Ватикане произошла в ходе Второго Ватиканского Собора (1962-1965) и с тех пор РКЦ лишь уступает идеологические позиции, пересматривает принципы, извиняется и кается, что вызывает неизбежные секулярно-атеистические процессы, которые в свою очередь ведут к формированию той разноцветной массы хомо-планктона, что стремительно замещает на Западе гордых европейских христиан.
Один из ведущих художников–визионеров современности Алексей Беляев-Гинтовт вспоминал, что в 2009 году Дарья Александровна Дугина посетила во Франции собрание рыцарского ордена Тамплиеров, приуроченное к годовщине Жанны д'Арк, где обратилась к ним со словами: «Европейцы! Узнаёте ли вы себя в нынешнем своём виде? Очнитесь, рыцари!»
Но пока Запад погружается в закат, а Римская церковь без боя сдаёт растерявшееся нормативное человечество в руки адептам извечного супротивника, роль светоча и оплота Русской и шире Европейской Христианской цивилизации решительно берёт на себя Третий Рим. А четвёртому и не бывати.
1. Андрей Кураев: «Я привык, что меня мечтают расстрелять и сжечь».//»Собеседник»,№7/2023 20-28 февраля 2023 года.
2. Пустозерские узники - свидетели Истины. Сборник. Ростов-на-Дону, 2009.С.143
3. -Там же. С. 182
4. – Там же. С.44
5. - П.И. Мельников (Андрей Печерский). Письма о расколе. Собр. Соч.в 8 т. Том 2.М., 1976 г. С. 56-57.
6. – С.Г. Лозинский. История папства. М., 1986 г. С. 328 – ещё Фридрих Энгельс писал о революционной стратегии – «необходимо было, чтобы все оппозиционные элементы оказались объединёнными, нужно было развязать самую решительную революционную энергию, нужно было противопоставить католическому правоверию всю массу существующих до того времени ересей». С. 231.
7. - Интервью Алексея Беляева-Гинтовта// «МК», 23 августа 2022 года.