Авторский блог Геннадий Шангин 01:55 24 сентября 2023

ИБП от читателей военным медикам

медбат отвечает за широкий участок передовой, и потому медики без дела не сидят

На деньги читателей газеты «Завтра» приобретён шестикиловаттный источник бесперебойного питания (ИБП) для военных медиков Херсонской области.

Обычно для бесперебойного питания используют генераторы на жидком топливе, но те, которые могут дать требуемое в нашем случае напряжение, слишком шумные и громоздкие, хотя и обеспечивают более длительную работу без электросети. Приобретённый нами ИБП позволяет в течение часа поддерживать работоспособность всего медицинского оборудования операционных либо приёмного и рентгеновского отделений, которому в секунды рентгеновской съёмки высокого разрешения нужно 6 кВт. По размерам ИБП как тумба письменного стола, весит больше 50 кг, в основном из-за свинцовых аккумуляторов, его можно перекатывать на штатных колёсиках (но только по ровному полу внутри здания).

Электропитание в местах расположения военных медиков редко бывает нужного напряжения, поскольку они размещаются в небольших сельских населённых пунктах и иногда в блиндажах на передовой. На напряжении местной сети рентгеновский аппарат не выдаёт снимков высокого разрешения, и приходится использовать менее энергоёмкие и потому менее информативные режимы снимков. При недостатке напряжения рентгеновский аппарат «уходит» в ошибку с необходимостью перезагружать излучатель, детектор и ноутбук. Менее информативные снимки позволяют определить крупные повреждения костей конечностей и крупные осколки, но недостаточны при повреждениях мелкими осколками, особенно при съёмках туловища сбоку.

Работа наших медиков идёт в три этапа. На первом этапе происходит оказание первичной медицинской помощи на передовой: в системе блиндажей и окопов есть места под госпиталь и проживание медиков, с электричеством и соответствующим оборудованием. Второй этап — в некотором количестве километров от передовой в основном расположении медицинского батальона, с необходимым диагностическим и операционным оборудованием и несколькими палатами. На третьем этапе на Большую землю оперативно эвакуируют средне- и тяжелораненых для проведения более серьёзных операций и лечения. Медики батальона по ротации работают как в условиях передовой, так и в основном расположении, а часть медиков постоянно курсирует между ними на эвакуации.

В рамках данной заметки мы сознательно умалчиваем о деталях: населённых пунктах, километрах и подробностях расположения как из соображений секретности и безопасности, так и ради сохранения периодичности перемещения расположения медбата. Это особенно касается размещения блиндажей на передовой, маршрутов и времени эвакуации раненых с передовой в расположение и затем на Большую землю. Отметим лишь, что здание основного расположения не связано с гражданскими больницами или общественными местами скопления местного населения.

В населённом пункте расположения данного медбата есть несколько хороших общественных зданий поздней советской постройки, с колоритными интерьерами и архитектурными «излишествами» по фасадам, даже сохранились памятники Ленину. Это зримо напоминает про некогда единую, большую, могучую страну и вызывает, скорее, не тоску по прошлому, а ожидание общего будущего с нашими новыми регионами, а также регионами дальше на Запад. Здание расположения медбата не самое новое и оборудованное — чтобы не обделять гражданских. В составе медбата есть рота материального обеспечения с водителями, а также электриками, связистами, сантехниками, которые постоянно "колдуют" над гибкой подводкой воды и разводкой электричества.

Поставленный нами ИБП может заряжаться от простой бытовой электропроводки и даже с учётом перебоев электроснабжения. Мобильный рентгеновский аппарат, аппарат ЭКГ, мощное освещение операционной и несколько ноутбуков теперь смогут полноценно, без сбоев работать и в условиях передовой.

Медбат отвечает за широкий участок передовой, и потому медики без дела не сидят. За месяц в журнале приёмного отделения и в журнале рентгеновского отделения изрядное число поступивших раненых, а почти каждому из них делают несколько рентгеновских снимков.

Вечером в день доставки нашего ИБП поступил возрастной боец с огнестрелом в ногу, в сознании, сам смог пояснить специфику ранения. Однако по результатам рентгеновского снимка выяснилось, что у него раздроблена коленная чашечка и множественный перелом кости голени. Для анализа рентгеновских снимков собралось сразу несколько медиков — обсудили степень тяжести ранения и предстоящие действия. В операционной выяснилось, что имеется разрыв основных вен.

В ходе такого консилиума раненый испугался за судьбу своей ноги и несколько раз пытался слезть с операционного стола. Шунтированием восстановили кровообращение, наложили шины, обеспечили на этом этапе хорошие перспективы сохранения конечности. Ранение произошло ориентировочно в 18 часов, в 20 часов раненый был прооперирован, а в 23 часа он уже был на Большой земле.

Медики сами изобретают различные способы менее травматичного рентгеновского исследования. Одной из проблем диагностики и оперирования раненых является их перекладка с носилок на стол рентгена, затем снова на носилки, затем на операционный стол и обратно на носилки. На примере раненого с огнестрелом в ногу такие перекладки могут ухудшить состояние конечности и перспективы её сохранения.

Медики поставили «козлы» с «рогами» на расстоянии рукояток носилок, и кладут туда раненого на носилках без перекладки. Под носилками размещают столик, тазик или ведёрко по высоте прогиба носилок, на которые уже кладут цифровой детектор рентгена. Штатив мобильного излучателя позволяет занять любое положение, чтобы лишний раз не «кантовать» раненого. Для перевозки раненого по зданию используют каталку без «стола» с ключьями. Носилки перекладывают на ключья каталки или «козла» рентгена, а «кантовать» приходится только на операционный стол, поскольку полевые носилки не особо стерильны.

На эвакуации работает армейский «Урал» с бортом для десятка человек или шести носилок. Такой в советские времена был самым ходовым в отдалённых районах Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Даже вспомнилось, как когда-то очень давно в таком «Урале» «пылили» по АЯМу и местным «дорогам» с геологической партией (АЯМ – Амуро-Якутская магистраль, которая раньше была грунтовой). В этом «Урале» даже сохранились колоритные тумблеры и приборы того времени, к которым лишь добавили современные рамы на рессорах для перевозки раненых на носилках. На передовую для местной эвакуации одного-двух раненых традиционно ходят давно знакомые и столь же колоритные «Буханки». Нормальный человек, особенно рождённый в СССР, лучше себя ощущает в таких «Урале» или «Буханке», нежели в «Майбахе» или «Тесле».

Какие типичные лёгкие боевые ранения и травмы? Прилёт, взрывная волна — как минимум ушибы. Прилёт дрона-камикадзе с молниеносной реакцией бойцов спрятаться — травмы от неудачного приземления в локальные укрытия. Небольшой осколок в форме шарика или кусочка железа в стопу на вылет, либо много таких шариков, которые на рентгеновском снимке светятся и выглядят, как снег. Бывают осколки покрупнее, с кусками ветоши типа сетки, чтобы рана больше загнивала, если не всё выявлено. Недавно появились осколки из непонятного материала типа пластика, который рентген не видит, но выявляется хирургом при ревизии раны.

Бывают небоевые травмы. Боец неудачно спрыгнул с грузовика с вывихом или переломом, связист неудачно спрыгнул с вышки, было подозрение на перелом рёбер и черепа — по рентгену не подтвердилось. Откинуло назад с ящиком или снарядом при спешной разгрузке или заряжении, с защемлением нервов и подозрением на перелом.

При поступлении проверят на алкоголь: подышать в музыкальный алкотестер. Справка формы 100 на выплаты по ранению не выписывается при ранении в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Медики все контрактники, разных возрастов и из разных регионов. Есть возрастные медики под и за пятьдесят, есть совсем молодые ребята и девушки возраста ординатуры, есть среднего возраста. Среди девушек много симпатичных с хорошими перспективами счастливой семейной мирной жизни, есть с непростыми семейными обстоятельствами. Есть атлеты и ЗОЖники, есть с «большой брюшной полостью» — любители обильно поесть. Все они по-настоящему сдружились ещё во время подготовки на полигонах Большой земли и работают как единый слаженный коллектив.

1.0x