18-20 ноября в Лиме (Перу) под девизом "Качественный рост и развитие человеческого потенциала" прошёл 8-й саммит лидеров организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
Лейтмотивом нынешней встречи стало глобальное политическое и экономическое переформатирование современного мира, ставшее очевидным после выхода Великобритании из Евросоюза и избрания 45-м президентом США республиканского кандидата Дональда Трампа, одним из важнейших пунктов предвыборной программы которого был выход из "невыгодных" для американской национальной экономики международных торговых соглашений, включая Трансатлантическое (ТТIР) и Транстихоокеанское (ТТР) партнёрства — важные для его предшественника Барака Обамы и американских ТНК.
Трампа в Лиме не было, а вот Обама был — и сполна реализовал статус "хромой утки". Не то чтобы его в открытую игнорировали или унижали, но действующий политический лидер сверхдержавы явно оказался "на вторых ролях", а ряд стран, подписавших 5 октября прошлого года в Атланте соглашение ТТР, или отказались его ратифицировать (как Вьетнам и Филиппины), или заявили о том, что "будущее Tранстихоокеанского партнёрства выглядит плохо", поэтому рассматривается вопрос о присоединении к альтернативной "Азиатско-тихоокеанской зоне свободной торговли" под эгидой КНР (как Австралия).
Обама выглядел тенью Трампа — не более того. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ специально летал в Нью-Йорк, чтобы встретиться в "Башне Трампа" с Дональдом Трампом. С Обамой ему было уже не о чем говорить. После "соглашения отеля Рlaza", заключённого в 1995 году и ревальвировавшего японскую иену, экономика Страны Восходящего Солнца, на тот момент — вторая в мире, за двадцать лет откатилась на четвёртую позицию, уступив КНР и Индии. Терпит глобальное поражение и американская экономика, уступившая лидерство китайскому "красному дракону". Понятно, что отношения между Вашингтоном и Токио неизбежно будут пересматриваться — но теперь не в формате ТТР, а на каких-то иных политических основаниях.
На декабрь запланирована поездка в Японию Владимира Путина, которая может оказаться "прорывной" для развития двустороннего сотрудничества, и его встреча в Лиме с Синдзо Абэ рассматривалась как своего рода прелюдия к предстоящему визиту. Интересно, что японский премьер в ходе этой встречи публично говорил только о "проблеме заключения мирного договора и сотрудничестве в экономической сфере", не касаясь вопроса о принадлежности Южных Курил. Отвечая на вопрос японского журналиста по итогам саммита АТЭС, российский президент отметил, что "Россия и Япония являются абсолютно естественными партнёрами друг для друга в регионе, естественным образом дополняют друг друга или могли бы дополнять, если бы отношения базировались на мирном договоре, которого, к сожалению, до сих пор нет… Что касается Курильских островов, это результат Второй мировой войны, и мы считаем, что это на сегодняшний день суверенная российская территория, закреплённая в международных документах после Второй мировой войны. Но мы готовы вести диалог с нашими японскими партнёрами. Мы говорим о том, что различные варианты возможны. Напомню, что в 1956 году был заключён соответствующий документ между Советским Союзом и Японией, где предполагалось, что Японии будут возвращены два острова. Не говорилось, на какой основе, под чьим суверенитетом останутся эти два острова, на каких условиях они будут переданы. Мы знаем позицию японской стороны, которая говорит о четырёх островах. Это всё предмет наших переговоров".
Видимо, проблема сегодня заключается в том, что Япония, несмотря на свою экономическую мощь, является, во-первых, оккупированным и зависимым от США в военно-политическом отношении государством; во-вторых, не имея достаточного внутреннего рынка и запасов полезных ископаемых, критически зависит от поставок сырья и экспорта своей продукции; наконец, в-третьих, оказывается в нынешней ситуации перед необходимостью найти новое равновесное положение между США, Китаем и Россией. Если Индия на недавнем саммите БРИКС получила свою "зону влияния" в виде проекта БИМСТЕК (инициатива многовекторного технического и экономического сотрудничества Бенгальского залива с участием Бангладеш, Бутана, Индии, Мьянмы, Непала, Таиланда и Шри-Ланки), если КНР активно продвигает "Экономический пояс Шёлкового пути" и уже упомянутую выше "Азиатско-тихоокеанскую зону свободной торговли", если Америка Трампа действительно намерена и начнёт проводить неоизоляционистскую политику, то Страна Восходящего Солнца может попросту остаться без рынков, превратившись в главный стратегический "приз" АТР. И в этих условиях единственным выходом для неё выглядит не просто нормализация отношений с Россией, а куда более "продвинутые" формы двустороннего сотрудничества. Насколько серьёзна эта ситуация, насколько хорошо понимают свои перспективы Абэ и Ко, как данный вектор будет соотноситься с уже действующим и проверенным, через определённые нагрузки российско-китайским стратегическим союзом, — все эти и многие другие неопределённости, возможно, приобретут более ясные очертания после визита Путина в Нагато и Токио.
Фото: kremlin.ru