Сообщество «Советская Атлантида» 12:13 9 сентября 2022

«И это всё о нём» - почему автор убил Женю Столетова?

роман и фильм о «лишнем человеке»
8

Книга и мини-сериал «И это всё о нём» повествуют не только и не сколько о расследовании загадочной гибели Жени Столетова и, хотя Виль Липатов изящно совместил производственную мелодраму с классическим (английским!) детективом, он не собирался никого развлекать эффектными поворотами. Этот сюжет – завуалированное предупреждение.

Почему Липатов «убил» своего героя, точнее, на его смерти выстроил детективную фабулу? Это - роман и фильм о «лишнем человеке», как это делалось в XIX веке. Лично мне всегда было неясно, почему Онегин (истрепанный денди питерского розлива), Чацкий (откровенный хам и бездельник) и тем более Печорин (в высшей степени циничное существо) – лишние люди. Как раз, они – типовые в любую эру. А вот Столетов – да. Опоздал. Трагически не успел, а его прыжок – это слабая попытка догнать то, что ускользало и дело вовсе не в Людмиле Гасиловой.

Главгерой живёт по каким-то своим законам, почерпнутым из хороших книг и советских передовиц, жалеет угнетённых в Америке и наивно берёт пример с комсомольцев 1920-х годов. Он – работяга, но из интеллигентной среды. Его дед и мама – врачи, при том, что дед – этакий стойкий коммунист первых лет Советской Власти. Это – самая крутая смесь: интеллигентность, аристократизм плюс ярая приверженность к идеям. Дед читает Жене строгую нотацию, что, мол, его внук с «лёгонькой» (на самом деле – прилично высокой) температурой валяется в постели и не идёт на работу и (вот ужас!) пропустил комсомольское собрание.

В этом доме не принято устраиваться, ловчить, быть «успешными», тогда как общество 1970-х – это потребление и комфорт. Я не говорю, что это – плохо, ибо коммунизм рисовался, как удовлетворение всех материальных потребностей. Марксизм = материализм, и надстройка (идеи-мысли-эталоны-мечты) идёт после базиса (хлеб с маслом и лампочка Ильича). Однако многие в те годы зарвались, как мастер лесозаготовителей Гасилов и технорук Петухов, а вещи стали для них важнее Работы.

В другом знаковом произведении тех лет – в «Территории» Олега Куваева, рассказывающем о предвоенном десятилетии, была изумительная цитата: «Работа заменила собой веру или, вернее, сама стала верой…». А вот и Символ Веры по-советски из того же произведения: «Если ты научился искать человека не в гладком приспособленце, а в тех, кто пробует жизнь на своей неказистой шкуре, если ты устоял против гипноза приобретательства и безопасных уютных истин, …если ты веруешь в грубую ярость работы - тебе всегда будет слышен из дальнего времени крик работяги по кличке Кефир: "А ведь могём, ребята! Ей-богу, могем!"».

Столетов слишком поздно родился, он верит в работу, а вещи для него - …просто вещи. Никто не призывает голодать и носить рубище, но делать из еды и одежды – цель?! Сама его натура восстаёт против Гасиловых, но именно «гасиловщина», как назвал это сам автор, стала почти единственной формулой бытия в 1970-х, а Столетовы казались 1) или опасными фриками, 2) или хитромудрыми карьеристами, что скидывают начальников под видом борьбы за правду. Барственный Гасилов, который не был глуп и видел, что Женя – из первых, честно расписал будущую dolce vita своей дочки Людмилы с кристальным пролетарием.

Его будут гнать и выдавливать отовсюду, а ты, Людка, будешь мучиться с неудачником и жить в убогой конуре. Брак со Столетовым возможен только в двух случаях жена обязана сама «полыхать» или она должна быть верным и по возможности – молчаливым союзником, тылом. А Гасилова, …она хочет достатка, но при том, жаждет чувств (о, самый печальный вариант и подобные женщины сугубо несчастны).

Так вот Липатов символически убил Столетова, ибо тот оказался неинтересен в дивном-новом-мире, наступившем в 1970-х. Мебель фасона «стенка», хрусталь, машина, дублёнка, импорт, поездки за границу, чеки Внешпосылторга. «Во, чо надо-то!» - восклицал герой фильма «Старый Новый Год», обводя пухлой рукой свои приобретения.

Искатели правды в те годы быстро скатывались к бутылке или становились разочарованными брюзгами. Автор избавил симпатичного ему героя (точнее социальный тип) от превращения в рано состарившегося, ожесточённого лузера.

А ещё читается, как Столетов мог бы воспарить в Перестройку, но Гасиловы-Петуховы и тут наварят всяких бизнес-проектов, а где останется Женя? У разбитого корыта. Рождённый не ко времени – всегда лишний. Скажу ещё грубее: человечество оказалось не способно жить при социализме, так как он подразумевает 80 процентов Столетовых, а под занавес эпохи процент их был невелик.

Cообщество
«Советская Атлантида»
150
12 ноября 2022
Cообщество
«Советская Атлантида»
97
Cообщество
«Советская Атлантида»
19
Комментарии Написать свой комментарий
9 сентября 2022 в 16:35

А Егора Прокудина пророчески убил Василий Шукшин, а потом и сам за ним ушёл.

"Но в слёзы мужиков вгоняя, он пулю в животе понёс..."

9 сентября 2022 в 22:20

Повесть не читал, а сюжет и драматургия фильма оказались до тошнотворности "правильными" для дальнейшего "анализа кино- и литературоведов", что я без сожаления не стал его досматривать.
Это моё субъективное ощущение; могут быть и другие мнения. А у меня было много более нужных дел и книг для прочтения.
Сегодня этот фильм стал памятником советской культуры и по этой части он автоматически становится ценным.

10 сентября 2022 в 09:00

Помнится, фильм смотрелся с удовольствием- однако, в память не врезался
Почему Вы решили вспомнить о молодом погибшем герое- понятно не cовсем,
потому что несчастный случай, конечно,- это не тема сегодняшнего дня.
Тем не менее интересно поразмышлять
Работа может заменить веру,
которая есть "исполнение ожидаемого" ,
далеко не всегда
"Нам не дано предугадать ,как наше слово отзовется"
Cтолетов погибает,
выпрыгивая с мчащегося на ходу поезда
Мы теперь знаем ,что ждало "поезд" через чуть более десяти лет...
повторюсь, что фильм подзабылся и не пересмотрела его
а напоминание кратким содержанием...
герой показывает заниженные нормы, на деле перевыполняя их
Мне не кажется этот случай типичным для конца 70 - х,
потому что даже выполнить нормы существовавшие было не всем под силу
Поэтому из каких то исключений выводы делать ,наверное, не стоит
Если разбирать тему как производственную
если смотреть глубже и задуматься почему выбран пример
вырубки деревьев
и связать с актуальной темой возникшей геноцида...
Только в контектсе гибели молодого крепкого человека привлекательно задуматься
над возможными причинами столь неестественного хода событий

10 сентября 2022 в 10:43

Почему убил? Так он же писатель, хозяин -барин. Он же творит своих героев и персонажей, словно Бог. Хочет -убьёт, хочет - возвысит и сделает президентом, а то и самим Моисеем. Только с Моисеем, героем своего романа он выходил на контакт лично, а у остальных писателей это редко бывает. Вот припоминается Воннегут разве. Писатели-странные люди, они сочиняют, выдумывают, выстраивают, как щас говорят, нарративную реальность и погружаясь в неё, начинают сами верить в её действительность наподобие той, в которой они живут как не писатели, а как люди. А может быть убийство этого хлопца- есть основной узел, ядро, вдохновляющий стимул для потока творчества. А может быть и так, что , например, жена писателя обнаружила нычку с коньячком, шарясь как обычно по углам и шкафам. И писатель в злости и досаде решил убить своего героя. И тогда, если бы не жена, то он может быть возвёл бы своего героя в генсеки Партии. Всё перемешано в этой нашей жизни. Мы пишем и нас пишут. И их, тех кто нас пишет - тоже пишут. Кто? Конечно это не "кто", а "что". Это наши и не наши заблуждения пишут и нашу, и не нашу жизнь.
)

10 сентября 2022 в 20:46

Писатели очень часто, а ныне, видимо, всегда - убийцы. Убивают и насилуют своих персонажей. Особенно часто, жестоко и разнообразно, эта тяга к насилию наблюдается у женщин-"писательниц".

10 сентября 2022 в 22:02

Похоже на то, Сергеев. Один Овод, бедолага, отхлопотал по такой полной, что аж.)

11 сентября 2022 в 19:48

Редкий случай, когда я не соглашусь с автором.
Я всегда считал, что новое общество строили не фанатики и, тем более не начетчики, а реальные люди. В фильме мне более симпатичен Гасилов. Человек, твердо стоящий на земле, а не витающий в облаках (несмотря на увлечение астрономией). Он больше пользы принесет и обществу, и конкретным людям тоже. Например, подчиненным или своим близким.
Не стал бы, также, "сажать в одну корзину" Онегина, Чацкого и Печорина. Разные герои. Онегина я тоже не люблю, но Чацкий - умница, а Печорин - мой любимый литературный герой. Его натура противоречива, как и его поступки, но причина не в нем, а в обществе, в котором он жил. Он сам это очень эмоционально, но точно объясняет.
Женя Столетов хороший парень, но его поведение вызывает досаду. И его, конечно, жаль. В молодости мне тоже случалось проявлять максимализм и идти против авторитетов. Но во всех случаях я мог навредить только самому себе. Это разные вещи.

12 сентября 2022 в 23:14

Было время, когда советские передающие станции в 90-е транслировали "Радио Свобода".
Услышал по "местной" "Свободе" на средних волнах одну литературную передачу. Содержание такое:

Франкистскими военными властями был арестован Ф. Гарсиа Лорка. На допросе полковник показал Лорке книжку со стихотворной поэмой с натуралистическим живописанием сцены, где франкистский солдат протыкает штыком молодое женское тело через её грудь.
Полковник: - Вы это видели сами? Укажите, кто это сделал, и я расстреляю этого солдата.
Лорка: - Нет. Эту сцену я выдумал.
Полковник: - Зачем?
Лорка: - Я хотел вызвать ненависть к франкистскому режиму.
Полковник: - Ценой лжи?
Молчание.
Полковник: - Напишите, мы опубликуем, что в поэме - ложь. Тогда я вас прощу.
Лорка: - Я не могу это сделать.

1.0x