Среди прочих вечных испытаний, предлагаемых автором литературного произведения своим героям, неизменно остается нравственная дилемма: как герой поступит, оказавшись перед выбором – оставаться ли ему во всяком случае благородным и совестливым, но при этом в силу известных обстоятельств отказаться от каких-то радужных перспектив, или же ради последних пренебречь всякими старомодными представлениями о достоинстве и чести.
В новом остросюжетном романе Ильи Пряхина «Бегство из рая» главный герой Макс поставлен перед решением именно этой проблемы. Но такая дилемма была бы слишком незамысловатой, безнадежно банальной схемой реализации персонажа. И тогда вряд ли вообще роман Пряхина представлял бы интерес для критики в плане его оригинальности. Но автор усложняет традиционную конструкцию, почему и произведение его выделяется из общего ряда.
Макс – альпинист-гид. Он водит в горы любителей экстремального времяпрепровождения и, случается, спасает жизнь некоторым переоценившим свои возможности удальцам. Один такой спасенный, оказавшийся повелителем целой финансовой империи, призревает, как говорится, спасителя: сажает на удел, и, выдав за него возлюбленную дочь, возводит, таким образом, этого счастья баловня в цесаревичи. Но для окончательного утверждения зятя в качестве своего преемника дряхлеющий кащей решается предъявить его прочим сильным мира, чтобы, так сказать, ввести в круг. В некоем отдаленном имении, этаком таежном Версале, собираются новые наши хозяева жизни – всякие высшей гильдии мироеды и лихоимцы. И вот туда – на смотрины – должен явиться Макс.
Но почти добравшись до цели, Макс неожиданно меняет первоначальные планы, а вместе с этим лишается и перспективы наследования престола тестя. Вблизи имения он встречает подозрительную девушку «с обломанным ногтем», которая, как выяснилось, только что сбежала из этой малины, где она стала свидетельницей кровавого преступления, и теперь – гонимая и страждущая – вынуждена лишь уповать на чье-либо милосердие и великодушие. Естественным образом, Макс, воспитанный на моральных ценностях гор – надеемся только на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк и т.п. – немедленно отрекается от престола и жертвенно кладет душу за други своя, как говорится – за случайную знакомицу. Он решается ее спасти.
Как и полагается в остросюжетном произведении, они убегают, их преследуют какие-то безжалостные кровожадные злодеи. Беглецы же по законам жанра ловко от них ускользают, прячутся где-то по чужим углам – у всяких встречных доброхотов. И вот в одном таком «углу» случается то, что решительно переиначивает образ героя…
Заметим, Макс состоит в законном браке и у него имеется младенец-сын. Даже если брак с наследной принцессой был для него адищем и голгофой, во что, впрочем, автор отнюдь не посвящает читателя, то и такие обстоятельства едва ли могут служить оправданием выхода на сторону. Доблесть героя – терпеть и смиряться. Нести крест! Тогда он становится просто-таки идеальным, – хоть в лике святых его прославляй! Да, – это так должно быть по стандартной схеме реализации персонажа. Пряхин же решительно ломает схему, крушит стереотип «положительного героя». Его безупречный Макс превращается в Макса падшего. Оказавшись ввечеру в укромном месте наедине с красоткой, хоть и с обломанным ноготком, парень сразу раскис – и вниз. Что же делать, и боги спускались на землю…
Долли Облонская говорит своему блудному Стиве: ты помнишь детей, чтобы играть с ними, а я помню и знаю, что они погибли теперь! Адюльтер – это погибель детей. Ибо это пожизненное клеймо, припечатанное им кем-то из недальновидных родителей, которое, как шило в мешке, обычно невозможно утаить. Ну вот таким Пряхин делает своего героя.
Смело распоряжается судьбами персонажей автор? – чрезвычайно! Будет ли доверять ли такому повороту читатель? – осмелимся предположить, – вполне! Потому что ничего нетипичного или надуманного в падении Макса нет. Увы. Полюбит ли читатель такого героя? – а вот это уже зависит от индивидуальных представлений каждого о добре и зле. Но каково бы ни было это представление, никто не скажет, что Макс автору не удался. И самый омерзительный герой, в сущности, симпатичный, если он вышел живым, натуральным, не фальшивым.
Авторскую манеру Пряхина отличает совершенная – не побоимся сказать! – техника построения крупного прозаического произведения. Композиция, переплетение линий повествования в романе почти безупречны. Автор умеет оборвать главу на самом интересном месте, а затем вовремя вернуться к прерванному и эффектно преподнести заинтригованному читателю информацию уже гораздо более насыщенную, чем это было бы, если бы сюжет раскрывался строго последовательно. Все это делает «Бегство из рая» Ильи Пряхина заметным современным произведением.