19 апреля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выступил перед Госдумой с отчётом о деятельности правительства за 2016 год.
Реальные показатели российской экономики, конечно, отличаются от того, что говорит наш премьер-министр, опираясь якобы на данные Росстата, который оказался в очень сложном положении, поскольку его переподчинили Орешкину. Некоторые сотрудники Росстата ушли из этой организации, заявив о том, что она занимается откровенной "химией". Сейчас, наверное, этой химии на порядок больше. Кстати говоря, МВФ тоже оценил, в согласии с нашим премьер-министром, экономику России как позитивно развивающуюся.
Статистика сегодня во всём мире ненадёжная, и это объясняется целым рядом причин. Первая из них заключается в том, что ведомства, отвечающие за статистику, каждый год вносят какие-то новации в свою методологию, то есть на вполне легальной основе занимаются приписками. Вторая причина связана с тем, что современная статистика опирается большей частью на стоимостные, то есть такие эластичные, "резиновые" показатели. Можно заложить один уровень дефлятора ВВП, а можно другой — и получить "на выходе" совершенно разные цифры экономического "роста". А вот если обратиться не к стоимостным, а к натуральным показателям, с которыми такие манипуляции очень сложно проделывать, то ситуация в российской экономике будет выглядеть просто катастрофически.
Но нашей власти в лице премьер-министра признавать это категорически нельзя. Поэтому она предпочитает быть полностью неадекватной реальности, но утверждать, что у нас всё хорошо — да ещё и западные "партнёры" это подтверждают: молодцы, мол, герои — продолжайте в том же духе… Они и рады стараться, а между тем полная неадекватность власти привела народ к беспросветной бедности. И самое ужасное — не бедность сама по себе, и даже не нищета, а отсутствие каких-либо перспектив и надежд на лучшее будущее, то есть бессмысленность существования. В результате в российском обществе нарастают состояния возмущения, отчаяния. Пока их купируют разного рода прививками страха ("майдан") и патриотизма ("Крымнаш"). Но, во-первых, бесконечно это продолжаться не может, а во-вторых — у нас отсутствуют механизмы вменяемой организации социальных протестов, что резко усиливает вероятность того самого "бессмысленного и беспощадного" русского бунта, о котором говорил ещё Пушкин. Политические партии сегодня у нас являются искусственными, объединяя не людей, а функционеров. Это профсоюзы функционеров, не имеющие реальной связи с обществом. Мы это прекрасно видим по голосованиям, по тем законам, которые принимаются в Госдуме. Исключений нет, и очень похоже на то, что действительно готовятся условия для какого-то стихийного протеста, беспощадного и бессмысленного бунта. Особенно среди молодёжи, которую активно и грамотно "заряжают" через социальные сети.
Молодёжь — это всегда некий резерв, который может использовать как власть, так и оппозиция: конструктивная или деструктивная. Я беседовал с представителями нашего образования, они говорят: "Студенты сегодня достаточно пассивные, замкнуты на своих личных интересах. Но те, кто на 3-4 года моложе, настроены уже по-другому — достаточно решительно. Они готовы идти на баррикады". И этот активный потенциал молодёжи (совсем ещё молодёжи, тинэйджеров) практически перехвачен деструктивной оппозицией. Кто-то думает о том, как направить энергию наших тинэйджеров в конструктивное русло? Куда делись все эти "Наши", "Молодые гвардии" и прочие "селигеры"? Иных уж нет, а те — далече, эмигрировали на Запад. А деструктивная оппозиция использует эту энергию — например, в мартовских выступлениях или в неонацистских или исламистских террористических группировках, члены которых уже убивают представителей российских силовых структур. Так что действительно получается, что ровно через сто лет у нас возникают явления, процессы, напоминающие то, что было в феврале, а потом в октябре 1917 года.
Мне приходится общаться с людьми, которые волею судеб оказались по другую сторону границы. Я имею в виду людей, которые были гражданами Украины, а теперь граждане ДНР и ЛНР. Они говорят: "То, что происходит в России, — очень напоминает то, что происходило на Украине. Вы просто на полшага отстаёте, поэтому извлекайте уроки из нашей ситуации и не повторяйте наших ошибок".
Но у меня есть серьёзные сомнения в том, что нынешний кабинет министров может и хочет избежать катастрофического развития событий, предпочитая "не замечать" негативных тенденций в социально-экономической и идейно-политической сферах.