Слышал я, у православных на Руси нынче две главных беды — выход фильма Алексея Учителя «Матильда» и проблемы с передачей Исаакиевского собора в юрисдикцию РПЦ. Будучи верующим и имея соответствующие, предусмотренные законом, чувства, считаю нужным высказаться.
По порядку. Начну с того, что знаю Алексея Учителя лично — встречался с ним однажды как сценарист для обсуждения небольшого проекта его киностудии. Прямо скажу: пренеприятный тип. Тут и сугубая отрицательная харизма, и крайне сомнительные профессиональные качества, и очень «гибкий» подход к морали. Такому прохиндюсеру в нормальной стране даже социальную рекламу снимать не доверят — не то что крупнобюджетный фильм с государственным финансированием об одной из ярчайших фигур отечественной истории. Однако далее последует череда «но».
Во-первых, «Матильда» — далеко не первый и отнюдь не уникальный случай кинематографического надругательства над сакральными для русских людей образами. Собственно, русофобская трактовка исторических событий и персоналий — это тенденция всей россиянской «культуры», поэтому меня несколько удивляет такое внезапное пробуждение православной общественности, тем более учитывая, что фильм Учителя еще даже не вышел в прокат. Лично меня интимная жизнь правителей всегда интересовала мало, поэтому в тонкостях отношений Николая Александровича и балерины Кшесинской я не сведущ, но даже если сюжет «Матильды» целиком основан на пустых сплетнях, то грязи во всей этой истории явно меньше, чем, например, было вылито за последние годы на святого равноапостольного князя Владимира (вспомнить хотя бы фильм «Викинг») или благоверного царя Иоанна Васильевича Грозного (вспомнить хотя бы фильм «Царь»). Но массовое возмущение вызвала именно «Матильда» (еще не вышедшая на экраны!). Думается, причина здесь в том, что в случае "Матильды" шум был поднят «сверху», а именно — госпожой Поклонской, являющейся теперь кем-то вроде официального лица марки «Кирилловичи» при российском парламенте. Уже хотя бы поэтому мне не хочется подпевать оскорбленному в чувствах «православно-монархическому» хору (увы, сегодня это словосочетание крайне редко можно употребить без кавычек).
Во-вторых, с каких это пор канонизация стала свидетельством безгрешности? Государь Император Николай Александрович был прославлен как страстотерпец, то есть прославился святой кончиной, а не жизнью. И в этом ракурсе совершенно неважно, правдива ли история, описанная в «Матильде». Или, может, теперь оскорблением чувств верующих будет считаться напоминание о том, как апостол Павел преследовал христиан? Или о том, как апостол Петр отрекся от Спасителя? А ведь речь-то о грехах пострашнее любой «Матильды». Кстати, среди новомучеников есть и те, кто в феврале 1917-го предали Государя — тут вообще в чувствах верующих можно запутаться.
В-третьих, экспертиза трейлера… хотя это даже комментировать как-то стыдно. Давайте еще по постерам оценивать содержание фильмов, а содержание книг — по обложкам и аннотациям. Аргументы, приведенные в экспертизе, смехотворны и, без сомнения, войдут в «золотой» фонд россиянской юриспруденции, уже давно работающей в жанре абсурдистской антиутопии. Невольно вспоминается формулировка из недавнего приговора одному российскому блогеру — «подсознательный призыв к экстремизму». Уверен, вочеловечься Христос сегодня, синедрион, недолго думая, состряпал бы Ему обвинение в чем-то подобном.
В-четвертых, бороться с режиссерами или конкретными фильмами в принципе глупо. В России почти все кино снимается на государственные (читай бюджетные — читай народные) средства, сценарий фильма до выделения денег на его производство проходит через несколько комиссий, затем после завершения фильма ему выдается (или не выдается) прокатное удостоверение — таким образом, государство контролирует кинопроизводство и на «старте», и на «финише». Учитель здесь — лишь переменная — можно назвать икс игреком или зетом, но уравнение останется тем же. Это система, и она целенаправленно уничтожает нашу культуру за наш же счет, осуществляя, по сути, самый настоящий этноцид, — пора наконец это понять и перестать слушать великодержавно-высоконравственную демагогию чиновных пропагандистов. Если раньше оккупационная природа россиянской власти была лишь риторической фигурой крайне правых патриотов, то сейчас она стала наглядным фактом, ведь в конфликте на территории ОРДИЛО (так после минского сговора официально называется воюющий огрызок Новороссии) РФ вполне открыто поддерживает бандеровскую хунту (и финансово, и ресурсно, и дипломатически), удерживая ее от тотального физического уничтожения дончан и луганчан только ради сохранения лица перед россиянским электоратом, еще смутно помнящим телевизионную сказку о «Русском мире». Перефразируя Бжезинского, РФ — государство, существующее на обломках России, за счет России и против России.
Ну и наконец несколько слов об Исаакии. Я не раз бывал в Питере и часто проходил мимо этого здания, но мне ни разу не хотелось зайти внутрь или тем более помолиться там. По мне, лучше бы в этом монструозном памятнике масонства вообще никогда не освящался алтарь (кстати, в аскетической традиции исполинские размеры являются характерной чертой бесовских сил наряду с такой же чрезмерной мелкостью). Но ладно, собор — значит, собор. И все же мне совершенно непонятно, чего хотят сторонники передачи, учитывая, что богослужения в соборе совершались и прежде, а сам собор и до Революции находился вне церковного ведомства. Также мне непонятно, почему многие шедевры древнего русского храмового зодчества превращены в руины и отхожие места, а «православную общественность» и церковных чиновников больше всего беспокоит даже не физическое, но юридическое состояние помпезного европейского Исаакия или реализация столичной "Программы-200". А ведь в каждом заброшенном и полуразрушенном храме, пусть и оказавшемся из-за обезлюдивания русских земель вдалеке от населенных пунктов, тоже был освящен алтарь — вот она, мерзость запустения! Да, как же вся эта питерская истерия симптоматична.
Кстати, любопытная деталь: именно в Исаакиевском соборе отпевался Владимир Кириллович Романов — сын того самого Кирилла Владимировича, двоюродного брата Николая Второго, предавшего Государя во время Февральского переворота. Впрочем, сын отличился не меньше отца: после Второй мировой Владимир Кириллович призывал западные страны начать войну против Советского Союза, а когда спустя сорок лет "ненавистный коммунизм" был-таки раздавлен, великий князь призывал все тот же прогрессивный Запад помочь «возрождающейся» России. А теперь дочь Владимира Кирилловича — Мария Владимировна — одаривает единоросску-монархистку (оксюморон? нет, не слышал) Поклонскую наградами «Российского императорского дома». Вот такая интересная корреляция обнаруживается между Исаакием и «Матильдой».
Словом, странные нынче пошли православные. Мои чувства верующего, например, куда больше оскорбляют лобызания русского Предстоятеля с ватиканским ересиархом, передача латинянам православных святынь, церковные репрессии в отношении клириков, несогласных с экуменическим курсом епископата, симония и содомия, процветающие в церкви, песни и пляски в православных храмах, ставшие «миссионерской» нормой последних лет, религиозно-культурные проекты вроде китчевого Пасхального фестиваля или трэш-мультфильма «Дети против волшебников», ну и, конечно, предательская позиция, которую заняла Московская Патриархия по отношению к народу Донбасса, поднимавшемуся на войну против униатско-бандеровской нечисти со знаменем «За веру, Царя и святую триединую Русь». Но, увы, мои оскорбленные чувства ни поклонские, ни милоновы, ни даже залдостановы защищать не торопятся. Что ж, остается только в очередной раз вторить псалмопевцу: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения».
Постскриптум: выражаю скромную надежду, что после всего вышесказанно меня не причислят к врагам православия, а заодно, по традиции, и агентам Госдепа, хотя маразм, царящий в РФ, уже стал главной "духовной скрепой" населения (можно сказать «маразм скрепчал»), и я ничему не удивлюсь.