Авторский блог Андрей Школьников 00:02 14 сентября 2023

Хроники будущей гибели экономики Европы

оптимальным способом для выживания в грядущих условиях в мире будет плановая экономика и/или большие многопрофильные кластеры

Большая часть книг и учебников по менеджменту и экономике написаны и/или посвящены периодам роста. Построенные на парадигме разделения труда, специализации и росте рынков, модели были облечены в красивые слова, наполнены множеством примеров и выхолощены до общеизвестных банальностей. Базовые универсальные рекомендации при наступлении кризиса обязательно включали – спрятаться, пересидеть и выскочить при первых признаках возобновления роста и/или освобождения ниши от ушедших с рынка конкурентов.

Ничего этого не подходит для катастрофы, когда ломаются отдельные базовые принципы и взаимоотношения, соотношение цен меняется в разы, а привычная для капитализма и рынка логика – «каждый сам за себя», ведёт к неконтролируемым потерям. Ценность отдельных производств и отраслей для устойчивости и выживания экономики в целом не совпадает с их индивидуальной устойчивостью и конкурентоспособностью.

Важнейшее стратегическое предприятие может обанкротиться одним из первых, похоронив в перспективе всю отрасль. Переведенные на хозрасчет научные и проектные институты в 90е годы загибались без денег и заказов, а завязанные на них богатые производственные предприятия могли хватиться лишь через несколько лет, когда возникала актуальная потребность в разработках.

В условиях катастрофы действуют правила противоположные традиционному менеджменту – приоритет коллективных форм, большие корпорации и отрасли должны выживать совместно, принимать решения исходя из общей ценности, интересов страны. Чаще всего ни о каком аутсорсинге и выделении речи не идёт, так как это равнозначно утрате. Для любых резких решений необходимо очень внимательно определять и просчитывать альтернативы. Можно выделить следующие критерии, повышающие риски предприятия в условиях глубокого кризиса или катастрофы:

▪️ высокая сложность производства и процессов;

▪️ зависимость от критических, имеющих проблемы с доступностью и/или подверженных высокой волатильности цен ресурсов;

▪️ возможность сдвинуть потребление производимой продукции на длительное время (отказ или замена);

▪️ длительный подготовительный, инвестиционный цикл;

▪️ расположение на уязвимой, неконкурентной территории;

▪️ высокая зависимость, вторичность по отношению к гибнущему предприятию / отрасли.

Сегодня услышал интересную мысль, что хорошо иллюстрирует данный расклад. С учетом перехода на «зеленую энергетику» и утраты доступа к дешевым энергоносителям, электроэнергия является для Германии / ЕС критически важным ресурсом. Это позволяет ориентировочно определить порядок гибели / закрытия отраслей, исходя из доли энергии в конечной стоимости продукции (доля в стоимости, а не удельная энергоёмкость к объему): стекло / керамика, металлургия (первый передел), агрохимия, цемент, металлургия (последующие переделы), нефтегазохимия и т.д. Примерно так это сейчас и умирает, выводится за границу.

Нет ничего удивительного, что многие в Германии ещё не ощутили подступающей социально-экономической катастрофы. Инерция системы достаточно высока, особенно для верхней части среднего класса и выше, но новости о закрытии производств звучат постоянно, а знаменитого немецкого орднунга все меньше. Привычная сфера услуг практически перестала работать, а мысль многих немцев про возможный переезд в Россию хорошо раскрывает фраза: «Лучше с агрессивными русскими, чем с кастрированными немцами».

Оптимальным способом для выживания в грядущих условиях в мире будет плановая экономика и/или большие многопрофильные кластеры: госкомпании в России, кейрецу в Японии, чеболи в Корее и др. Коллективные формы позволяют лучше идентифицировать риски и распределять проблемы на всех, ну а если даже такая большая структура не выдерживает и падает, то отдельные предприятия умерли бы ещё раньше.

Страны, что окажутся неспособны создать единый контур директивного управления столкнутся с проблемами в разы большими. Обратите внимание, речь не о национализации во что бы то ни стало, а о контуре управления. На кого записаны акции, не приносящие дивидендов и не дающие вмешиваться в процессы, не так и важно в крутом пике. Национализировать нужно будет непонятливых, кто не захочет / не сможет играть в унисон, а будет пытаться руководствоваться чужими интересами. Собственно, у таких и забирают предприятия, но это не массовая реприватизация, не надо бояться, до тех пор, пока именно к вам не придут.

И, да, с начала 2022 года акции (капитализация) Rheinmetall (Германия) одного из флагманов европейского ВПК выросли в 3 раза, а выручка … примерно на 15% (вернулась на уровень до covid-19), феноменальный показатель «запуска ВПК» …)))

Источник

1.0x