Вероятную (официально ещё не подтверждённую) гибель в авиакатастрофе вечером 23 августа Евгения Пригожина и ряда других руководителей бывшей ЧВК "Вагнер" уже успели обсудить со всех возможных ракурсов — это событие сразу же стало "темой номер один" не только для российских, но и для глобальных масс-медиа. При этом основной "нерв" обсуждения неизбежно касался вопроса о том, в какой мере крушение принадлежавшего ООО "МНТ-Аэро" самолёта Embraer Legacy 600, который следовал из Москвы в Санкт-Петербург (семь пассажиров, трое членов экипажа), может быть увязано с беспрецедентными (самый близкий по своей форме и сути аналог — корниловский мятеж более чем вековой давности) событиями двухмесячной давности, известными как мятеж "вагнеровцев".
Слова президента РФ по данному поводу, сказанные во время встречи с врио главы Донецкой Народной Республики Денисом Пушилиным категорически не соответствуют основному сейчас для СМИ "альянса демократий" и киевского режима тезису о том, что налицо некая "месть Путина Пригожину": российский лидер сообщил, что глава ЧВК "Вагнер" делал "общее дело", в том числе сражаясь против украинского неонацизма. О том же говорят слова губернатора Тульской области Алексея Дюмина: "На протяжении последних лет ЧВК "Вагнер" во взаимодействии с другими подразделениями Вооруженных сил РФ, силовыми структурами выполняла самые сложные боевые задачи в интересах России в разных частях мира", — и других отечественных официальных лиц. Ни о "мятеже", ни о "предательстве" с их стороны не прозвучало ни слова, и это, пожалуй, самая красноречивая из возможных точек в "хронике пикирующего Пригожина".
Ничуть не отрицая права отечественных (как, впрочем, и зарубежных) акторов на маскировку в "тумане войны", есть смысл предположить, что подобного рода утверждения в гораздо большей степени соответствуют действительности, чем противоположные — о том, что деятельность ЧВК "Вагнер", в том числе весьма специфическая, никак не коррелировала с интересами и целями российского государства, либо даже противоречила им. И речь здесь идет не только о всем известном многомесячном участии "музыкантов" в СВО и боях за Артемовск/Бахмут, которое материально-технически обеспечивалось в основном через Минобороны.
Как известно, масштабные бизнес-проекты, реализованные структурами Евгения Пригожина, начинались с поставок питания различным государственным структурам с бюджетным финансированием: не только силовым, включая армию, но и образовательным, медицинским, социальным и т.д.
Кстати, медиа-направление создавалось в 2013 году как своего рода социальная нагрузка к соответствующим контрактам. А ВС РФ в данном отношении всегда имели приоритетное значение — и по объемам финансовых потоков, и по сопутствующим возможностям. Во многом благодаря такому опыту сотрудничества после начала спецоперации ВКС в Сирии пригожинские структуры стали оперировать в этой стране, и через какое-то время начали там бизнес, связанный с ЧВК и заполнявший пространства, активно освобождаемые тогда при участии российской армии от противников официального Дамаска.
К этому периоду относится и небезызвестный инцидент февраля 2018 года, когда силы будущей ЧВК "Вагнер" попытались взять под свой контроль нефтевышки компании Conoco, но попали под мощный ракетно-бомбовый удар американского военного контингента в Сирии, вследствие чего понесли значительные потери.
Из этой трагической "пробы пера" были сделаны адекватные выводы, благодаря которым ЧВК "Вагнер" уже через пять с небольшим лет стала самой известной и сильнейшей среди аналогичных компаний мира, действующей практически на всех континентах мира, и даже вызвала безуспешные (как американская ЧВК "Моцарт") попытки подражания. В настоящее время эта гигантская (на своём весеннем пике 2023 года — до 100 тысяч человек и более) и эффективная боевая машина не просто законсервирована, но, судя по всему, интегрируется (реинтегрируется?) в общегосударственную.
И сам запуск такого процесса (очень сложного и начатого намного раньше, чем стресс-тест июньского "мятежа", вспомним хотя бы длившуюся агрессию "вагнеровцев" в адрес Минобороны РФ) — весьма знаковый момент, связанный прежде всего с тем, что Российская Федерация перестала нуждаться в том, чтобы "скрывать лицо" перед блоком недружественных ей государств, в том числе — ради безопасности своих зарубежных активов.
В этом смысле что-то фундаментальное в отношениях между нашей страной и "альянсом демократий" явно изменилось. Связано это "что-то" с прошедшим саммитом БРИКС в Йоханнесбурге, а также с изменениями в статусе данного международного объединения или нет, а если связано, то каким конкретно образом, — пока можно только предполагать и догадываться. Но очень похоже на то, что фигура ЧВК "Вагнер", образно говоря, снята с военно-политической доски, а вместо неё на доске идейно-политической появилась фигура "миф про ЧВК "Вагнер"". И понятно, что эту фигуру теперь не удастся окрасить в цвета, отличные от цветов российского флага.
Фото: Евгений Пригожин и бойцы ЧВК в Бахмуте