Сообщество «Форум» 15:48 29 апреля 2020

Близость промысла Божьего

нет ничего лучше, чем испытание на пользу душе

Все эти дни совершенно особенные. Они наполнены особым присутствием Божиим, промыслом.

Тот факт, что начало нашей самоизоляции совпало с неделей Марии Египетской является неслучайным. Эта святая, которая удалилась от мира и в тишине пустыни боролась с собой, с грехом, с тем, что кажется нам своим, а на самом деле является чужим, тем что отделяет нас от самих себя. Она в абсолютном уединении стяжала святой дух и причастилась дважды в жизни: перед уходом в пустыню и после.

А сейчас идёт неделя апостола Фомы, который усомнился в воскресении, потому что верил только своим глазам, хотел увидеть живого Христа. И его пример показывает нам, что мы слишком привязаны к форме, а не содержанию. Мы хотим услышать хор, запах ладана, присутствовать в привычной обстановке и причащаться Христовых Таин. Но литургия это не только форма, но и содержание. Каждая служба эта путь Христа, который мы должны с ним пройти, осознать, участвовать. Конечно, любое участие в литургии полезно для души, но Господь учит нас и призывает приобрести это внутренние содержание в эти дни. Попытаться одному или своей семьей прочитать удивительные страстные службы, к которым вряд ли мы обратились бы в обычное время. Это была уникальная возможность провести страстные дни в покое и тишине, а не в суете и делах, как это часто бывает. Нет плохого места для молитвы, и в храме можно присутствуя совершенно отсутствовать. Всё это для того, чтобы литургия стала для нас не сводом молитв, обрядов, чинопоследования, а живой реальностью, которой она является.

Мне кажется, что это направлено на то, чтобы после, а непременно будет это после, мы все с вами ещё больше ценили Церковь и храм, любили и благоговели.

Да, сейчас мы не имеем возможности причаститься Святых Христовых Таинств, но пусть это время станет усердной подготовкой к нашему следующему причастию, исповеди, которое, возможно, поменяет нашу жизнь и поистине преобразит душу.

В то же время эта ситуация отсылает нас к ценности и важности келейной молитвы. Храм это всегда важно, а домашняя молитва нами порой забывается, даже уничижается по сравнению с храмовой, она не кажется такой важной и большой, для неё часто не хватает времени, но и она крайне важна и нужна. Это школа молитвы, не только общей, но и нашей, частной, ежедневной, личной.

"Храм носяй телесный весь осквернен" и это говорит нам о том, что и душа наша есть храм, некая образная скиния, которую мы носим с собой всегда. Это время позаботиться о ней в тишине, но почему всё упирается только в храм? Если Бога не будет в храме, разве это будет храм? А если в душе нашей не будет Бога, какая польза от присутствия физического в храме?

И это всё в условиях, когда мы подвергаем риску не только себя, но и ближних.

Сейчас самое время заняться изучением литургии, которую не все мы хорошо знаем и осмысленно переживаем. Это время для чтения Евангелия, Господь как бы говорит: "Прочти ещё и ещё раз внимательно, посмотри что там написано". Ведь так часто у нас на это нет сил.

В духовной жизни часто очень поддерживает и вдохновляет опыт других христиан, святых. Читая их житие, мы каждый раз воодушевляемся на духовное делание. Наверное, сейчас время пищи духовной, энергия от которой понадобится в будущем.

Очень больно читать в интернете различные, грубые, яростные высказывания, отрицание, крайности и всё, то что разрушает мир между нами. Что есть важнее мира между христианами? Неужели эта шумиха и отстаивание своей правильной точки зрения стоит наших братских уз, хранить которые призывает нас апостол Павел.

Из святого Евангелия сам Христос через две тысячи двадцать лет взывает к нам: "Да любите друг друга". Лю-би-те. Не ссорьтесь, не судите и прощайте.

Кроме того, это ещё школа смирения и послушания. Неужели Патриарх хочет отлучения нашего от Церкви? Сейчас можно сказать в сети что угодно и про кого угодно и ничего за это не будет. Можно бросаться злыми словами как пустыми бумажками, но неужели это Правда?

Справедливость очень сложное понятие, но для христианина она сводится к одному единственному слову - любовь. Как бы ты ни был прав, но если твой жест, слово или дело не несёт любовь, то это ложь перед Богом. Ну и конечно, это лицо смерти, зеркало жизни, которое так близко, оно призывает нас посмотреть на себя очень внимательно, вдумчиво, честно и открыто.

Нет ничего лучше, чем испытание на пользу душе, а из этой ситуации можно много чего вынести, научиться.

А сопротивление или отрицание - это стояние на месте, если не шаг назад.

Есть и ещё один момент, который заключается в том, что это промыслительное стечение обстоятельств - посещение Бога, который часто молчаливо смотрит на нас, терпит и не нарушает ход нашей жизни, а сегодня Он прикоснулся нам, сказал, что Он здесь, что с нами и это, конечно, удивительно - такая близость промысла Божьего.

1.0x