Все эти дни совершенно особенные. Они наполнены особым присутствием Божиим, промыслом.
Тот факт, что начало нашей самоизоляции совпало с неделей Марии Египетской является неслучайным. Эта святая, которая удалилась от мира и в тишине пустыни боролась с собой, с грехом, с тем, что кажется нам своим, а на самом деле является чужим, тем что отделяет нас от самих себя. Она в абсолютном уединении стяжала святой дух и причастилась дважды в жизни: перед уходом в пустыню и после.
А сейчас идёт неделя апостола Фомы, который усомнился в воскресении, потому что верил только своим глазам, хотел увидеть живого Христа. И его пример показывает нам, что мы слишком привязаны к форме, а не содержанию. Мы хотим услышать хор, запах ладана, присутствовать в привычной обстановке и причащаться Христовых Таин. Но литургия это не только форма, но и содержание. Каждая служба эта путь Христа, который мы должны с ним пройти, осознать, участвовать. Конечно, любое участие в литургии полезно для души, но Господь учит нас и призывает приобрести это внутренние содержание в эти дни. Попытаться одному или своей семьей прочитать удивительные страстные службы, к которым вряд ли мы обратились бы в обычное время. Это была уникальная возможность провести страстные дни в покое и тишине, а не в суете и делах, как это часто бывает. Нет плохого места для молитвы, и в храме можно присутствуя совершенно отсутствовать. Всё это для того, чтобы литургия стала для нас не сводом молитв, обрядов, чинопоследования, а живой реальностью, которой она является.
Мне кажется, что это направлено на то, чтобы после, а непременно будет это после, мы все с вами ещё больше ценили Церковь и храм, любили и благоговели.
Да, сейчас мы не имеем возможности причаститься Святых Христовых Таинств, но пусть это время станет усердной подготовкой к нашему следующему причастию, исповеди, которое, возможно, поменяет нашу жизнь и поистине преобразит душу.
В то же время эта ситуация отсылает нас к ценности и важности келейной молитвы. Храм это всегда важно, а домашняя молитва нами порой забывается, даже уничижается по сравнению с храмовой, она не кажется такой важной и большой, для неё часто не хватает времени, но и она крайне важна и нужна. Это школа молитвы, не только общей, но и нашей, частной, ежедневной, личной.
"Храм носяй телесный весь осквернен" и это говорит нам о том, что и душа наша есть храм, некая образная скиния, которую мы носим с собой всегда. Это время позаботиться о ней в тишине, но почему всё упирается только в храм? Если Бога не будет в храме, разве это будет храм? А если в душе нашей не будет Бога, какая польза от присутствия физического в храме?
И это всё в условиях, когда мы подвергаем риску не только себя, но и ближних.
Сейчас самое время заняться изучением литургии, которую не все мы хорошо знаем и осмысленно переживаем. Это время для чтения Евангелия, Господь как бы говорит: "Прочти ещё и ещё раз внимательно, посмотри что там написано". Ведь так часто у нас на это нет сил.
В духовной жизни часто очень поддерживает и вдохновляет опыт других христиан, святых. Читая их житие, мы каждый раз воодушевляемся на духовное делание. Наверное, сейчас время пищи духовной, энергия от которой понадобится в будущем.
Очень больно читать в интернете различные, грубые, яростные высказывания, отрицание, крайности и всё, то что разрушает мир между нами. Что есть важнее мира между христианами? Неужели эта шумиха и отстаивание своей правильной точки зрения стоит наших братских уз, хранить которые призывает нас апостол Павел.
Из святого Евангелия сам Христос через две тысячи двадцать лет взывает к нам: "Да любите друг друга". Лю-би-те. Не ссорьтесь, не судите и прощайте.
Кроме того, это ещё школа смирения и послушания. Неужели Патриарх хочет отлучения нашего от Церкви? Сейчас можно сказать в сети что угодно и про кого угодно и ничего за это не будет. Можно бросаться злыми словами как пустыми бумажками, но неужели это Правда?
Справедливость очень сложное понятие, но для христианина она сводится к одному единственному слову - любовь. Как бы ты ни был прав, но если твой жест, слово или дело не несёт любовь, то это ложь перед Богом. Ну и конечно, это лицо смерти, зеркало жизни, которое так близко, оно призывает нас посмотреть на себя очень внимательно, вдумчиво, честно и открыто.
Нет ничего лучше, чем испытание на пользу душе, а из этой ситуации можно много чего вынести, научиться.
А сопротивление или отрицание - это стояние на месте, если не шаг назад.
Есть и ещё один момент, который заключается в том, что это промыслительное стечение обстоятельств - посещение Бога, который часто молчаливо смотрит на нас, терпит и не нарушает ход нашей жизни, а сегодня Он прикоснулся нам, сказал, что Он здесь, что с нами и это, конечно, удивительно - такая близость промысла Божьего.