Неудобные Святые. – М.: "Самотёка", МИД "Осознание", 2022. – 96 с., илл.
Поистине, те два Святых мужа, коим посвящён сей небольшой Сборник – Сергий Нилус и о. Серафим (Роуз) – суть «неудобные Святые»… «Неудобны» они, прежде всего, как противники «комфортного» Православия, «Православия-без-Креста», «толерантного» духу века сего и его Князю… Сии Авторы (оба оставили обширное духовно-литературное наследие) пользуются мега-популярностию в среде, так сказать, «читающей православной публики»… Популярность, отметим, вполне заслуженная, но – надобно отметить и то, что усвоение их духовного наследия страждет определённой неполнотой… Нилус – се ревнитель Русского иночества, летописатель Оптиной Пустыни и ряда других «святых мест» Святой Руси, признанный «антихристовед». Выразительнейшая «деталь»: за четыре месяца до мученической смерти св. Царь Николай II записал в дневнике: «Вчера начал читать вслух книгу Нилуса об Антихристе... весьма современное чтение». А после расстрела Царской семьи следователь, составлявший опись имущества, оставленного в доме Ипатьева, отметил, что в спальне великих княжон «в левом заднем углу стоит высокая окрашенная чёрной краской полка для цветов, на которой три книги: "Великое в малом" Сергия Нилуса, "Война и мiр" Толстого и Библия на русском языке»… Роуз – обличитель модернизма, экуменизма, эволюционизма и прочих сугубо «современных ересей», ревнитель традиционного, «святоотеческого» Православия – всё это так, но в этом – не «всё»… И Нилуса и Роуза роднит то, что их мiровоззрение, их идеология – есть идеология Катакомбная… С.Нилус дожил до годов, так сказать, институционального оформления Русской Катакомбной Церкви, и сам стал живым членом Оной – за некую временную границу тут могут быть поставлены 1927 год – год зловещей «Декларации» митр. Сергия (Страгородского) «Ваши радости – наши радости», и год 1928 – год проведения «Кочующего Собора» Церкви ИПХ. О.Серафим (Роуз), помимо своих мiровоззренческих принципов, «по жизни», был своего рода «катакомбником»: ибо он вошёл в Русскую Зарубежную Церковь и подвизался в Ней в 60-70-е гг. ХХ в., в то время, когда РПЦЗ декларировала своё молитвенное и каноническое единство не с МП, а именно с Русскими Катакомбами… Роуза и Нилуса «роднит» не только исповедуемая ими «катакомбная идеология», но и своего рода «семейственность»: чрез семейство Концевичей, в коем Епископ Нектарий (Концевич) рукоположил о.С. в иеромонахи, а супруга брата коего – Ивана Концевича, известного Церковного историка, Елена – была племянницей С.Нилуса… Что ни в малой мере не может быть признано «случайным»… Первые переиздания духовных трудов С.Нилуса в Штатах, после многолетнего периода полузабвения, были осуществлены в Сан-Франциско как раз тщанием и трудами о.Серафима и его соработников…
Роуза и Нилуса «роднит» и многознаменательное скрещение их «духовных генеалогий» с Философией Традиционализма (Р.Генон, Ю.Эвола, Л. де Понсен), философией «мiра сего вопреки»… Именно изучение трудов Рене Генона привело Юджина Роуза (таково «мiрское» имя о.Серафима) к принятию Православия, одним из «свидетелей верных и истинных» (Откр. 3, 14) коего стал для о.С. Сергий Нилус… С.А.Нилус приобрёл в 1920-30 гг. всемiрную известность прежде всего как публикатор "Сионских Протоколов". Названные нами философы-традиционалисты проявляли к "Сионским Протоколам" неподдельный интерес: барон Ю.Эвола перевёл их на итальянский и издал со своими комментариями, Р.Генон откликнулся на итальянское издание "Протоколов" обстоятельной рецензией, конспиролог виконт Леон де Понсен посвятил "Протоколам" несколько своих работ разного времени… Как и С.А.Нилус, философы-традиционалисты усматривали в "Протоколах" метаисторическое измерение… Керри Болтон в очерке, посвящённом Ю.Эволе, используя формулировки последнего характеризует «свидетелей Традиции» в современном мiре, как «Хранителей Вечного Огня», и «путь», предлагаемый для «Хранителей» Ю.Э. описывает так: «Лучшее, что может сделать <круг Хранителей>, это привлечь на свою сторону людей, сбитых с толку современным мiром и испытывающих смутную, но, тем не менее, подлинную потребность в освобождении… Этих людей нужно «сориентировать и защитить от духовных опасностей нынешнего мiра… дабы они увидели Истину»… «Чтобы вышеупомянутое направляющее действие удалось, нужны «свидетели», кои всегда будут указывать на ценности Традиции, всё более безкомпромиссно и твёрдо по мере усиления антитрадиционных сил… стоя посреди разрушенного мiра»… Трудно охарактеризовать миссию С.Нилуса и о.С.Роуза лучше: они поистине два «свидетеля верных и истинных» Православной Традиции, в том числе благодаря коим сия Традиция, невзирая ни на что, присутствует и будет присутствовать в этом мiре…
Православная «концепция канонизации» разительно отличается от Католической (хотя в современном «Православии» именно «католическая концепция» обрела немалое распространение). По-католически, Канонизация происходит «сверху»: актом Церковной власти (к тому же в два этапа: беатификация и собственно канонизация). По-Православному, она происходит «снизу»: всё «решает Народ», но не «просто народ», а Народ Божий. Иерархия лишь подтверждает и утверждает факт «народного почитания» того или иного Святого… В случае с Сергием Нилусом и о.Серафимом Роузом можно сказать, что их «канонизации» свершились – ибо факт «народного почитания» налицо, что, впрочем, отнюдь не отменяет, а пожалуй усугубливает их «неудобность» для «православных» коллаборантов с «Князем мiра сего»…
Наши «неудобные Святые»: и Сергий Нилус, и о.Серафим (Роуз), вне всякого сомнения, получили «прописку» в Вышнем Граде, Иеросалиме Небесном… Всем тем Истинным Христианам, чьё «кочевание» средь руин мiра сего ведёт «по тому же адресу» - их жития и их писания способны послужить добрым «компасом», надёжным путеуказателем на сем Пути…