Авторский блог Мария Дубинская 00:07 21 августа 2025

Хранители храмов

о Фонде «Белый Ирис» и его благородной миссии

Отъезжаем на 260 км от Москвы и погружаемся в другую жизнь. Запах свежескошенной травы и умиротворяющий стрекот кузнечиков. Вокруг домиков — бодрых или покосившихся, с наличниками или без — цветут обязательные душистые флоксы и нежная мальва, кое-где забор пышно обвит диким виноградом. А возле старинного храма, возвышающегося над сельским пейзажем, раскинулась пёстрая ярмарка. Потому что здесь проходит фестиваль "А Курба будет жить!". Село Курба Ярославской области — укромная глубинка, которая не сдаётся.

По рассказам местных жителей, в советское время совхоз "Курба" гремел на всю округу и был миллионером — в том смысле, что считался одним из самых успешных сельхозпредприятий области, да и всей Центральной России. Директора процветающего совхоза получали госнаграды, а на полях и хоздворах трудились как минимум две трети трудоспособного населения Курбы. Но в лихие 90-е удержаться на прежнем уровне, конечно, не удалось. Совхоз, как и тысячи ему подобных по всей стране, развалился, опустел, поля засевать перестали, за скотиной стало некому ухаживать. Предприятия и службы ЖКХ, детские сады и общежития, которые ранее поддерживались за счёт совхоза, начали испытывать серьёзные затруднения, многие закрылись. Сельчане подались на заработки в Ярославль.

Сегодня в Курбе живёт чуть более тысячи человек. До поры всё шло как шло, своим чередом: тихие будни, тихие радости.

Школа, Дом культуры и спорта, больница, аптека, отделение банка, несколько магазинов, пекарня, пункт выдачи товаров, заказанных через Интернет… Словом, всё нужное вроде бы есть, всё под рукой. Нужное с точки зрения быта и условного комфорта. А как же дух, а как же душа?

За долгие десятилетия привычной стала печальная картина: между улицами Советская, Ярославская и Солнечная постепенно, год за годом приходит в упадок церковь Казанской иконы Божией Матери, чья история насчитывает более двух веков. Несмотря на многочисленные раны, нанесённые временем и запустением, её удивительная красота, достойная столицы, завораживает по сей день. Но восстанавливать старинный заброшенный храм и колокольню было некому и не на что.

Второе дыхание

Курбская церковь была построена в 1770 году на средства потомков рода Нарышкиных при активном участии местных жителей. Богослужения окончательно прекратились почти сто лет назад — церковь перестала действовать в 1930-е годы. Много лет здесь находилась тракторная станция, из-за работы двигателей фрески покрывались копотью и осыпались. Затем люди и вовсе перестали бывать в этих стенах, строение дряхлело, его захватили голуби. Дом Божий превратился в пристанище для птиц и ветра.

Всё изменилось девять лет назад, когда Благотворительный фонд "Сохранение культурного наследия "Белый Ирис" взял уникальный разрушающийся курбский храм под свою опеку. Мерзость запустения начала отступать. В селе стало заметно оживлённее, местные воодушевились. Да что там — они так и говорят: "Открылось второе дыхание, появилась надежда на новую жизнь с большими перспективами".

Теперь сюда приезжают реставраторы и искусствоведы, строители и историки. Отряды волонтёров расчищают и благоустраивают территорию храма. С куда большим задором, чем ранее, в Курбе проходят различные культурно-массовые мероприятия, люди съезжаются не только со всей Ярославской области, но и из столицы и других городов.

Вот и фестиваль "А Курба будет жить!", посвящённый 255-летию Казанского храма и 385-летию чудотворной курбской Казанской иконы Богородицы, собрал в селе около 1 500 гостей — жителей ярославских предместий и разных регионов России, от Калининграда до Екатеринбурга.

В "Белом Ирисе" отмечают, что возрождение любой сельской церкви всегда означает и возрождение всей округи: курбовчане сейчас это чувствуют на себе. Кажется, так многолюдно здесь не было со времён ярмарок, которыми когда-то славилась колоритная вотчина князей Курбских, представитель которых Андрей Курбский известен своей перепиской с Иваном Грозным.

Утро праздничного дня началось с события поистине исторического значения — первой за сто лет архиерейской литургии в Казанском храме. Её возглавил митрополит Ярославский и Ростовский Вадим. После богослужения верующие обошли храм крестным ходом.

Жемчужина ярославской глубинки

В чём же уникальность церкви Казанской иконы Божией Матери в Курбе? Дело в том, что это единственный в мире 16-лепестковый "круглый" храм, он сочетает в себе традиции ярославского зодчества со стилистикой нарышкинского барокко. Сверху донизу храм расписан потрясающими фресками на сюжеты Ветхого и Нового Заветов (всего около 350 эпизодов). Специалисты говорят, что это редкий пример произведений очень талантливых мастеров конца XVIII века, работавших на стыке провинциальной канонической иконописи и новых веяний.

Профессор кафедры журналистики факультета русской филологии и культуры Ярославского педагогического университета Татьяна Юрьева прочитала в стенах Казанского храма лекцию, посвящённую фрескам. Она отметила, что церквей, где сохранилась подобная фресковая живопись, не так уж много. "Эти работы со­здавались на стыке Средневековья и Нового времени. Западное влияние, конечно, есть, но ощущается и возвращение к нашему миропониманию. Некоторые сюжеты, кстати, связаны с нашей землёй — например, само обретение Казанской иконы Божией Матери. Понятно, что это повествование о Казани, но среди сооружений мы видим храм, очень похожий на курбский. Такой вот "привет" от иконописцев", — рассказала Татьяна Юрьева.

Необычная архитектура храма, который с высоты птичьего полёта напоминает диковинный цветок, покоряет с первого взгляда. А основатель и директор фонда "Белый Ирис" Ольга Шитова вспоминает, как в 2014 году впервые случайно увидела в соцсетях его фотографию — и не смогла "пройти мимо" и пролистнуть дальше. "Такой красивый… Больно смотреть, как он исчезает. Надо спасать! Вот какие мысли были тогда. Стала думать, чем же лично я могу помочь. И поняла, что всё, что могу, — это открыть страницу, посвящённую этому храму. В первый же день на неё подписалось более двухсот человек, это было неожиданно и очень вдохновило", — рассказала Ольга Дмитриевна.

Собственно, именно с того снимка курбской жемчужины, превращающейся в руины, и началась история фонда: Ольга Шитова создала его под впечатлением от увиденного, оставив прежнее место работы. Вообще, у каждого сотрудника фонда за плечами своя удивительная история о том, как в его жизнь пришли храмы, которым нужна помощь, — слушая их рассказы, лишний раз понимаешь, сколько же чудес на самом деле происходит вокруг…

Сохранение наследия — дело каждого!

"При поддержке Фонда президентских грантов мы шаг за шагом делаем всё, что в наших силах, чтобы самочувствие храма улучшалось и чтобы он привлекал всё больше людей. Нам удалось провести консервационные работы, мы установили временную кровлю, храм стал немножко просыхать и готовиться к реставрации. В 2023 году мы утвердили проект реставрации, а с этого года приступили к первому этапу — начали с укрепления фундамента, потому что у Казанской церкви это самое больное место. Для того чтобы можно было дальше укреплять стены, делать полноценную кровлю и, конечно, водрузить новые кресты, прежде всего должно быть крепкое и устойчивое основание", — пояснила Ольга Шитова.

На все эти работы требуется около 400 миллионов рублей. Продолжается сбор средств, но процесс этот небыстрый. "Мы благодарны всем, кто приехал на фестиваль в Курбу и своим сердечным откликом помог стать ему ярким и вдохновляющим событием. Теперь у Казанского храма появилось ещё больше друзей! Будем вместе воплощать мечту о возрождении одного из самых красивых сёл ярославской земли", — отметила руководитель "Белого Ириса".

Осуществить эту мечту можно только всем миром. Для этого необходима помощь в том числе и бизнеса. Меценат и член попечительского совета "Белого Ириса" Илья Зибарев объяснил, почему помогает восстанавливать храм в Курбе. "Я помогаю возрождать Казанскую церковь, поскольку думаю, что участие в сохранении наследия должно быть делом каждого. История эта сложная и долгая. Определённые успехи и подвижки есть, но бизнес не очень активно подключается. А всё потому, что сохранять объекты культурного наследия у нас пока не модно. Но если повестка государства и ярких представителей бизнеса изменится, если она будет про помощь наследию и возрождение памятников культуры, то, конечно, все остальные отреагируют и тоже начнут подтягиваться", — рассказал предприниматель.

В это верит и священник Иоанн Лозан, настоятель прихода соседнего села Васильевское Ярославской епархии. Много лет батюшка делает всё, чтобы о церкви в Курбе и её чудотворной Казанской иконе Богородицы, которая сейчас находится во вверенном ему храме Всемилостивого Спаса, узнало как можно больше людей. Вместе с прихожанами отец Иоанн надеется, что однажды эта святыня, спасённая верующими во времена богоборчества, вернётся в родные стены возрождённого курбского храма. "Нужно помнить и понимать, что высокие цели и всё хорошее достигается большими трудами, а порой и скорбями, через преодоление препятствий. Поэтому в том, что дело двигается медленно, ничего удивительного нет. Просто важно не останавливаться, и тогда с Божией помощью всё обязательно получится", — уверен священник.

На пути к Святой Руси

По словам Ольги Шитовой, в глобальном смысле миссия фонда состоит в том, чтобы соединять россиян, органы власти, Русскую православную церковь и бизнес воедино. "Мы хотим спасти как можно больше храмов, хотим, чтобы наши люди становились счастливее, а наша страна опять могла по праву именоваться Святой Русью", — отметила Ольга Дмитриевна.

С тех пор как "Белому Ирису" начал помогать Фонд президентских грантов, команда Ольги Шитовой смогла развернуть плодотворную работу по всей стране и занимается возрождением храмов и других объектов культурного наследия уже в 20 регионах. "К настоящему времени мы полностью законсервировали 11 объектов культурного наследия, а ещё 100 памятников культуры помогли сохранить. Для некоторых объектов наш фонд разработал проекты консервации, поскольку у нас имеются на это специальные лицензии, а кому-то мы просто оказали содействие в сборе средств на восстановление", — рассказали в "Белом Ирисе".

Кроме того, фонд передаёт свои знания добровольцам, которые хотели бы делать то же самое, но не знают, с чего начать. С этой целью "ирисовцы" открыли Школу хранителей храмов, в которой уже 55 волонтёров-энтузиастов из разных уголков России прошли обучение тому, как грамотно сохранять объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном или аварийном состоянии. "Если сохранять неграмотно, можно навредить, тогда вы не спасёте памятник, а скорее поспособствуете его разрушению. Забьёшь гвоздь не туда — и это даст трещину. А бывает, например, что в храме устанавливают пластиковые окна. Это не только нарушает температурный режим, это ещё с эстетической и исторической точки зрения неправильно", — пояснили в фонде.

Жажда жизни

На некотором расстоянии от храма, в тени деревьев, на большущем валуне, опершись на палочку, сидел колоритный дедушка с длинной седой бородой — почти что иллюстрация из сказки. Я не стала смущать его и фотографировать в этот момент, но всё же нам удалось обменяться парой слов. Виктор Яковлевич всю свою жизнь живёт в Курбе, работал охранником в местном продовольственном магазине. Семья у него большая, поэтому и о нём самом, и о домике с огородом есть кому заботиться. Вместе с односельчанами он очень ждёт, когда курбский Казанский храм предстанет во всём своём великолепии и в нём начнутся регулярные службы. В "Белом Ирисе" говорят, что это может стать реальностью лет через десять.

Весь день Виктор Яковлевич наблюдал за фестивалем со стороны, скромно держался поодаль, чтобы "не мешать молодым". А молодёжи, кстати, на праздник съехалось действительно очень много. Студенты отряда "Резонанс" Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, будучи добровольцами "Белого Ириса", помогали убирать и украшать храм к торжественной литургии.

Остальные молодые люди прибыли из близлежащих сёл и деревушек и из Ярославля, конечно, тоже. Соне и Насте очень к лицу были венки из полевых цветов. Подруги рассказали, что увлекаются историей родного края и христианской архитектурой, одна из девушек собирается учиться иконописи. "Поэтому мы сегодня здесь, и обязательно приедем ещё!" — поделились ярославки.

А уж сколько детей всюду было! Наравне со взрослыми они с интересом рассматривали старинную кирпичную кладку храма и лики святых, проступающие сквозь трещины, — не каждый день увидишь подобное. Это было тем увлекательнее, что благодаря проекту дополненной реальности "Аргумент" можно было навести камеру смартфона на фреску и услышать из уст виртуального гида рассказ об определённом сюжете из Библии.

Дети не были бы детьми, если бы не умудрились отыскать в одной из ниш церкви птенца голубя. То и дело они приносили ему крошки и воду, а кто-то даже пытался уговорить родителей взять пташку домой. Ну и, конечно, ребята без устали резвились на большущих катушках ароматного сена, с удовольствием принимали участие в разнообразных мастер-классах, лотереях и народных забавах, плясали под песни в исполнении музыкальных коллективов, а на полевой кухне угощались пирожками и гречневой кашей.

Внимание к селу и Казанскому храму со стороны молодёжи радует местных жителей по-особому, ведь это означает, что Курба точно будет жить. Те, кто посетил уютный фестиваль и пообщался с курбовчанами, думают так же. Вот и мы вернулись в Москву с Курбой в сердце и надеждой на то, что через какое-то время побываем здесь снова: увидим кресты, сверкающие на солнце, и услышим колокольный перезвон.

двойной клик - редактировать галерею

Фото автора

13 ноября 2025
1.0x