Авторский блог Леонид Асланов 22:18 2 августа 2018

Хранить Россию

о русской идеологии

Статья 13 (пункт 2) Конституции РФ запрещает любую идеологию в государственном строительстве: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Ошибочность формулировки этой статьи, принятой сгоряча, следует из сопоставления смыслов слов «идеология» и «государство». Национальная идеология имеет охранное для этноса значение. Она сжато позиционирует этнос в мире, например, американская идеология объявляет весь мир зоной интересов США. Но функция государства та же, охранная, следовательно, национальная идеология и государство неразрывно связаны, и временами вспыхивающая дискуссия, ставящая под сомнение формулировку упомянутой статьи Конституции РФ, совершенно справедлива.

Национальная идеология неистребима, ее невозможно запретить, она закреплена менталитетом народа. Менталитет – это копилка опыта выживания этноса в веках. Менталитет – это не сознание, не мыслительная деятельность людей; он кроется в бессознательном. Менталитет этноса сохраняется веками, на него невозможно повлиять обучением, назиданиями, пропагандой. Менталитет не обладает свойством памяти компьютера, куда можно заносить информацию, стирая прежнюю. Он имеет охранную функцию, является сокровенным знанием народа, публично излагаемым национальной идеологией.

Идеология излагает цели нации и пути их достижения. Веками русский народ отбивал нападения врагов, весь строй его жизни был подчинен этой цели. М.В. Ломоносов 1 ноября 1761 г. писал в письме И.И. Шувалову свои мысли «О сохранении и размножении российского народа». Причем он не только ставил цель, но и перечислял средства для достижения цели: большее народа просвещение, исправление земледелия, размножение ремесленных дел и художеств, польза купечеству, лучшая государственная экономия и сохранение военного искусства во время долговременного мира. Таким образом, хозяйственное и общекультурное развитее народа Ломоносов считал возможным при условии вооруженной защиты от врагов. Тем самым он выражал ментальные традиции русского народа, отраженные в предпочтениях своих современников.

Век спустя министр народного просвещения С.С. Уваров сформулировал русскую идею – квинтэссенцию русской идеологии: православие, самодержавие, народность. Казалось бы, в этих словах нет ни слова о защите Отечества. На самом деле русская идея целиком посвящена защите от врагов: православная церковь в веках была вдохновителем борьбы с агрессорами; русское самодержавие всегда себя позиционировало как военную монархию и исполняло роль организатора защиты народа от врагов; народность была той силой, которую вдохновляла православная церковь и организовывало на борьбу русское самодержавие. По существу русская идея в формулировке Уварова была перефразированным лозунгом: «За веру, царя и Отечество!»

В начале 1990-х годов Российское правительство бросило россиянам клич: обогащайтесь! Этот призыв не имел под собой ментальных традиций, наоборот, русская православная церковь всегда учила, что легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в рай. Истинной ценностью русского народа всегда было не богатство, а умеренность, и она ментально укоренена в русской культуре. Главным для русского человека был поиск смысла жизни!

Призыв к обогащению – это калька с «американской мечты», результат слепого, бездумного копирования заморских традиций. Русской идеей в условиях современного мира скорее может стать императив «Хранить Россию в семье народов мира!» Именно Россию – дом россиян. Всевозрастающая ограниченность ресурсов планеты, включая пресную воду, пахотную землю и атмосферный воздух не позволяют России мыслить вне контекста общемировых процессов. России теперь надо защищаться от врагов с учетом интересов окружающих народов, храня семью народов мира. И такая важная оговорка не дань традиционному русскому мессианству, а реалистичная формулировка проблемы.

Призыв «Обогащайтесь!» был брошен правительством потому, что всемирно-историческая концепция исторического процесса в политической элите России господствует над цивилизационной концепцией. Всемирно-историческая концепция обрекает Россию на положение вечно отстающей страны, догоняющей лидирующие страны. Она заставляет забыть о ментальности собственного народа и навязывать решения, используемые чуждой североморской цивилизацией (в первую очередь англосаксонской), чья ментальность радикально отличается от русской ментальности. Но народ следует в своих действиях русским ментальным традициям, приспосабливаясь с их помощью к иноцивилизационным правительственным действиям и решениям, искажая их порой до неузнаваемости. В результате между жизнью народа и деятельностью правительства возникает разрыв, приводящий к народному недовольству действиями правительства и неэффективному руководству страной правительством.

Можно догадываться, что конституционно в России запрещалась классовая идеология, а не идеология вообще. Частная собственность в России существовала веками и она ментально закреплена в русском народе, поэтому классовая идеология с менталитетом россиян не полностью сочетается. Оговорку «не полностью сочетается» приходится делать из-за глубокого следа, оставленного Победой в Великой Отечественной войне, достигнутой в условиях полного огосударствления всей собственности СССР и отказа от частной (но не личной) собственности.

Идеология мобилизует, сплачивает русских людей на решение общих задач и достижение национальных целей. На Руси всегда важнейшие проблемы решались всем миром, скопом, сообща, в соответствии с военно-командным менталитетом народа, требующем энергичного руководства страной по-русски, а не по-заморски. Без идеологии наступает апатия, непонимание смысла жизни, т.е. исчезает то, что является для русского человека главным в его судьбе.

Дискуссия о востребованности русской идеологии идет в обществе, и русская идеология, таящаяся в менталитете русского народа, рано или поздно станет государственной. Её можно гнать через дверь, но она обязательно влетит в окно. Новый общественный строй не предложил никакой идеи, которая придала бы жизни россиян смысл. Общество потребления с его кричащим социальным неравенством, экологическими, политическими и прочими проблемами является единственной целью всех реформаторских правительств. Этой веревочке идейного вакуума сколько ни виться, а концу быть: либо властью будет создана идеология, учитывающая ментальные традиции народа, и жизнь будет выстроена под эту ментальность, либо существующий общественный строй, пренебрегая опорой на ментальность народа, нанесет ущерб развитию общества. И тогда неизбежно бегство России от не понимающих Россию реформаторов.

1.0x