Авторский блог Ольга Толстикова-Преображенская 12:22 14 мая 2014

«Храни Бог Россию!»

Иконопись — это высшее прославление ратного подвига христиан, за веру пострадавших. И через иконопись — уже воспитание патриотизмом. Примеры подвигов христиан, мучений, страданий Христа ради, их прославления — воспитание на примере жизни Святых отцов.

Патриотизм. Откуда он берется, как прорастает в человеке. Павел Корин и Илья Глазунов.

Два художника, таких разных, разного времени, но единые в своем понимании России, в своем страдании за Россию. Потрясли и меня и многих, многих других этим глубинным чувством патриотизма. Те вереницы людей, идущие на их выставки в разные годы по зову сердца — за укреплением, за тем, чтобы увидеть силу духа воочию. В этих работах на меня смотрела Россия.

Павел Корин. Выставка его работ в Третьяковке. "Русь уходящая" — "Реквием". Тема Страстной Пятницы. Здесь не Пасхальная тема Нестерова, а образ русского трагизма и величия. Графичная, аскетичная, почти бесцветная живопись, тем самым, еще больше придающая силу идее. Помню, что большие работы висели в небольших залах, почти без отхода, и ты стоишь "лицом к лицу" и смотришь "глаза в глаза". Смотришь в ту, ушедшую Россию, проникаешь в нее. Множество лиц, от лица к лицу – все Россия. Эти глаза, молитвенные глаза. В них такая сила духа, такая глубина, такая высота России. Её основа. Стоящие, выпрямленные молитвой, как воины, невзирая на возраст и род. Русские люди, и женщины и мужчины. Сила и мужественность. Как икона духа всего Русского народа. Смотришь в их глаза. В них — скорбь, предчувствие непоправимого, мощь, сила — Россия. И душа рвется к ним, к ним, родным. И встаешь с ними, плечом к плечу, как на молитве в общем Предстоянии за Родину, за Россию. И гудит, гудит колокол и здесь, в соборе, среди стоящих, и по всей Руси. Нет, пожалуй, другого такого художника, который смог бы так написать молитву и привести к молитве. Есть и его заслуга, что не угасла в нас наша вера православная. В нас, стоящих сегодня плечом к плечу, в наших возрожденных церквях. В нас, возрожденных к вере. Молитва — сила наша, сила России. Корин спасал нас своей работой, спасал наши души в те суровые года. Как нес свой крест. Обнажил душу Родины. Без прикрас, только сила духа. Мощь духа. Есть к чему стремиться сейчас, в нашей воскресающей России.

Иконопись — это высшее прославление ратного подвига христиан, за веру пострадавших. И через иконопись — уже воспитание патриотизмом. Примеры подвигов христиан, мучений, страданий Христа ради, их прославления — воспитание на примере жизни Святых отцов.

Искусство в наше время. Могут ли перформансы, акции и тому подобное модное сейчас, воспитать чувство патриотизма, воспитывать в любви к Родине. Зачем нужна выставка, если она ничего не дает душе. Почему, почему такой патриот, такой художник как Илья Глазунов, должен идти просить поддержку у Валентины Матвиенко, сделать выставку в Манеже. Почему Комитету по Культуре в Москве мало интересна и живопись, и другие виды творчества. Кому же, как не Комитету Культуры, воспитывать любовь к Родине на достойных примерах искусства, а не устраивать шоу из творчества. Что касается меня, такие художники как Корин и Глазунов пробудили мое сознание, смелость в выражении. Чувство патриотизма появилось в моем творчестве, в том числе, и благодаря им.

Илья Глазунов. Первыми работами, которые я увидела, были работы, посвященные Блокадному Ленинграду. Помню потрясение моей юности, щемящую боль, мои слезы. Эти работы — как молитва за блокадников, переворачивающие, очищающие душу. Боль, страдания с Божьим светом — замешаны на его палитре. Его молитва о войне. О войне, которую он сам пережил мальчиком, потеряв почти всех родных в Блокадном Ленинграде, умерших у него на глазах. Он чудом остался жив. Его вывезли из осажденного города через Ладогу, по дороге жизни под фашистскими бомбами. И смерть, и жизнь, и Россия. Выстоявшая Россия в его работах. И патриотизм, борьба за Свет, за Родину во всех его работах, — наверное, из Блокадного Ленинграда.

Для нас выставки в 1978, а затем в 1996-2000 в Московском и Ленинградском Манежах были, как звуки колоколов возрождения Родины, среди тогда еще разрушенных церквей, неопределенности и поиска опоры. Это был его соборный колокольный звон для нас. И мы шли и шли на этот звон. Стояли многолюдными очередями. Шли, как за спасением. Тогда, когда еще не пришло время активного восстановления церквей, он предвосхитил патриотический подъем и повел за собою. Это Русь звала к себе в его работах. Его набатный колокол звучал в Манеже по Москве. Он вел за собой своим творчеством. И каждая работа — удар колокола. И это мы — умираем и выживаем вместе с Родиной в его произведениях. Это он заставлял нас думать о судьбе Родины, мы шли к его работам, как за советом, за ясностью, за верой в будущее. Вот что значит художник. Вот что значит искусство. А то направление, которое пропагандируется сейчас современным деятелями от искусства, не дающее ничего ни уму, ни сердцу, скоро, я надеюсь, уйдет. Этот акционизм, как попкорн, побыстрее уж им наесться. Уйдет, не оставив и следа. Думаешь, как снова необходима для нас именно сейчас, во время духовной мобилизации, нашего укрепления, выставка Ильи Глазунова и ждешь ее в Манеже — «Храни Бог Россию!»

1.0x