Сообщество «Историческая память» 00:00 12 мая 2016

Дом, страна, мир…

В 50-е годы XIX века энергичная и образованная (прекрасно знала латынь, церковно-славянский, польский, немецкий, французский языки, историю и культуру Европы и России, играла на музыкальных инструментах и сочиняла музыку) молодая красавица-дворянка Елена Ивановна Молоховец (в девичестве — Бурман) начала собирать и сама составлять рецепты приготовления различных кушаний. Нужно было обобщить и критически освоить литературу по кулинарному искусству своих предшественников и современников в России и за рубежом, внести что-то полезное своё и, самое главное, — испытать блюда на себе и своей многочисленной (девять детей да муж) семье. Основой её творчества были "Домострой" — литературный памятник середины XVI века, содержащий много сведений по русской кухне; поваренные книги Василия Левшина, Сергея Друковцова , Екатерины Авдеевой, а также западноевропейские поваренные книги.

10 мая исполнилось 185 лет со дня рождения Елены Ивановны Молоховец (1831—1918), известной прежде всего как автор знаменитой кулинарной энциклопедии "Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве". Долгое время её имя было нарицательным для характеристики дореволюционной России, символом "обжираловки" привилегированных слоёв "высшего общества" на фоне голодающих "низов". Но даже выпущенная в 1939 году, а затем неоднократно переизданная "Книга о вкусной и здоровой пище. Наркомпищепром СССР домашней хозяйке" во многом основана на рецептах из книги Е.И.Молоховец, которую по праву можно признать национальным достоянием России — ведь кухня выступает неотъемлемым элементом культуры каждого народа. Впрочем, наследие Елены Ивановны одним-единственным шедевром не исчерпывается.

Неожиданный "подарок"

В 50-е годы XIX века энергичная и образованная (прекрасно знала латынь, церковно-славянский, польский, немецкий, французский языки, историю и культуру Европы и России, играла на музыкальных инструментах и сочиняла музыку) молодая красавица-дворянка Елена Ивановна Молоховец (в девичестве — Бурман) начала собирать и сама составлять рецепты приготовления различных кушаний. Нужно было обобщить и критически освоить литературу по кулинарному искусству своих предшественников и современников в России и за рубежом, внести что-то полезное своё и, самое главное, — испытать блюда на себе и своей многочисленной (девять детей да муж) семье. Основой её творчества были "Домострой" — литературный памятник середины XVI века, содержащий много сведений по русской кухне; поваренные книги Василия Левшина (Словарь поваренный, приспешничий, кондитерский, 1795; Русская поварня… 1816), Сергея Друковцова (Поваренные записки. 1783; Экономические наставления дворянам, крестьянам, поварам и поварихам. 1788), Екатерины Авдеевой (Ручная книга русской опытной хозяйки… 1844; Карманная поваренная книга. 1846) и др., а также западноевропейские поваренные книги.

Стол молодой хозяйки оказался настолько хорош, что к 30-летию Елены Ивановны преклонявшийся перед её красотой, обаянием и кулинарным искусством муж Франц Францевич Молоховец, по профессии — архитектор, а по неожиданной активности — гусар, способный на решительные поступки, решил порадовать спутницу жизни в день её ангела необычным подарком. Втайне он вместе с детьми собрал кулинарные рецепты любимой жены и издал их отдельной книгой "Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве" (Курск, 1861) с пометкой: "Составила г-жа Е.М-ц".

Триумфальное шествие

"Подарок" разошёлся стремительно. Книга требовала нового издания, и вскоре в дополненном и доработанном виде она — уже с полным именем автора, Елены Ивановны Молоховец — появилась в Петербурге. Так началось триумфальное шествие её по всей России, в 1866 году семья Молоховец переехала жить в Петербург. "Подарок" издавался чуть ли не каждый год, и к концу 1917 года выдержал 29 изданий общим тиражом более 300 тысяч экземпляров.

Кулинарный авторитет Молоховец стал непререкаемым настолько, что её книгу стали называть просто "Молоховец" — так же, как "Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля именовали просто "Далем". Говорили: "Узнай из Молоховец". Стала она и объектом для шуток. Так, например, в 1884 году известный писатель-юморист Вл. Михневич выпустил книгу "Наши знакомые. Фельетонный словарь современников", где среди тысячи(!) блистательных имён того времени: С.П.Боткина, В.В.Верещагина, И.А.Гончарова, П.И.Чайковского, Л.Н.Толстого и многих других, — нашлось место также для Елены Молоховец: "Составительница довольно распространённой книги с несколько преувеличенными авторскими претензиями. Уверяет, что искусство приготовления пищи на огне ею впервые изобретено и что без руководства её книгой люди не знали бы, в какое место тыкать ложкой, и проносили бы всё мимо рта. На этом основании в каждой тарелке щей или каши, изготовленных не по её рецептам, расположена видеть контрафакцию (нарушение авторского права. — В.К.), а в каждом потребителе, который пообедал не по её книге и не подавился, — личного себе врага".

Как рассказывал мне правнук Льва Толстого, академик Российской академии наук Никита Ильич Толстой, проживший долгое время в эмиграции в Югославии: "В русской эмиграции книга Молоховец была настольной, мы зачитывались ею, она связывала нас с Родиной, а когда было трудно с продуктами, то иронизировали. Ведь у Молоховец можно было прочитать что-то вроде: "Когда дома у вас ничего нет, то спуститесь в подвал и возьмите большой кусок окорока…" Эти слова стали крылатыми среди интеллигенции России. Любителям мемуарной литературы широко известны и слова оказавшегося в эмиграции писателя Евгения Замятина: "В Париже — два наиболее ходовых автора: на первом месте Елена Молоховец, на втором — Пушкин…" Разумеется, феноменальный успех "Подарка" не мог не вызвать на русском книгопечатном рынке заметного контрафактного оживления. Изворотливые издатели, используя рецепты из книги Молоховец, стали выпускать свои книги под видоизменёнными названиями ("Полный подарок для молодых хозяек…", "Для подарка молодым хозяйкам…" и др.), а также фамилии, созвучные с Молоховец: Малковец, Малховец, Мороховец, Мороховцев, Малаховская и др. Если учесть эти контрафактные издания, общий дореволюционный тираж "рецептов от Молоховец" наверняка окажется выше миллиона.

Не только "Подарок"

Параллельно с совершенствованием и переизданием своей главной "книги жизни" Молоховец занималась написанием и публикацией новых книг и брошюр для семьи по кулинарии, народной медицине, сельскому хозяйству, домоводству, педагогике, истории России, библеистике и др.: "Простая общедоступная кухня", "Храм медицины", "Помощь врачам и врачуемым", "Русско-французские разговоры для детей", "Опыт истолкования XIV главы пророчества Исайи", "Ветхозаветная история Иакова и семьи его как прообраз истории христианства новозаветного", "Краткая история Домостроительства Вселенной с приложением карты, в красках" (переведённая на французский язык, эта работа получила диплом в Париже от Конгресса Общечеловеческого мира) и др.

В 1880 году в Петербурге вышел уникальный лечебник народной медицины Е.И.Молоховец "Русскому народу. Собрание гигиенических и полезнейших простых, домашних врачующих средств от различных болезней взрослых и детей". В считанные дни книга была раскуплена. Ведь, кроме традиционных врачующих средств, она содержала в себе массу народных представлений и советов по борьбе с различными недугами домашними средствами. Своё обращение к опыту народной медицины автор аргументировала так: "По причине громадного пространства нашей империи, нет никакой возможности иметь в каждой местности врача". Советы по народной медицине, к сожалению или к счастью, могут представлять определённый интерес и сейчас. Не на пустом месте у простого человека возникает желание жить и "самолечиться на подножном корму". И здесь апробированные временем народные представления, советы и практики порой могут пригодиться, ну хотя бы при попадании человека в критические ситуации вдали от города.

Ободренная успехом своего основного кулинарного детища, Елена Ивановна в 1878 г. присовокупила к 8-му изданию в двух частях часть третью (СПб., 1878, тип. д-ра М.Хана, 360 с.), где вводила читателя в энциклопедический мир российского домоводства и народной медицины. Она называлась длинно, но конкретно: "Домашнее городское и сельское хозяйство, гигиена и медицина". Там можно было найти три плана домов; "1000 полезных в домашнем хозяйстве советов: относительно стирки белья, чистки различных материй, шляп, перьев, перчаток, кружев, металлических вещей, зеркал, обоев, ковров, полов и мебели, вывода различных пятен, уничтожения насекомых, склеивания различных вещей, производства растительного масла, приготовления чернил, ваксы, мыла, душистой воды, помады, пудры и проч. 3000 домашних средств от различных болезней взрослых и детей и 1000 указаний на уход, откармливание и болезни домашних птиц и животных. Всего до 5000 номеров".

Конечно, многие домоводческие указания-советы Е.Молоховец сейчас устарели, но для "человека неленивого ума" (Цицерон), исторически настроенного, уважающего и любящего прошлое России, в частности, процессы её развития на бытовом уровне, они, несомненно, интересны и представляют большую культурно-историческую ценность.

В год разрушения Российской империи, двух революций, в Петрограде вышло последнее — 29-е (!) — прижизненное издание "Подарка" Елены Ивановны. А далее — тишина, какие-либо сведения о судьбе выдающейся русской просветительницы теряются. Известно лишь, что умерла она в бедности в декабре 1918 года и похоронена в Петербурге на Волковском кладбище.

Думаю, имя Е.И.Молоховец и её творчество являются неотъемлемой и весьма значимой частью истории нашей страны и русской культуры. Её память пора увековечить в Архангельске (месте рождения), Курске (месте первого издания "Подарка"), Санкт-Петербурге (где Елена Ивановна прожила более 50 лет и создала большинство своих произведений). А нашим производителям пищевых продуктов, кулинарам-рестораторам можно было бы подумать — хотя бы в русле импортозамещения — об учреждении премии имени Е.И.Молоховец за выдающиеся достижения в отечественном кулинарном производстве и искусстве.

Илл. Александр Додон. "Портрет Елены Молоховец" (2004), по фотографии, опубликован- ной в 1911 г. журналом "Семейные иллюстрации".

Cообщество
«Историческая память»
1.0x