У русского государства есть сердце. Оно — не в Москве, оно — в Изборске, что в Псковской области. Сюда, к этим дивным отлогам и перелескам без малого 1200 лет назад из сумрака варяжских чащоб приплыли челны с дружинами Трувора, Синеуса и Рюрика, чтобы, разделившись по княжествам, положить начало государству Российскому. Прошли столетия, наполненные войнами, смутами и редкими паузами благоденствия. На рубеже третьего тысячелетия Россия вступила, пожалуй, в один из самых сложных этапов своей истории. Ослабленная распадом великой "красной империи", опутанная, подобно Гулливеру, тысячами нитей зависимости от лилипутского падшего Запада, ограбленная и униженная казнокрадами-изменниками, теснимая врагами извне и изнутри, она вновь, в который уже раз, оказалась перед грозным выбором: быть или не быть. Как и у человека, тело нации страдает по-своему, а сердце — по-своему. Сердце — вещун, оно не доверяет парадам и фейерверкам.
Может быть, именно поэтому в Изборске в сентябре 2007 года на святое Крестовоздвижение силами патриотов и радетелей государства Российского был возведён и освящён Холм русской памяти и славы, увенчанный могучим крестом. Он получил название Священный холм. К нему со всех концов большого Русского мира начали стекаться героические русские земли, несущие в себе отпечатки нашей истории, наших духовных, ратных и трудовых подвигов. Крупинки лунного грунта, присланные космонавтами, соединились с щепотью донного ила, поднятого батискафом "Мир-1" с пятикилометровой глубины русского Северного полюса. Горсть земли с могилы Германа Аляскинского — с кусочком коры древнего Мамврийского дуба, ставшего очевидцем встречи Авраама с Богом Троицей. Окровавленная земля с места подвига Александра Матросова — с пропитанной креозотом насыпи, взятой со станции Дно, где отрёкся от престола царь-страстотерпец. Прославленные и знатные земли дополнились приношениями с братских могил и дорогих сердцу мест простых людей. Сегодня, согласно записям Книги, приношения земли, хранящейся в Государственном музее-заповеднике "Изборская крепость" и на страницах интернет-портала "Планета Русь", в основании Холма, меж образующих его ледниковых гранитных глыб слились, смешались, упокоились русские земли более чем с тысячи мест на планете Земля. Главным образом, конечно, из России и СНГ. В том числе и памятные крымские земли, торжественно внесённые делегацией Изборского клуба в 2014 году. Об этих событиях страна узнала благодаря фильмам А. Мамонтова и А. Проханова.
Со дня рождения Холма минуло десять лет. За это время вокруг России сгустились грозовые тучи внешней угрозы, ещё более обострились хронические недуги социального неравенства и экономической зависимости. Не за горами президентские выборы 2018 года, в ходе которых враг не преминет использовать все и всяческие слабости нынешнего неолиберального строя с целью окончательного подрыва национального государства и порабощения России. Изборское сердце откликается на этот вызов вновь, как и десять лет назад, тревожно и гулко. В такую же, как тогда, ясную, не по-осеннему тёплую и тихую погоду у иконы и мощевика вселенского Русского мира в день Крествоздвижения собрались люди. Они пришли, чтобы почтить память миллионов своих предков, кровью и потом созидавших и защищавших Отечество, а ныне с горечью и тревогой взирающих с небес на нашу общую слепоту, разобщённость и нерадивость. Пришли изборяне и псковичи, посланцы "Переправы" и калужского поселения "Ковчег", работники музея-заповедника, монахи и священники, дети и взрослые, чтобы вместе с псковским владыкой Фомой помолиться Господу и Богородице, испрашивая у них заступничества и вразумления. Пришли, чтобы насадить и освятить на восточном склоне Холма яблоневый сад русской святости из ста молодых деревьев одиннадцати сортов. Охраняемые и питаемые духовной силой Голгофы, они будут расти и плодоносить, откликаясь жизнью на жизнь. Юные деревья, как немые учителя наши, подают пример стойкости к невзгодам и непогодам. "А когда подрастут, — радостно поделился со мной по телефону соратник-созидатель Холма Александр Проханов, — усядемся мы с вами, А. И., если доживём, под кронами цветущих яблонь и побалуемся чайком из самовара".
Есть ли у Священного холма иное измерение и предназначение, кроме для многих, увы, непонятного символического и метафизического? Сердце ведь тоже малое в сравнении с телом, и не видно его, но в нём источник жизни. Изначально на пару с главредом газеты "Завтра" мы не строили каких-то великих замыслов. Мы не только не планировали, но и не вполне сознавали всей глубинной сакральной значимости этого нового явления для современной России. Она начала проявляться позднее и постепенно — через обновление Изборска, создание Изборского клуба, Крымскую весну, пробуждение державных настроений в российском обществе, медленный, но неуклонный разворот воззрений В. Путина в сторону Русской мечты. Иной может спросить: при чём здесь Холм? Однако целая вереница удивительных событий, метаморфоз, совпадений и синхронизаций, сопровождающих нас и страну после запуска в 2007 году "духовного реактора" в Изборске, у всех сопричастных ему не оставляет и тени сомнения: Русская Голгофа, возведённая немощными руками в центре земли русской и соединяющая Божье небо с грешной, залитой кровью, потом и слезами многострадальной русской землёй в том месте, где веками сшибались защитники Родины с иноземными агрессорами, — дело сугубо промыслительное. Впрочем, высший Промысел, свято храня свободу человека, даже если открывает ему некую истину, никогда не понуждает его насильно. Явление Холма, само по себе чудесное и таинственно-случайное, должно было побудить и побудило нас к творчеству и рассуждению. Как в условиях нынешней смуты разбудить подавленное и помрачённое столетним безверием вкупе с либеральной чумой русское сознание? Как вернуть исторический "Третий Рим" на рельсы, ведущие в Русское будущее, трагически утраченные им в катастрофах 1917 и 1991 годов? Каково оно само — это Русское будущее, забытое нами в суете "перестроек", а ныне практически табуированное? Возможна ли мобилизация снизу нашего уставшего и разуверившегося этноса во имя искомого будущего?
Не исключено, что Священный холм и есть один из тех кристаллов, тех идей, той закваски, с помощью которых удастся разбудить, расшевелить и направить в осмысленное русло великий дремлющий народ. С чего начать? В каждом, даже в самом отдалённом и заброшенном уголке Русского мира под спудом исторического забвения хранятся трепетные следы нашего общего величия и памяти. Президент, как бы вторя этому тезису, призывает граждан РФ "любить и знать свою малую родину". Пусть же каждый, в ком ещё жива искра русскости, совершит малый труд и поднимет горсть земли с забытой могилы героя, места подвига и служения православного подвижника, любого исторического события, достойного летописи Холма. Из этих частиц на местах можно без особых затрат и проволочек силами грядущего земства в лице Власти, Церкви и Народа создавать народные карты малой родины, стряхивая пыль и грязь политической конъюнктуры и фальши. Это краеведческая программа, точкой сборки которой уже десять лет служит Священный холм, находится вне и выше вульгарной политики и коммерческого расчёта. Она собирает, а не расточает, примеряет, а не сталкивает лбами, побуждает к действию, а не усыпляет. На этой платформе легко найдут общий язык "красные" и "белые", монархисты и социалисты, верующие и неверующие. Ибо все однажды уйдут в землю, откуда и взяты. На любой территории, от масштабов сельского округа до всепланетарного Русского мира, можно проводить конкурсы на лучшее знание малой и большой Родины. Самые выдающиеся, знаковые и святые земли доставляются к Холму, снабжая духовный реактор Русского мира новым топливом и примиряя тем самым землю с Небом.
В земле незримо, но повелительно отпечатаны судьбы и события прожитых жизней. В то же время Холм — это реальный механизм патриотической мобилизации. Каждая вновь обретённая щепоть Священного холма — авторская, за нею стоит личность, неравнодушный человек, русский по духу и памяти, а не по паспорту. Этим своим гражданским актом он подтверждает свою сопричастность Русской судьбе, свидетельствует перед историей и современностью, что ему не все равно, а "за державу обидно". Сколько будет таких "спартанцев": тысяча, сто тысяч или десятки миллионов? — время покажет. Важно, что это не показушный "политический актив", готовый присягать любому, кто платит, а воинство "последних дней", народное ополчение, подлинный резерв государственной власти, строитель Русского будущего. Он по природе контрреволюционен. Только он сможет защитить Россию и её власть от любых провокаций и нападений. Собирая земли, Холм через разнообразные механизмы мобилизации по линии "Планеты Русь", "Завтра" и ещё десятков родственных организаций силой Духа Святого приступит к собиранию предизбранных Богом во имя спасения Отечества русских людей.
Не стоит оглядываться на глумливые усмешки и отмашки скептиков и хулителей — этого племени тоже, к сожалению, немало наплодила страдающая русская земля. Ну да Бог с ними! Наше будущее не явится из-за рубежа и не спустится подарком с небоскрёбов правящих элит. Никто, кроме нас, людей земли, адамов, изгнанных из Рая, не сможет вбить первые сваи блистательного здания новой Русской цивилизации. Мне лично хочется верить, что она, эта цивилизация, станет не просто обновлением фасада нынешнего беззакония — она станет живым и праведным воплощением Русской мечты, с подлинным суверенитетом, духовно ответственным народом и самодержавной властью, возрождением былой красоты и величия русского государства. В этом смысле Холм предлагает не только думать, но и трудиться. Чтобы выжить и достойно войти в желанное будущее, нам надо не ждать указов свыше, а браться за дело — собирать, очищать от грязи и созидать свою Родину.