СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР
Суждения Кривоносова Виктора Михайловича преподавателя
Ношенской основной школы, Абанского района, на основании
личных исследований.
Причины сибирского характера определяются типом, людей заселяющих Сибирь, а народ заселял разный, за время её освоения.
Первыми заселяли поморы и служилые государя, следом шли казаки донские – челдоны, вольные, а затем и ссыльные: воры, бандиты и политические. Массовое заселение Сибири началось в конце 19, начале 20 века, когда построили железную дорогу, в этот период было основано много деревень на притоках реки Усолка, на месте заимок.
Поэтому сибирский характер многогранный, и он изменялся во времени, особенно в годы правления коммунистов с 1917 года.
ЧЕРТЫ СИБИРСКОГО ХАРАКТЕРА: сибиряки доброжелательны, оптимисты, энергичные, физически сильные, крепкого здоровья, предприимчивые, смекалистые, трудолюбивые, бережливые, владеющие многими ремёслами, Богобоязненные, были и грамотные, почитали Бога, царя, власть. А вот в начале 20 века, в связи с пропагандой РСДРП, появились, и оппозиционеры царю, власти и Богу – атеисты. В разговоре сибиряки применяли слова глубоко содержательного смысла. Поэтому были не многословны. Для них характерен внимательный, аналитически изучающий взгляд на собеседника. Внимательно следили за взглядом, мимикой лица, смыслом слов при разговоре и интонацией, они были хорошие психологи. Для них характерна выдержка, терпение, настойчивость, обязательно помогут тому, кто сам трудится. Свои суждения подтверждали поговорками, присказками, например – «Жили деды - не знали беды, доживут внуки, наберутся муки», «Дожились казаки - ни хлеба, ни табаки», « Ни слушай старого, а слушай бывалого». Были среди сибиряков и ВЕДУНЫ: одни ведали добрым словом, исцеляющим от разной порчи, другие ведали плохим словом и насылали порчу, болезнь. На этот счёт имели свои оправдывающие суждения: « Без зла - зла не бывает». Знали целебные свойства трав сибирских. Были среди них и оборотни, превращавшиеся в свинью или колесо.
Какие будут люди нового поколения? Зависело от воспитания! У сибиряков – челдоно, воспитанием занимались старшие, дед и бабушка, а порой и прадед с прабабушкой, родители чаще находились в поле, работали.
Старшие обладали житейской мудростью, а по- сему и дети, получившие такое воспитание, были вежливы, мудры, трудолюбивы, послушны. У челдонов бытовала такая поговорка относительно воспитания: «Воспитывать надо дитя, пока поперёк лавки лежит». За непослушание обязательно вразумят и «трёпку» устроят. Если не поздоровался со старшим, то подзовёт к себе этого «ребетёнка» и спросит: «Чей ты?» Ухо надерёт и скажет, чтобы отцу об этом сказал, а назавтра спросит у отца, говорил ли ему сын о его невежливости и наказании. А если не сказал, получал ребёнок хорошую взбучку. Был такой случай в Ношено, пришёл к старосте мужик лет семидесяти и жалуется, что его отец побил. Вызвал староста отца и требует объяснения, почему он старика наказал, а он старосте глаголет: «Как же его подлеца не бить, он же моего отца не послушался». Так что челдоны жили долго и строги были.
Были и отрицательные черты сибиряков, связанные с ссыльными, бандитами, ворами, пьяницами. Их традиции сохраняются в тех сёлах, где их было много, пример тому село Устьянск (основали как заимку от села Троицкое , где был сользавод, первый в крае) – село драчунов, любителей выпить да ограбить кого – либо. Есть такая категория людей и сейчас в каждой деревне.
Как поселялись в селе Ношено? Прежде чем поселиться для жизни в селе Ношено собирался сход мужиков в ссудной избе, и вели мужики Ношенские с желающими поселиться в селе беседу. Задавали вопросы, слушали внимательно ответы на поставленные вопросы, а уже после досконального расспроса решали, разрешить ему жить в селе или нет. Если человек им понравился, то ему разрешали поселиться, и данный мужик ставил четверть самогона, потом приносили сами и вели разговор, как помочь новосёлу. Кто из мужиков даст телка, кто курицу, кто жеребёнка. Решали когда и как помочь ему дом построить. А если не понравиться мужик, то приходилось ему селиться в других деревнях.