Авторский блог Виктор Кривоносов 08:11 11 февраля 2017

Характер и черты Сибиряка.

Каков же он Сибиряк, начало двадцатого века.

СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР

Суждения Кривоносова Виктора Михайловича преподавателя

Ношенской основной школы, Абанского района, на основании

личных исследований.

Причины сибирского характера определяются типом, людей заселяющих Сибирь, а народ заселял разный, за время её освоения.

Первыми заселяли поморы и служилые государя, следом шли казаки донские – челдоны, вольные, а затем и ссыльные: воры, бандиты и политические. Массовое заселение Сибири началось в конце 19, начале 20 века, когда построили железную дорогу, в этот период было основано много деревень на притоках реки Усолка, на месте заимок.

Поэтому сибирский характер многогранный, и он изменялся во времени, особенно в годы правления коммунистов с 1917 года.

ЧЕРТЫ СИБИРСКОГО ХАРАКТЕРА: сибиряки доброжелательны, оптимисты, энергичные, физически сильные, крепкого здоровья, предприимчивые, смекалистые, трудолюбивые, бережливые, владеющие многими ремёслами, Богобоязненные, были и грамотные, почитали Бога, царя, власть. А вот в начале 20 века, в связи с пропагандой РСДРП, появились, и оппозиционеры царю, власти и Богу – атеисты. В разговоре сибиряки применяли слова глубоко содержательного смысла. Поэтому были не многословны. Для них характерен внимательный, аналитически изучающий взгляд на собеседника. Внимательно следили за взглядом, мимикой лица, смыслом слов при разговоре и интонацией, они были хорошие психологи. Для них характерна выдержка, терпение, настойчивость, обязательно помогут тому, кто сам трудится. Свои суждения подтверждали поговорками, присказками, например – «Жили деды - не знали беды, доживут внуки, наберутся муки», «Дожились казаки - ни хлеба, ни табаки», « Ни слушай старого, а слушай бывалого». Были среди сибиряков и ВЕДУНЫ: одни ведали добрым словом, исцеляющим от разной порчи, другие ведали плохим словом и насылали порчу, болезнь. На этот счёт имели свои оправдывающие суждения: « Без зла - зла не бывает». Знали целебные свойства трав сибирских. Были среди них и оборотни, превращавшиеся в свинью или колесо.

Какие будут люди нового поколения? Зависело от воспитания! У сибиряков – челдоно, воспитанием занимались старшие, дед и бабушка, а порой и прадед с прабабушкой, родители чаще находились в поле, работали.

Старшие обладали житейской мудростью, а по- сему и дети, получившие такое воспитание, были вежливы, мудры, трудолюбивы, послушны. У челдонов бытовала такая поговорка относительно воспитания: «Воспитывать надо дитя, пока поперёк лавки лежит». За непослушание обязательно вразумят и «трёпку» устроят. Если не поздоровался со старшим, то подзовёт к себе этого «ребетёнка» и спросит: «Чей ты?» Ухо надерёт и скажет, чтобы отцу об этом сказал, а назавтра спросит у отца, говорил ли ему сын о его невежливости и наказании. А если не сказал, получал ребёнок хорошую взбучку. Был такой случай в Ношено, пришёл к старосте мужик лет семидесяти и жалуется, что его отец побил. Вызвал староста отца и требует объяснения, почему он старика наказал, а он старосте глаголет: «Как же его подлеца не бить, он же моего отца не послушался». Так что челдоны жили долго и строги были.

Были и отрицательные черты сибиряков, связанные с ссыльными, бандитами, ворами, пьяницами. Их традиции сохраняются в тех сёлах, где их было много, пример тому село Устьянск (основали как заимку от села Троицкое , где был сользавод, первый в крае) – село драчунов, любителей выпить да ограбить кого – либо. Есть такая категория людей и сейчас в каждой деревне.

Как поселялись в селе Ношено? Прежде чем поселиться для жизни в селе Ношено собирался сход мужиков в ссудной избе, и вели мужики Ношенские с желающими поселиться в селе беседу. Задавали вопросы, слушали внимательно ответы на поставленные вопросы, а уже после досконального расспроса решали, разрешить ему жить в селе или нет. Если человек им понравился, то ему разрешали поселиться, и данный мужик ставил четверть самогона, потом приносили сами и вели разговор, как помочь новосёлу. Кто из мужиков даст телка, кто курицу, кто жеребёнка. Решали когда и как помочь ему дом построить. А если не понравиться мужик, то приходилось ему селиться в других деревнях.

1.0x