двойной клик - редактировать изображение
1. Хабад (ивр. חב"ד – сокр. от חָכְמָה, בִּינָה, דַּעַת хохма́, бина́, да́ат – «мудрость, понимание, знание», названия трёх верхних сфирот в Каббале, также Хабад-Любавич) – направление в хасидизме, иудейское религиозное движение, также называется любавичским хасидизмом. Резко выделяется среди других хасидских движений своим особым стилем. К началу XIX века насчитывало около 200 000 приверженцев. Движение создано рабби Шнеуром-Залманом бар-Барухом из Ляд (также Алтер Ребе, идиш אלטער רבי – Старый ребе, 15 (по другим данным 4) сентября 1745 года, местечко Лиозно, Оршанский повет, Витебское воеводство, Великое княжество Литовское, Руское, Жемайтское и иных [земель], Речь Посполитая – 27 декабря 1812 года, село Пены, Слободско-Украинская (по другим данным Курская) губерния (по другим данным город Гадяч, Гадячский уезд, Полтавская губерния), Российская Империя) в 1772 году, в том самом году, когда состоялся Первый раздел Речи Посполитой между Российской Империей, Королевством Пруссия и Королевством Галиции и Лодомерии с Великим княжеством Краковским и княжествами Освенцима и Затора – коронной землёй на востоке Габсбургской монархии (Габсбургской империи, Дунайской монархии или Австрийской монархии).
Благодаря усилиям последнего лидера Хабада рабби Менахема-Мендла Шнеерсона (в прижизненных публикациях и традиционно ивр. מנחם מענדל שניאורסאהן, англ. Menachem Mendel Schneerson, 18 апреля 1902 года, Николаев, Николаевское градоначальство, Херсонская губерния, Российская Империя – 12 июня 1994 года, Манхэттен, Нью-Йорк, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США) обучение иудаизму было распространено во многих государствах (включая государства бывшего СССР), где в результате были созданы и развиты еврейские общины.
2. Движение Хабад призывает к служению Всевышнему и исполнению законов Торы (ивр. תּוֹרָה [тора́], буквально «учение, закон», в ашкеназском произношении: [то́йро] в юго-восточном диалекте (Польша, Украина), [тэ́йро] в северо-восточном диалекте (Белоруссия, Литва) – в широком смысле, совокупность иудейского традиционного религиозного закона) с радостью, которая возникает в результате интеллектуального понимания секретов Торы. Изучение Торы вызывает положительные эмоции. Отсюда и название-акроним «ХаБаД» – «мудрость», «понимание», «знание».
Хасидизм Хабада объясняет, каким образом при исполнении заповедей Торы еврей:
соединяет конечный материальный мир с бесконечностью духовных миров и Создателя;
выполняет не только миссию своего существования на земле, но и суть существования всего мира;
кульминация проявляется в мессианской эре, приход которой произойдёт, когда разделение между материальным и нематериальными мирами разрушится.
Используя многие идеи религиозно-мистического, оккультного и эзотерического течения в иудаизме, появившегося в XII веке и получившего распространение в XVI веке, Каббала (ивр. קַבָּלָה, «получение, принятие, предание» от слова ивр. לקבל «получать, соглашаться»; эзотерическая каббала представляет собой традицию и претендует на тайное знание содержащегося в Торе божественного откровения) и соединяя их с другими областями иудаизма (например, с Талмудом (ивр. תַּלְמוּד, «обучение»; также известным как Гемара) – многотомным сводом правовых и религиозно-этических положений иудаизма, в котором нашла отражение бурная дискуссия законоучителей иудаизма вокруг Мишны (ивр. משנה, буквально «повторение» – первого письменного текста, содержащего в себе основополагающие религиозные предписания ортодоксального иудаизма), Хабад стремится показать философское единство идей иудаизма и связь их с идеей единства Создателя (то есть проявить иудаизм как настоящий монотеизм), подобно тому, как талмудическое движение Тосафот (ивр. תוֹסָפוֹת, «дополнения»; также известно как Тосфос – комментарии к Талмуду, составленные группой раввинов и комментаторов Талмуда, живших в XII – XIII веках в Германии, Франции, Англии и Италии; Тосафот, вместе с комментарием крупнейшего средневекового комментатора Талмуда и одного из классических комментаторов Танаха, духовного вождя и общественного деятеля еврейства территории современной Северной Франции Раши (ивр. רַשִׁ"י, акроним словосочетания «Рабейну Шломо Ицхаки» – «наш учитель Шломо сын Ицхака»; 1040 год, Труа, Графство Труа и Мо – 1105 год, Труа, Графство Шампань) включается во все печатные издания Талмуда; сами раввины известны по названию комментария к Талмуду: тосафисты) доказывало, что, несмотря на многочисленные поверхностные противоречия, Талмуд является единым сводом, в котором на самом деле нет противоречий.
двойной клик - редактировать изображение
2.1. Главное творение и философское произведение рабби Шнеура-Залмана бар-Баруха из Ляд «Тания» (др.-евр. תניא) или «Ликутэй Амарим» (др.-евр. ליקוטי אמרים) – основополагающая книга по хасидизму, предположительно опубликованная в 1797 году (первоизданий не сохранилось), является первым трудом, который систематизировал хасидскую мораль, разъяснённую на метафизических каббалистических основах.
3. Свою историю, развитие философии и влияния движения Хабад разделяет по периодам, связанным с правлением его лидеров:
3.1. Рабби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд (также Альтер Ребе).
Будущего рабби Шнеура-Залмана бар-Баруха из Ляд уже в 13 лет, когда он отмечал свою бар-мицву, выдающиеся мудрецы того поколения называли его великим гением, авторитетом в законах Торы.
В 1760 году он женился на ребецн Стэрне. Приложил большие усилия и потратил немалые средства, призывая евреев заняться земледелием.
В 1764 году он впервые отправился в Межеричи (Кременецкий повет, Волынское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая (ныне – село Великие Межеричи, Великомежиричский сельский совет, Корецкий район, Ровненская область, Украина), а в 1767 году занял в местечке Лиозно (Оршанский повет, Витебское воеводство, Великое княжество Литовское, Руское, Жемайтское и иных [земель], Речь Посполитая (ныне – городской посёлок Лиозно, Лиозненский район, Витебская область, Республика Белоруссия)) должность магид (или маггид, буквально «рассказывающий» от ивр. מַגִּיד; множественное число маггидим – еврейский религиозный проповедник, иначе называемый также «даршан» (ивр. דרשן); начиная с XVI века, стал встречаться термин и «Магид Мешарим» (сокращ. מ״מ); звание маггида присваивалось преимущественно странствующим проповедникам, хотя его носили также постоянные проповедники общины, часто соединявшие эту функцию с саном раввина; первые маггидим проповедовали, отвечая на обращённые к ним вопросы слушателей, подобно древнегреческим философам»).
В 1770 году он начал писать свою книгу «Шулхан Арух ха-Рав» – особо выделяемая версия среди всех последующих версий другой книги «Шулхан арух» (ивр. שֻׁלְחָן עָרוּךְ, буквально «накрытый стол»; ср. Иез. 23:41) – кодекс практических положений Устного Закона (ивр. תּוֹרָה שֶׁבְּעַל-פֶּה, Тора ше-бе-‘ал-пэ, или Устная Тора – общее название устной галахической и аггадической традиции в иудаизме), составленный в XVI веке крупнейшим раввином и законоучителем XVI века, автором основополагающего кодекса галахических предписаний «Шулхан арух» Йосефом бен Эфраимом Каро (исп. Caro, José [Yosef] ben Efrén [Efraim]; 1488 год, Толедо или Самора, Королевство Кастилия и Леон – 1575 год, Цфат, санджак Цфат, эялет Дамаск, Османская империя (также Оттоманская империя, Оттоманская Порта или просто Порта)), который подвёл итог кодификативной деятельности галахических авторитетов многих поколений. «Шулхан арух» – признанное всеми без исключения направлениями иудаизма, признающими Устный Закон, основное руководство по извлечению практической Галахи (или Алаха́ (ивр. הֲלָכָה) – традиционного иудейского права, совокупности законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев (в более узком смысле – совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистической литературе по которым еврей должен себя вести, а также каждый из этих законов (галахот) в отдельности). Его используют и изучают иудеи по всему миру уже несколько столетий.
В 1772 он основал хасидское учение ХаБаД. Призывал евреев, живших в районе города Витебск, к переселению в пределы Российской Империи. В 1773 – 1778 годах основал и занимался укреплением йешивы в Лиозно, которая была известна как «классы» («1-й класс», «2-й класс», «3-й класс»).
В 1774 он вместе с рабби Менахемом Менделем из Витебска (также известным как Менахем Мендель из Городка, 1730 год, Витебск, Витебский повет, Витебское воеводство, Великое княжество Литовское, Руское, Жемайтское и иных [земель], Речь Посполитая – 1788 год, Тверия, санджак Цфат, эялет Дамаск, Османская империя (также Оттоманская империя, Оттоманская Порта или просто Порта)) отправился в город Вильна (Виленский повет, Виленское воеводство, Великое княжество Литовское, Руское, Жемайтское и иных [земель], Речь Посполитая, (ныне – Вильнюс, Литовская Республика)), чтобы встретиться с Элияху бен Шломо Залманом (известным как Дер вилнер гоэн – Виленский Гаон, Ха-гаон хе-хасид – Благочестивый гаон, Элияху Гаон, Ха-Гра – акроним ха-Гаон рабби Элияху, 1720 год, местечко Селец, Берестейский повет, Берестейское воеводство, Великое княжество Литовское, Руское, Жемайтское и иных [земель], Речь Посполитая (ныне – Берёзовский район, Брестская область, Республика Белоруссия) – 1797 год, Вильна, Виленский уезд, Литовская губерния, Российская Империя) с целью устраинить «противоречия» между хасидами и митнагдим. Элияху бен Шломо Залман отказался принять их.
В 1777 году сопровождает рабби Менахема Менделя из Витебска, отправившегося в Эрец-Исраэль (Земля Изриильская (ивр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל [Э́рец-Исраэ́ль]), также Земля обетованная, Святая земля – исторический термин и понятие в иудаизме и христианстве, относящееся к региону, сегодня наиболее тесно связанному с Государством Израиль, на протяжении всей истории, начиная от библейских времён до наших дней), и вместе с ним доезжает до поселения Могилёв-Подольский (Каменецкий повет, Подольское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая (ныне – город областного подчинения Могилёв-Подольский, Могилёв-Подольский район, Винницкая область, Украина).
В 1783 году он принимает участие в знаменитом диспуте в городе Минск (Минский повет, Минское воеводство, Великое княжество Литовское, Руское, Жемайтское и иных [земель], Речь Посполитая (ныне – город республиканского подчинения Минск, Минский район, Минская область, Республика Белоруссия)) и побеждает в этом диспуте. Начиная с 1791 года его писания – касающиеся как открытой части Торы, так и её скрытой части, – получают широкое распространение.
В 1794 году публикует свою книгу «hильхот талмуд Тора» («Законы изучения Торы»); в 1797 году – книгу «Тания».
В 1798 году, на следующий день после окончания праздника Суккот, был арестован. 19 кислева 1798 года вышел на свободу.
В 1800 году, на следующий день после окончания праздника Суккот, ему было приказано прибыть в Санкт-Петербург (Санкт-Петербургский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская Империя). 11 ава 1801 года вернулся из Санкт-Петербурга в местечко Ляды (Оршанский уезд, Белорусская губерния, Российская Империя (ныне – агрогородок Ляды, Дубровенский район, Витебская область, Республика Белоруссия)).
В конце месяца ав 1812 года вместе с семьей и многочисленными хасидами он покинул местечко Ляды. 15 декабря 1812 года прибыл в село Пены (село Пены, Слободско-Украинская (по другим данным Курская) губерния, Российская Империя (ныне – село Пены, Беловский район, Курская область, Центральный федеральный округ, Российская Федерация)), где и скончался на исходе субботы, 27 декабря 1812 года. Похоронен в городе Гадяч (Гадячский уезд, Полтавская губерния, Российская Империя (ныне – город районного подчинения Гадяч, Гадячский район, Полтавская область, Украина).
После смерти своего учителя Дов-Бера из Межирича (также Магид из Межирича или Великий Магид, также известный как «Магид», 1704 год, местечко Локачи, Владимирский повет, Волынское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая (ныне – Локачинский район, Волынская область, Украина) – 1772 год, местечко Аннополь, Кременецкий повет, Волынское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая (ныне – Славутский район, Хмельницкая область, Украина)) вернулся в Оршанский повет (Витебское воеводство, Великое княжество Литовское, Руское, Жемайтское и иных [земель], Речь Посполитая) и собрал вокруг себя учеников, которые стали ядром будущего любавичского хасидизма. Рабби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд стал автором книги «Тания» («Ликутэй Амарим») и «Шулхан Арух ха-Рав» (свод еврейских законов в духе хасидского учения) – книг, которые легли в основу хасидизма. Рабби Шнеур Залман бар-Барух из Ляд требовал от своих последователей углубленного изучения Торы и работы над собой, и видел себя советником и духовным руководителем. Он старался также влиять на политическую ситуацию и улучшить материальное положение евреев, за что несколько раз подвергался гонениям, и даже был заключён в Петропавловскую крепость (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская Империя). Однако он был освобождён и получил звание «Потомственный почётный гражданин». Его попытка найти взаимопонимание с другими течениями в иудаизме не увенчалась большим успехом.
3.2. Мителер Ребе (идиш מיטעלער רבי – средний учитель; настоящее имя – Дов Бер Шнеури, также известен как Адмур ха-Эмцаи, 24 ноября 1773 года, Лиозно, Лиознянская волость, Оршанский уезд, Могилёвское наместничество, Российская Империя – 28 ноября 1827 года, Нежин, Нежинская волость, Нежинский уезд, Черниговская губерния, Российская Империя) – 2-й любавичский ребе из хасидской династии Шнеерсонов (второй руководитель хасидского течения Хабад), принял руководство движением в 1813 году после смерти отца, рабби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд.
Он перенёс центр движения из Ляд в местечко Любавичи (ранее – Любавицкое староство, Оршанский повет, Витебское воеводство, Великое княжество Литовское, Руское, Жемайтское и иных [земель], Речь Посполитая (впоследствии – местечко Любавичи, Бабиновичский уезд, Оршанская провинция, Могилёвская губерния, Российская Империя, ныне – деревня Любавичи, Любавичское сельское поселение, Руднянский район, Смоленская область, Центральный федеральный округ, Российская Федерация)). В отличие от ребе Аарона из Староселья (также Гурвича Аарона га-Леви, известного также под именем Старосельского цадика, 1765 год – 1828 год) – выдающегося ученика и преемника основателя течения Хабад рабби Шнеуром-Залманом бар-Барухом из Ляд и крупного талмудиста, подчёркивал углублённое изучение Торы и книги «Тания», а не экзальтированное состояние молитвы и попытку достичь единство с Всевышним таким способом. Его учениками были составлены несколько сборников его выступлений.
3.3. Цемах-Цедек (ивр. הצמח צדק), настаящее имя – Менахем Мендель Шнеерсон (ивр. מנחם מנדל שניאורסון), 9 [20] сентября 1789 года, местечко Лиозно, Лиознянская волость, Оршанский уезд, Могилёвское наместничество, Российская Империя – 17 [29] марта 1866 года, местечко Любавичи, Оршанскский уезд, Могилёвская губерния, Российская Империя) – 3-й любавичский ребе из хасидской династии Шнеерсонов (третий руководитель хасидского течения Хабад). Внук Алтер Ребе по линии матери. При рождении получил имя Менахем Мендл. С трёх лет после смерти матери жил в доме своего деда и под его руководством изучал Тору и Талмуд. В 14 лет женился на своей кузине Хае-Мушке (Хае-Мусе). В 18 лет написал богословский трактат «Таамей а-мицвот» («Смысл заповедей»). В 1827 году возглавил Хабад. Прикладывал большие усилия для примирения с митнагдим, а также препятствовал набору еврейской молодёжи в армию Российской Империи. Рассматривался как лидер российского хасидизма и имел в 1843 году консультации с русским антиковедом и государственным деятелем, Министром народного просвещения Российской Империи (21 марта (2 апреля) 1833 года – 20 октября (1 ноября) 1849 года), действительным тайным советником, почётным членом (1811 год) и президентом (1818 – 1855 годы) Императорской Академии наук, действительным членом Императорской Российской академии (1831 год), наиболее известным как создатель идеологии официальной народности графом (с 1846 года) Сергеем Семёновичем Уваровым (25 августа (5 сентября) 1786 года, Москва, Московский уезд, Московская губерния, Российская Империя – 4 (16) сентября 1855 года, Москва, Московский уезд, Московская губерния, Российская Империя), впрочем, эти консультации зашли в тупик и Цемах-Цедек был на некоторое время арестован.
Последний лидер объединённого хасидизма, автор книги «Цемах Цедек» – комментариев к недельным главам Торы и Талмуду. Ему принадлежит окончательная редакция «Тании» и других книг рабби Шнеура-Залмана бар-Баруха из Ляд. Рабби Цемах-Цедек старался наладить дружественные отношения со всеми еврейскими лидерами своей эпохи.
3.4. Шмуэль Шнеерсон из Любавичей (ивр. שמואל שניאורסון, Маараш, 17 [29] марта 1834 года, местечко Любавичи, Бабиновичский уезд, Могилёвская губерния, Российская Империя – 14 [26] сентября 1882 года, местечко Любавичи, Оршанский уезд, Могилёвская губерния, Российская Империя) – 4-й любавичский ребе из хасидской династии Шнеерсонов (четвёртый руководитель хасидского течения Хабад). Седьмой сын Цемах-Цедека. Его старшие братья организовали очаги хасидизма в местечках Копысь, Бобруйск, Нежин. Автор работ по философии хасидизма, в том числе «Ликутей Тора» («Из Торы», 1884 год), «Ликутей Торат Шмуэль» («Из учения Шмуэля», 1945 год).
3.5. Шолом-Дов-Бер Шнеерсон (Рашаб, 24 октября [5 ноября] 1860 года, местечко Любавичи, Оршанский уезд, Могилёвская губерния, Российская Империя – 21 марта 1920 года, Ростов-на-Дону, Ростовский округ, Всевеликое Войско Донское (Донская республика), [РСФСР]) – 5-й любавичский ребе из хасидской династии Шнеерсонов (пятый руководитель хасидского течения Хабад).
В 1897 году создал в Любавичах хасидскую семинарию «Томхей тмимим». В дальнейшем создал уже целую сеть хабадских иешив «Томхей тмимим». Резко выступал против внедрения Хаскалы в еврейское образование. Впервые влияние Хабада вышло за пределы территории современных Республики Белоруссия и Литовской Республики, распространившись в Средней Азии и на Кавказе, а также в США. Лично способствовал распространению идей хасидизма среди грузинских евреев. Критически отнёсся к зарождающемуся среди евреев движению сионизма, однако способствовал освоению евреями Палестины, учредив хасидскую семинарию в Хевроне.
Был эвакуирован в Ростов-на-Дону во время Первой мировой войны, куда переместился центр движения. В 1915 году вынужден был покинуть Любавичи в связи с наступлением немецкой армии и переселиться в город Ростов-на-Дону (Ростовский округ, Область Войска Донского, Российская Империя), где и умер.
Имя Довбер (ивр. דובער) в переводе означает медведь (от слов Дов на иврите и Бер, идиш בער).
3.6. Йосеф Ицхок Шнеерсон (также Иосиф Шолом-Берович Шнеерсон, 9 [21] июня 1880 года, местечко Любавичи, Оршанский уезд, Могилёвская губерния, Российская Империя – 28 января 1950, 770 Eastern Parkway, Бруклин, Кингс, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США) – 6-й любавичский ребе из хасидской династии Шнеерсонов (шестой руководитель хасидского течения Хабад).
Единственный сын рабби Шолома-Дова-Бера Шнеерсона, 5-го любавичского ребе и его двоюродной сестры Штерны Соры Шнеерсон. С раннего возраста выполнял различные поручения отца. В 17 лет стал его личным секретарём. Вскоре женился на своей троюродной сестре Нехаме Дине Шнеерсон, дочери кишинёвского раввина Абрама Израилевича Шнеерсона (также Аврома Шнеерсона (1860 год – 1937 год) и его жены Йохле (Йохевед) Шаевны Шайберг, родной сестре кишинёвского раввина, главы хасидского направления Хабад в Бессарабии Бена-Циона Шнеерсона (Бенциена, или Бенциона Абрамовича Шнеерсона, 1896 год, Кишинёв, Кишинёвский уезд, Бессарабская губерния, Российская Империя – 6 января 1977 года, Тель-Авив, Тель-Авивский подокруг, Тель-Авивский округ, Государство Израиль). Назначен своим отцом главой сети иешив «Томхей Тмимим».
Неоднократно обращался к зарубежным правительствам и еврейским общинам с просьбой повлиять на царское правительство остановить еврейские погромы. За свою деятельность дважды был арестован, но вскоре освобождён.
Во время Первой мировой войны вместе с отцом переехал в Ростов-на-Дону. В 1920 году после смерти отца занял пост любавичского ребе. Параллельно с этим начал развивать деятельность Хабада за границей. В 1921 году открыта иешива «Томхей Тмимим» в Варшаве.
Вскоре после вступления на должность обозначил свою деятельность в направлении создания подпольных еврейских школ на территории СССР и назначении подпольных раввинов. В 1924 году переехал в город Москва (Московский уезд, Московская губерния, РСФСР, СССР), затем в город Ленинград (Ленинградский уезд, Ленинградская губерния, РСФСР, СССР), где снял квартиру по адресу улица Моховая, дом 22/12, в которой жили также его жена, мать, дочери – Хая-Мушка и Шейна. Ребе неоднократно получал угрозы в свой адрес от евсекции с требованием прекратить свою религиозно-просветительскую и благотворительную деятельность, однако угрозы на него не действовали. В советской прессе того времени его характеризовали как «проходимца». Центр движения при нём был в 1920 – 1924 годах в городе Ростов-на-Дону (Ростовский округ, Область Войска Донского (впоследствии – Донская область, далее – Юго-Восточная область, потом Северо-Кавказский край), РСФСР (впоследствии – РСФСР, СССР)), затем в дачном посёлке Малаховка (Пехорская волость, Московский уезд, Московская губерния, РСФСР, СССР), а затем в городе Ленинград (Ленинградский уезд, Ленинградская область, РСФСР, СССР). Вскоре вступил в открытый конфликт с властями, за что был арестован и посажен в Шпалерную тюрьму в городе Ленинград, затем помилован и сослан в город Кострома (Костромской уезд, Костромская губерния, РСФСР, СССР). 14 июня 1927 года был арестован органами ОГПУ и препровождён в Шпалерную тюрьму. На третий день был приговорён к смертной казни (его собственное свидетельство), которая под давлением общественности (германские и латвийские парламентарии, «Политический Красный Крест») была заменена на ссылку в Кострому; однако буквально через несколько дней ссылка была заменена на выдворение из Советского Союза. Тем не менее, рабби Йосеф Ицхок Шнеерсон в течение многих лет оставался руководителем нелегальных общин Хабада в СССР. Был выдворен из СССР в Латвийскую Республику в 1927 году, затем переехал в Республику Польша, а в 1940 году – в США. Там занялся развитием движения Хабад и его массовым распространением.
В 1929 году рабби Йосеф Ицхок Шнеерсон совершил поездку в Подмандатную Палестину (Британский мандат в Палестине). По ходатайству еврейского общественного и политического деятеля, члена латвийского Учредительного собрания и Сейма Латвийской Республики от всемирного еврейского религиозного движения ортодоксальных евреев, объединённого в политическую партию, целью которой является стремление сохранить устои еврейской религии и традиции, еврейского общества на основе Галахи, «Агудат Исраэль» (ивр. אֲגֻדַּת יִשְׂרָאֵל, «Союз Израиля», в принятом в ультраортодоксальных кругах ашкеназском произношении «Аги́дэс Исру́эл», или «Агу́дас Исро́эл», 1920 – 1934 годы) и главы еврейской общины Латвийской Республики (до 1940 года, когда уже изменившая своё название Латвийская Республика на Латвийская ССР вошла в состав СССР) Мордехая Дубина (латыш. Mordehajs Dubins, 1889 год, Рига, Рижский уезд, Лифляндская губерния, Российская Империя – 16 сентября 1956 года, Тула, Тульский район, Тульская область, РСФСР, СССР) ребе поселился в городе Рига (Латвийская Республика), где прожил до 1934 года. В 1934 году переселился в Отвоцк (Отвоцкий повят, Мазовецкое воеводство, Республика Польша).
В начале 1940 года, во время Второй мировой войны, по ходатайству последователей в США и при помощи начальника (командовал в 1935 – 1944 годах) службы (служил в 1905 – 1944 годах) Абвер (нем. Abwehr – оборона, отражение, от Auslandsnachrichten- und Abwehramt) – органа военной разведки и контрразведки Германской империи (Веймарской республики и Третьего рейха), входившего в 1919 – 1944 годах в состав Верховного командования вермахта, – немецкого военного деятеля, адмирала Вильгельма Франца Канариса (нем. Wilhelm Franz Canaris, прозвища «Янус», «Хитрый лис», 1 января 1887 года, деревня Аллербек (ныне – район города Дортмунд), приравненный к району город Дортмунд, административный округ Анрсберг, Вестфалия, Королевство Пруссия, Германская империя – 9 апреля 1945 года, концлагерь Флоссенбюрг, около города Флоссенбюрг, гау Байройт [Бавария], Германская империя) смог через Германскую империю выехать в Ригу, откуда через Королевство Швеция отплыл в Нью-Йорк (Нью-Йорк, США). В 1941 году помог своей дочери Хае-Мушке и зятю Менахему-Мендлу (будущему 7-му ребе) перебраться из оккупированной Франции в США.
В США рабби Йосеф Ицхок Шнеерсон приобрёл дом в районе Бруклин (Кингс, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США) по адресу 770 Eastern Parkway. С этого времени этот дом стал центром движения Хабад, а «770» – одним из символов движения. Вскоре после прибытия на американскую землю рабби Йосеф Ицхок Шнеерсон занялся распространением движения в США. Вскоре были созданы все основные учреждения: иешива «Томхей Тмимим», издательство «Кехос», молодёжное движение хасидов Хабад.
Рабби Йосеф Ицхок Шнеерсон скончался в 1950 году. Ему наследовал его зять Менахем Мендл Шнеерсон.
3.7. Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон из Любавичей (имя при рождении Мендель Лейвикович Шнеерсон, чаще упоминается как Любавичский (Любавический) ребе (идиш דער ליובאַוויטשער רבי, дер любавичер ребе, ивр. הרבי מליובאװיטש, ха-раби ми-любавич), в прижизненных публикациях и традиционно ивр. מנחם מענדל שניאורסאהן, англ. Menachem Mendel Schneerson, 18 апреля 1902 года, Николаев, Николаевское градоначальство, Херсонская губерния, Российская Империя – 12 июня 1994 года, Манхэттен, Нью-Йорк, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США) – 7-й любавичский ребе из хасидской династии Шнеерсонов (седьмой руководитель хасидского течения Хабад). Один из виднейших еврейских деятелей XX века. Считается Машиахом (Мессией, от ивр. מָשִׁיחַ, маши́ах, др.-греч. Χριστός, христо́с – буквально «помазанник») некоторыми из своих последователей, часть из которых не признают его физической смерти.
Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон из Любавичей видел себя продолжателем дела своего тестя. Продолжил его деятельность по расширению деятельности Хабад в США, поддерживал контакты со своими приверженцами в СССР. Продолжил создание центров движения в крупнейших еврейских общинах мира, а также центров для туристов-евреев в Индии и Таиланде.
Пользовался уважением как еврейский духовный лидер у многих политиков США, Государства Израиль и других государств. Внёс свой вклад в решение конфликтных ситуаций в США. В его время Хабад начал приобретать всё более и более выраженный мессианский характер. Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон из Любавичей был объявлен Машиахом (Мессией), лидером поколения. С 1992 года Хабад начал вести активную мессианскую пропаганду, особенно в государствах, возникших на территории бывшего СССР.
двойной клик - редактировать изображение
4. Сегодня движение Хабад продолжает практику, начатую 7-м любавичским ребе из хасидской династии Шнеерсонов, рассылая посланников во все уголки мира. Представители (посланники) Хабада налаживают еврейский быт и традиционную – религиозную еврейскую жизнь даже в местах, где западные туристы ещё редкость.
4.1. По количеству членов общины Хабад на сегодняшний день является третьим по численности хасидским движением. Количество постоянных прихожан общин Хабада в мире оценивается в 200 000 человек. При этом в общей сложности около миллиона евреев посещает синагоги Хабада (в том числе пользуется услугами, предоставляемыми в отделениях, называемых «Бейт Хабад» (дословно «Дом Хабада»)) как минимум раз в год.
4.2. В соответствии с данными, предоставленными на сайте www.chabad.org (официальном сайте движения) на настоящий момент в мире функционирует около 1350 организаций движения Хабад, включая школы и другие учреждения. Официальные представители движения работают в 65 государствах. В США работают около 650 организаций, 300 – в Государстве Израиль, 90 – в Российской Федерации, 80 – во Французской Республике, 60 – в Канаде, 50 – на Украине, 40 – в Австралии и по 30 – в Аргентинской Республике, Федеративной Республике Бразилия и Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Кроме того примерно по 15 организаций существует в ФРГ и ЮАР, по 10 – в Итальянской Республике, Австрийской Республике, Республике Белоруссия, Королевстве Бельгия и Королевстве Нидерландов, по 6 – в КНР и Республике Узбекистан, по 5 – в Королевстве Таиланд и Республике Казахстан, и по 3 – в Королевстве Испания и Королевстве Швеция. В других 43 государствах у Хабада есть весьма небольшие представительства. В соответствии с данными сайта представительства Хабада находятся в 950 городах по всему миру, в том числе в 178 городах Европы, 14 городах Африки, 200 городах Государства Израиль, 400 городах Северной Америки, 38 городах Южной Америки, и около 120 городах в Азии (не считая Государства Израиль, но считая Российскую Федерацию).
4.3. Продолжая инициативу 6-го любавичского ребе из хасидской династии Шнеерсонов, рабби Менахем-Мендл Шнеерсон из Любавичей, став на рубеже 1950 – 1951 годов Любавичским Ребе, дал начало движению, которое стало известным как «Шлихут» (ивр. שליח, множественное число שליחים/שלוחים, шлихим/шлухим «деятельность посланников», «посланничество»). В результате, «Шлихим» (Посланники) Ребе разъехались по всеми миру с целью стимулировать соблюдение заповедей евреями, которые не соблюдали их в должной мере до этого. Посланники всесторонне помогают евреям соблюдать заповеди, причём помощь выражается как в духовном руководстве и обучении, так и в материальной помощи нуждающимся. Декларируемой целью работы посланников является поощрение изучения евреями наследия своего народа и соблюдение заповедей иудаизма.
За 60 лет существования данного движения были подготовлены тысячи раввинов, учителей, шойхетов и моэлей, которые разъехались по разным уголкам мира. Обычно, шалиахами, прибывающими в новый город является молодая семья (в возрасте 23 – 26 лет) с одним или двумя детьми.
4.4. Движение ХаБаД представлено в различных государствах мира. Посланники Ребе открывают отделения движения в тех городах, в которых живут евреи, или в которых много туристов евреев (Королевство Таиланд, Республика Индия) синагоги, которые называют «Бейт Хабад» (дословно «Дом Хабада»). В этих местах организуется уроки Торы, молитвы, праздничные трапезы.
4.5. Необходимо рассказать вкратце о глобальных проектах Хабада.
4.5.1. Сначала о Мивцоим.
Раввины Хабада призывают каждого еврея не только самому соблюдать заповеди, но и стимулировать других евреев, в том числе не религиозных, соблюдать максимальное количество заповедей. Раввины систематически подчёркивали в своём учении, что соблюдение заповедей всеми евреями напрямую влияет на срок прихода Машиаха, и соответственно, чем больше евреев будут соблюдать заповеди, тем быстрее придёт Машиах.
Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон из Любавичей обращался со следующим призывом к каждому еврею: «Даже если твоя жизнь в целом далека от идеалов Торы, начни соблюдать хотя бы какую-нибудь заповедь, так как исполнение любой заповеди имеет непреходящую ценность, которая не зависит от соблюдения всех остальных заповедей».
Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон из Любавичей также выделил десять специфических заповедей (в некоторых случаях групп заповедей), на которых, по его мнению, шалиахам стоит делать акцент при работе с несоблюдающими евреями заповеди. Данные заповеди принято называть «мивцоим» (с иврита «мивца» – единственное число, множественное число – «мивцоим») «кампания», «проект»). Их перечень приведён ниже:
1) зажигание свечей перед Шаббатом (ивр. שַׁבָּת, идиш שבת – «покоился, прекратил деятельность», также употребляется в форме ша́бос, ша́бэс, шо́бэс – седьмой день недели в иудаизме, суббота, в который Тора предписывает евреям воздерживаться от работы) и праздниками еврейскими женщинами и девочками;
2) исполнение заповеди Тфилин (ивр. תְּפִלִּין, единственное число תְּפִלָּה, тфила́, или филактерии (греч. φυλακτήριον, букв. «охранные амулеты», единственное число – филактерия – элемент молитвенного облачения иудея: две маленькие коробочки (бати́м, буквально «домики») из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки (паршио́т) из Торы);
3) прикрепление Мезузы (ивр. מְזוּזָה, буквально дверной косяк – прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме свиток пергамента духсустуса из кожи ритуально чистого (кошерного) животного, содержащий часть текста молитвы Шма);
4) регулярное изучение Торы;
5) цдака (ивр. צְדָקָה – благотворительность – одна из заповедей в иудаизме; обязательное дело в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению иудаизма и истинных знаний о нём и так далее; дать нуждающимся – это, с точки зрения иудаизма, акт восстановления справедливости, то есть, вещь – обязательная; давая цдаку, еврей становится посредником между Богом и нуждающимся);
6) приобретение еврейских книг;
7) соблюдение Кашрута (ивр. כַּשְׁרוּת, в ашкеназском произношении [ка́шрус] – термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи; в русском языке прилагательное коше́рный образовано от ивр. כָּשֵׁר [каше́р], ашкеназский вариант произношения [ко́шер]);
8) любовь к ближнему;
9) еврейское образование;
10) соблюдение законов семейной чистоты.
двойной клик - редактировать изображение
5. Несколько слов о распространении движения Хабад в мире.
5.1. Государство Израиль.
Основным центром хабадских хасидов в Государстве Израиль считается религиозное поселение хасидов Хабада в нём – Кфар-Хабад (ивр. כפר חב"ד, Реховотский подокруг, Центральный округ, Государство Израиль), находящийся в центре страны. Он был основан по призыву 6-го любавичского ребе из хасидской династии Шнеерсонов. Там есть школа для девочек, иешива, проводятся свадьбы, там была построена копия дома Любавичского Ребе, находящегося в США, с соблюдением всех пропорций.
Хабадники организовывают уроки Торы для разных слоёв населения, проверяют мезузы и тфилин, обеспечивают едой и одеждой семьи нуждающихся, заботятся о больных и роженицах, помогают откашеровать кухню.
Хабадники не имеют своей партии.
По мнению Элвина Ньюпорта, члены молодёжного крыла Хабада должны нести ответственность за организацию нападений на арабов-христиан в городе Лод (ивр. לוֹד, араб. 'اَلْلُدّْ, в прошлом Лидда, Георгиополь, Диосполис (Реховотский подокруг, Центральный округ, Государство Израиль)), в марте 1997 года, сопровождавшихся физическим насилием и уничтожением имущества.
Однако раввин Яков Глауберман, лидер молодёжного крыла Хабада, отверг обвинения в собственном участии в нападениях, носивших, по мнению пострадавших, характер погрома, и объявил пострадавших «врагами иудеев».
двойной клик - редактировать изображение
5.2. Российская Федерация.
Организацией, координирующей деятельность Хабада на территории Российской Федерации, является зарегистрированная Министерством юстиции Российской Федерации в 1999 году одна из российских религиозных организаций, объединяющих общины ортодоксального иудаизма Хабад-Любавич, Федерация еврейских общин России (сокращённо ФЕОР, ивр. פדרציית הקהילות היהודיות של רוסיה), президентом которой является российский религиозный и общественный деятель, основатель и директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Моисеевич Борода (2 июля 1968 года, Москва, Центральный экономический район, РСФСР, СССР).
В настоящий момент руководит движением Хабад в Российской Федерации раввин, главный раввин Российской Федерации по версии любавических хасидов Берл Лазар (полное имя Шломо Дов-Бер Пи́нхос Лазар, 19 мая 1964 года, Милан, Милан, Ломбардия, Итальянская Республика), выдвинутый от Федерации еврейских общин России.
В Федерацию еврейских общин России входит 200 общин из 178 городов Российской Федерации, при этом в 42 городах работают раввины (данные на 2007 год).
В 2012 году Федерация еврейских общин России открыла Еврейский музей и центр толерантности в здании бывшего Бахметьевского гаража (комплексе сооружений бывшего гаража автобусов, расположенном на улице Образцова, дом 11 (в городе Москва), построенном в 1927 году по проекту зодчих Константина Степановича Мельникова (22 июля (3 августа) 1890 года, Москва, Московский уезд. Московская губерния, Российская Империя – 28 ноября 1974 года, Москва, Центральный экономический район, РСФСР, СССР) и Владимира Григорьевича Шухова (16 [28] августа 1853 года, Грайворон, Грайворонский уезд, Курская губерния, Российская Империя – 2 февраля 1939 года, Москва, РСФСР, СССР) для стоянки и ремонта автобусов Leyland, архитектурный ансамбль гаража является объектом культурного наследия народов Российской Федерации и охраняется государством), расположенного к северу от Садового кольца, в районе города Москва «Марьина роща» (также «Марьина Роща») Северо-Восточного административного округа города Москва (также в одноимённом внутригородском муниципальном образовании города Москва).
13 июня 2013 года в Еврейском музее и центре толерантности открылось подразделение Российской государственной библиотеки, куда переехали книги из коллекции семьи Шнеерсон (так называемая Библиотека Шнеерсона (также Любавичская библиотека) – исследовательская библиотека Хабада, которую собирали Любавичские Ребе, расположенная в Бруклине (Кингс, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США), рядом с гласным офисом Хабада, и используется для исследований в области иудаики, посещаемую тысячами посетителей в год). На мероприятии по случаю открытия этого подразделения Российской государственной библиотеки присутствовал Президент Российской Федерации В.В. Путин и представители различных еврейских общин Российской Федерации. С предложением разместить уникальную коллекцию именно в Еврейском музее и центре толерантности В.В. Путин выступил ещё 19 февраля 2013 года. Книги доступны любому гражданину Российской Федерации или другого государства, достигшему 18 лет. Для этого достаточно получить читательский билет Российской государственной библиотеки, что можно сделать здесь же в Еврейском музее.
двойной клик - редактировать изображение
5.3. Украина
После 1991 года движение Хабад широко распространилось в крупных городах Украины, а его центром стал Днепропетровск (ныне – по официальной версии нынешних властей Украины – Днепр), с которым связаны детские и юношеские годы 7-го любавичского ребе из хасидской династии Шнеерсонов.
В 2012 году в центре Днепропетровска открыт крупнейший в мире (площадью 120 тыс. м²) центр «Менора».
Членами попечительского совета еврейской хабадской общины города являются крупнейшие украинские бизнесмены: украинский олигарх, предприниматель-миллиардер, политический и общественный деятель, депутат Игорь Валерьевич Коломойский (укр. Ігор Валерійович Коломойський, ивр. איגור קולומויסקי, также איגור ולריביץ ', 13 февраля 1963 года, Днепропетровск, Днепропетровская область, Донецко-Приднепровский экономический район, УССР, СССР), украинский предприниматель еврейского происхождения, миллиардер, занимающий 3-е место в рейтинге самых богатых людей Украины (2015 год) с состоянием $1,3 млрд., соучредитель и совладелец группы «Приват» Геннадий Борисович Боголюбов (укр. Геннадій Борисович Боголюбов, ивр. גנאדי בוגולובוב, также גנאדי בוריסוביץ 'בוגוליובוב, 20 января 1962 года, Днепродзержинск, Днепропетровская область, УССР, СССР), украинский предприниматель, промышленник и меценат, политический деятель, миллиардер Виктор Михайлович Пинчук (укр. Віктор Михайлович Пінчук, ивр. ויקטור מ. פינצ'וק, также ויקטור מ. פינצ'וק, 14 декабря 1960 года, Киев, Киевская область, УССР, СССР) и другие.
Главным раввином Днепропетровска и Днепропетровской области (с 1994 года) является считающийся одним из самых влиятельных религиозных деятелей на постсоветском пространстве Шмуэль Каминецкий (укр. Шмуель Камінецький, 1965 год, Кфар-Хабад, Реховотский подокруг, Центральный округ, Государство Израиль), начавший свою деятельность в городе ещё в 1990 году.
5.4. Республика Индия
26 ноября 2008 года Бейт-Хабад в Мумбаи (Мумбаи-Сити, Махараштра, Западная Индия, Республика Индия), где в то время находилось около 10 человек, подвергся нападению террористов. Они убили 6 человек: это израильско-американский ортодоксальный раввин и эмиссар (посланник) Хабада в Мумбаи Гавриэль-Ноах Гольцберг (англ. Gavriel Noach Holtzberg, ивр. גבריאל נח הולצברג, 9 июня 1979 года, Кирьят-Малахи, Ашкелонский подокруг, Южный округ, Государство Израиль – 26 ноября 2008 года, Мумбаи, Мумбаи-Сити, Махараштра, Западная Индия, Республика Индия), его жена Ривка, раввин Лейбуш Тейтельбойм, инспектор кашрута, израильтянка по имени Йохевед Орпаз, Бен-Цион Кроман и гражданка Мексики Норма Шварцблат, которая должна была на следующий день совершить алию в Израиль. 3 человека спаслись, в том числе двухлетний сын раввина Гольцберга: его вынесла на руках индианка Сандра, работавшая в семье его родителей.
5.5. Республика Казахстан
С 1994 года главным раввином Республики Казахстан является раввин Ешая Элазар Коген (1971 год, Иерусалим, Иерусалимский подокруг, Иерусалимский округ, Государство Израиль), вдохнувший жизнь в еврейские общины таких городов Республики Казахстан как Алма-Ата (город республиканского значения), Усть-Каменогорск (Восточно-Казахстанская область), Павлодар (Павлодарская область), Нур-Султан (столица, город республиканского значения), Костанай (Костанайская область) и Караганда (Карагандинская область). Сегодня в каждом из этих городов существуют общинные центры, сеть синагог, миквы, и осуществляется поставка кошерных продуктов.
В городе республиканского значения Алма-Ата (Республика Казахстан) похоронен Леви Ицхак Шнеерсон (ивр. לוי יצחק שניאורסון, прижизненно Лейви-Ицхок Шне́ерсон, или Лейвик Залманович Шнеерсо́н, 28 апреля 1878 год, местечко Поддобрянка, Марковичская волость, Гомельский уезд, Могилёвская губерния, Северо-Западный край, Российская Империя (ныне – деревня Поддобрянка, Марковичский сельский совет, Гомельский район, Гомельская область, Республика Белоруссия) – 9 августа 1944 года, город областного подчинения Алма-Ата, Алма-Атинская область, Казахская ССР, СССР (ныне – город республиканского значения Алма-Ата, Республика Казахстан)), главный раввин Екатеринослава (Днепропетровска (ныне – по официальной версии нынешних властей Украины – Днепра)) (в 1909 – 1939 годах), автор трудов по каббале и хасидскому учению, праправнук по отцовской линии 3-го любавичского ребе из хасидской династии Шнеерсонов Цемаха Цедека (Менахема Менделя Шнеерсона) и отец 7-го любавичского ребе из хасидской династии Шнеерсонов Менахема-Мендла Шнеерсона, в 1939 году обвинённый в антисоветской деятельности и сосланный в посёлок городского типа Чиили (Чиилийский район, Кзыл-Ординская область, Казахская ССР, СССР (ныне – село Шиели, Шиелийский сельский округ, Шиелийский район, Кызылординская область, Республика Казахстан)), в последние дни жизни получил разрешение переселиться в город областного подчинения Алма-Ата (Алма-Атинская область, Казахская ССР, СССР).
6. Несколько слов об обычаях и праздниках Хабада.
20 Хешвана – день рождения ребе Рашаба (5-го любавичского ребе из хасидской династии Шнеерсонов).
В числе специфических праздников Хабада следует выделить 19 кислева – праздник освобождения Алтер Ребе из Петропавловской крепости (27 ноября 1798 года). Многие источники (прежде всего – хасидские) называют этот праздник «новым годом хасидизма», или «Рош-Ашана хасидизма».
10 Швата – ребе Король Машиаха стал главой Хабада.
11 Нисана – день рождения Короля Машиаха (7-го любавичского ребе из хасидской династии Шнеерсонов).
12 Тамуза – Праздник Освобождения 6-го любавичского ребе из хасидской династии Шнеерсонов.
18 Элула – день рождения Алтер Ребе.
двойной клик - редактировать изображение
7. В последний период жизни Менахема-Мендла Шнеерсона и особенно после его смерти со стороны ортодоксального еврейского сообщества появляются обвинения любавичских хасидов в мессианизме и отходе от традиционного еврейского мировоззрения, связанные с существующими внутри организации взглядами на личность покойного лидера.
Уже при жизни Менахема-Мендла Шнеерсона значительная часть любавичских хасидов начала верить в мессианскую роль своего цадика, что проявилось в титуловании его «королём Машиахом», произнесении соответствующей бенедикции и ряде других исключительных почестей. Смерть Менахема-Мендла Шнеерсона вызвала кризис в движении Хабад. Часть хасидов признаёт кончину лидера, но верит в его второе пришествие. Другие полагают, что цадик жив, но «скрыт» от других людей. Незначительная часть любавичских хасидов обожествляет покойного.
Вера в то, что умерший человек может быть Мессией сближает эти течения Хабада с мессианским иудаизмом и ранними формами христианства и противопоставляет их ортодоксальному иудаизму – как раввинскому, так и другим ветвям хасидизма.
С критикой происходящих в Хабаде изменений открыто выступили духовный лидер литовского направления в иудаизме в Государстве Израиль, глава Поневежской иешивы, духовный лидер партии Дегель ха-Тора и один из основателей партии ШАС Элазар Менахем Шах (ивр. אלעזר מנחם מן שך, 20 декабря 1898 года (1 января 1899) года, город Вабалнинкас, Поневежский уезд, Ковенская губерния, Российская Империя (ныне – город Вабальнинкас, Биржайский район, Паневежский уезд, Литовская Республика) – 2 ноября 2001, Бней-Брак, Тель-Авивский подокруг, Тель-Авивский округ, Государство Израиль), израильский политик, раввин, депутат кнессета (12, 13, 14, 15, 16, 17 созывы) от фракций Яхадут ха-Тора и Дегель ха-Тора Авраам Равиц (ивр. אברהם רביץ, 13 января 1934 года, Тель-Авив, Подмандатная Палестина, Британский мандат в Палестине – 26 января 2009 года, Иерусалим, Иерусалимский подокруг, Иерусалимский округ, Государство Израиль), один из выдающихся современных раввинов Государства Израиль, глава иешивы «Атерет Иерушалаим» в Старом городе Иерусалима и раввин Израильского поселения на Западном берегу реки Иордан Бейт-Эль (подокруг Иудея и Самария, округ Иудея и Самария, Государство Израиль), являющийся одним из ведущих духовных лидеров движения религиозного сионизма Хаим Шломо а-Коэн Авинер (ивр. שלמה חיים הכהן אבינר, франц. Shlomo Hayim haCohen Aviner, 1943 год (5703 год по еврейскому летоисчислению), Лион, Рона, Государство Франция (Режим Виши́ или Вишистская Франция) ({Французская Республика (Третья Французская Республика)])), а также целый ряд других раввинов и общественных деятелей. Коммюнике с осуждением мессианских взглядов в Хабаде выпустили Раввинский совет Америки (англ. RCA) и высший орган Государства Израиль, ответственный за назначение раввинов и регулирование еврейской религиозной жизни, Главный раввинат Израиля (ивр. הרבנות הראשית לישראל).
В то же время в среде ортодоксального иудаизма отсутствует консенсус в отношении движения в целом, что проявилось, в частности, в разногласиях по вопросу гиюра кандидата, верящего в мессианство любавичского ребе.
Сторонники теории иудео-масонского заговора и представители антисемитских организаций обвиняют Хабад, как и другие еврейские общества и евреев в целом, в попытках подчинения правительств государств проживания.
Критиком Хабада на Украине является украинский общественный деятель, бывший раввин города Харьков и Харьковской области, глава еврейской реформистской общины города Харьков и Харьковской области, борец с влиянием Хабада, захватившего у ортодоксальной общины (Э.Д. Ходоса) в 1990-х годах самую большую в государствах СНГ харьковскую хоральную синагогу, автор серии разоблачающих книг, посвящённых Любавичскому движению «Хабад», Эдуард Давидович Ходос (6 июня 1945 года), автор многих скандальных книг, относимых некоторыми к антисемитским, в том числе книги о движении Хабад на Украине – «Еврейский фашизм, или Хабад – дорога в ад. Тайный знак – чёрная метка».
7.1. В 2016 году администрация города Пермь (Пермский край, Приволжский федеральный округ, Российская Федерация) бесплатно выделила общине «Хабад-Любавич» участок земли 0,6 га кадастровой стоимостью 73 млн. руб. под благотворительный центр. Местные активисты оспаривают законность выделения земли, прошёл митинг местных жителей против выделения земли общине «Хабад-Любавич».
Пермские иудеи заявили, что не относятся к любавическим хасидам, и назвали Берла Лазара главным раввином России по версии Хабада, что в общем-то не противоречит истине.
8. В настоящее время сообщество сторонников движения Хабад играет достаточно активную роль в мире, в том числе, и на территории Российской Федерации и даже территории как бывшего СССР, так и территории бывшей Российской Империи. Их бурная и чрезвычайно активная деятельность не может не затрагивать интересов различных групп российского общества. Игнорировать или не учитывать этот факт просто недопустимо. Но понимать всю специфику и все тонкости взаимоотношений внутри еврейского сообщества как политическому руководству, так и отдельным экспертам в сфере политологии и социологии необходимо до мелочей. Мной сделана ещё одна, хотя и самая малая, но попытка, чтобы хоть как-то показать в самых общих чертах всю сложную мозаику, знание о которой позволяет иметь некоторое чёткое представление обо всех подводных течениях в этом непростом массиве явлений и процессов.