Сообщество «На русском направлении» 21:09 16 июля 2017

Гусли наносят ответный удар

​ на вопросы «Завтра» отвечает гуслярша Юлия Ланцева

"ЗАВТРА". Обычно мы ассоциируем гусли с чем-то фольклорным, а вы, как я слышал, способны играть и современные композиции на этом инструменте.

Юлия ЛАНЦЕВА. Фольклорные композиции играть даже проще, потому что гусли были придуманы именно в тот момент, когда фольклор был, если можно так выразиться, "мейнстримом". Тогда им жили… А гусли — такой инструмент, что его можно ставить главным инструментом, скажем, вместо гитары, и три блатных аккорда он в состоянии заменить.

"ЗАВТРА". Гусли можно как-то изменить, модифицировать, чтобы они были идеально готовы для хитов современности?

Юлия ЛАНЦЕВА. Существуют и адаптированные, современные гусли, которые были сделаны для оркестра. Вот на них точно можно сыграть абсолютно всё, лично у меня такие, на которых играли наши бабушки и дедушки (и играют до сих пор, я видела во время этнографической экспедиции).

"ЗАВТРА". Очень интересно! Расскажите, пожалуйста, где вы их застали, и в каких регионах страны на нём играли полвека назад, раз уж упомянули бабушек и дедушек.

Юлия ЛАНЦЕВА. По всей России гусли были в нескольких областях, но наиболее распространены в Псковской области, где в начале и в середине XX века играли на крыловидных гуслях. Также существуют марийские гусли, которые называются "псалтирь". Они выглядят по-другому, потому и техника игры отлична: вместо боя там применяется перебор.

"ЗАВТРА". Когда этот инструмент появился в нашей стране?

Юлия ЛАНЦЕВА. Первые упоминания у византийцев о гуслях у восточных славян датируются пятым веком. Более достоверное упоминание встречаем в "Слове о полку Игореве", где описывался играющий на гуслях Боян. В раскопках, которые проводились в Великом Новгороде, было обнаружено 17 экземпляров гуслей различной степени сохранности и разных размеров. Относятся они к XI-XVI векам, то есть в это время в России точно уже играли на гуслях.

"ЗАВТРА". Это исконно наш инструмент, или он пришёл откуда-то?

Юлия ЛАНЦЕВА. Сложный вопрос, потому что такой инструмент есть и у финнов, и у литовцев. Чёткого ответа дать нельзя.

"ЗАВТРА". А марийские гусли называются так по месту изобретения?

Юлия ЛАНЦЕВА. Нет, просто у них очень развита традиция игры именно на "псалтири". Они бытовали по всей России, но если крыловидные были атрибутом скоморохов и предназначались, в основном, для шуточных наигрышей, то духовенство исполняло песнопения только на гуслях "псалтирь".

"ЗАВТРА". В плане музыкальной традиции их можно сопоставить с католическим органом?

Юлия ЛАНЦЕВА. Во время службы на них не играли. Просто есть много духовных стихов, рассказывающих о житиях святых, и именно их рассказывали под аккомпанемент таких гуслей. В наше время я лишь несколько раз видела, как играет священник, потому о традиции говорить не приходится.

"ЗАВТРА". А это не было связанно с представлением о гуслях как о языческом инструменте?

Юлия ЛАНЦЕВА. Несомненно, было. Можно сказать, что у нас народной музыке не очень повезло. Если на Западе её всячески поощряли и совершенствовали, то у нас всё совсем иначе. Сперва это был инструмент скоморохов, которые подверглись гонению. При Алексее Михайловиче вышел указ, который предписывал считать все народные инструменты бесовскими. При нём со всей Москвы было собрано пять возов инструментов, которые потом за Москвой-рекой сожгли. Играть считалось преступлением.

Следующий удар по народной музыке нанесла эпоха Петра: увлечение Западом повлекло за собой внимание к зарубежным скрипичным ансамблям, а наши инструменты стали считаться чересчур примитивными и перестали использоваться.

"ЗАВТРА". Вы как музыкант можете сравнить? Наши хуже, лучше или сравнивать вообще нельзя?

Юлия ЛАНЦЕВА. Сравнивать сложно, потому что они находятся на разных ступенях развития. Там инструменты очень усовершенствованные на сегодняшний день, но если брать для сравнения инструменты на одном уровне развития, то наши точно не примитивнее. То есть причина разницы сейчас — в том запрете со стороны государства.

"ЗАВТРА". А как обстоят дела с их развитием в наше время?

Юлия ЛАНЦЕВА. Среди своих знакомых точно наблюдаю рост интереса к гуслям, потому что научиться играть можно за 5 минут, а потом всю жизнь совершенствоваться. Народные инструменты тем и хороши, что раньше человек играл на всём и постоянно что-то творил. Человек сел, сыграл наигрыш, начинает его усложнять и расти как музыкант. То же самое со скрипкой, например, не сделаешь: это будет невыносимо для слуха. Плюс для гуслей нет нот, есть лишь аккорды и законы, как нужно выбирать мелодию.

"ЗАВТРА". Как же тогда записать на бумаге мелодию?

Юлия ЛАНЦЕВА. Для гуслей, которые используют в оркестрах, ноты, конечно же, есть. Но для крыловидных проще показать аккорды и научить мелодике. Партитуры не нужны, музыка народных гуслей во многом импровизационная. В этом их прелесть: в классической музыке за любое отхождение от нот композитора ругают, а тут ты можешь играть, как вздумается, как нравится именно тебе. Так лучше раскрывается человек, так он по-настоящему творит.

Ещё одним очень интересным инструментом является гудок, изображения которого можно встретить уже на фресках Софийского собора. Это прародитель скрипки, делали его из сосны или ели. Играют на нём смычком, который раньше был очень похож на лук. На гудке стоят 3 жильные струны, одна из которых создаёт мелодию, а остальные звучат на одной высоте и делают звук похожим на волынку.

Гудок был указан в реестре инструментов для шутовских свадеб, которые проводил Пётр, но нельзя сказать, что инструмент был популярен. При раскопках не сохранилось ни одного образца.

"ЗАВТРА". В каких регионах страны появился гудок? Или он был привезён?

Юлия ЛАНЦЕВА. Точно известно, что был в Курской области, причём сначала самостоятельно, затем вместе со скрипкой, а потом ею же и был вытеснен. Был он также в Псковской и Смоленской областях, причём о последней есть интересная история. Некоторые музыканты там играют на скрипке, как на гудке, ставя инструмент на колено.

Нынешний гудок не получает развития, потому что у него маленький диапазон, и репертуар исполняемых песен от этого не очень велик. Он хорошо ложится лишь на курские наигрыши, где и бытовал, а современных композиций на нём не сыграешь.

Ещё хотелось бы поговорить об инструменте, который в словаре Даля бытует и как "балалайка", и как "балабайка", и как "брунька", но это не совсем балалайка, а попытка воссоздать инструмент до модернизаций Андреева.

У балалайки раньше был длиннее гриф и меньше корпус (который вообще мог быть круглым в угоду простоте изготовления). Струны были металлические (тогда и заговорили о звоне балалайки) или жильные. На современной балалайке лады металлические, а раньше их навязывали ниточками. И когда Андреев балалайку модернизировал (подогнал размеры, сделал альт- и контрабас-балалайку) — он дал ей вторую жизнь, но при этом забыл, что на ней традиционно играли, считая это слишком примитивным. Нельзя не сказать, что у балалайки было много вариантов настройки.

Вообще это инструмент для аккомпанемента, играть самостоятельные произведения на ней тяжело. Так произошло потому, что она использовалась, в основном, для танцев, а петь и танцевать одновременно утомительно. А ещё танцевали. В Курской, Брянской и Калужской областях бытовал очень интересный инструмент, представляющий собой пять трубочек разной длины с не очень громким звуком. В Курском инструментальном ансамбле эти трубочки — кугиклы — использовались особенно часто. В Мексике существует аналог — флейта Пана, но в России палочек было гораздо меньше и они никогда не связывались. А ещё на этом инструменте играли только девушки, несмотря на то, что музыкальная культура считалась мужской. Музыкальный инструмент раньше считался атрибутом правящего класса, а кугикла очень древняя, она могла появиться в период матриархата.

"ЗАВТРА". Больше похоже на сказку, чем на научное объяснение.

Юлия ЛАНЦЕВА. Могу сказать, что кугиклы делаются очень легко. Девушка не могла сама изготовить гусли, но вот бабушки, которых мы встретили в экспедиции, говорили, что кугиклы делали с помощью рук, ногтей и зубов за не самое продолжительное время.

"ЗАВТРА". Что будет, если, к примеру, гусли изготовить из стекла? Как это повлияет на звук?

Юлия ЛАНЦЕВА. Всё зависит от резонаторных способностей стекла. Но о таких экспериментах никогда не слышала, хоть и много общаюсь с мастерами.

"ЗАВТРА". А как развивается народная музыка сейчас?

Юлия ЛАНЦЕВА. У нас существует ансамбль, в котором учатся восемьдесят человек от трёх и до восемнадцати лет. Дети смогут играть на нескольких народных инструментах, и это прекрасно. По своему опыту знаю: иногда придёшь домой после трудного рабочего дня, поиграешь немного на гуслях — и настроение резко поднимается. А потому не так важно, понадобится такое умение детям в профессиональной деятельности или нет, но для себя точно пригодится. И это не даст умереть народной культуре.

"ЗАВТРА". Что вы знаете о позиции государства по этому вопросу? Чувствуется ли поддержка?

Юлия ЛАНЦЕВА. Скорее нет. С точки зрения обучения — нам сократили индивидуальные занятия. Было сказано (как ни парадоксально!) что качество образования тем выше, чем больше детей одновременно на занятии. Государству так выгоднее, потому что индивидуальные занятия уже не финансируются. В музыкальной школе с этим полегче, но там нет такого отделения, как у нас. Есть отделение русских народных инструментов, где занимаются оркестровыми, но никак не фольклорными инструментами.

"ЗАВТРА". Не самая лучшая нота для завершения разговора, однако благодарю вас за интересную беседу.

1.0x