О нём знает любой наш соотечественник. Он уже давно признан в качестве одного из главных символов России. Такого же, как не менее знаменитая Царь-пушка, стоящая на той же Ивановской площади Кремля, в сотне шагов от Царь-колокола. Но почему, по каким причинам такая честь? Казалось бы, никакой логики, никакого смысла в этом нет.
Да, самый большой колокол в мире (более 6 метров высотой и в диаметре, 200 тонн весом), но он же раскололся ещё при отделке в литейной яме, во время Троицкого пожара 1737 года, когда «от копеечной свечки вся Москва сгорела», и только век спустя, в 1836 году, по воле императора Николая I был поднят наверх и установлен на специальном постаменте. Вместе с 11-тонным осколком.
Соответственно, по своему прямому назначению не использовался, к каким-либо важным историческим событиям не причастен, а потому многие, особенно за рубежом, считают его, наряду с той же Царь-пушкой и позднейшей Царь-бомбой (термоядерной, на сто с лишним мегатонн), материальным воплощением «загадочной русской души». Весомым, грубым, зримым…
Известная фраза: «Царь-пушка не стреляла, Царь-колокол не звонил, Царь-бомбу не взорвали», — подразумевает некую абсурдность русского сознания. Мол, только русские, эти Иваны-дураки, могли потратить столько времени, сил и средств на такие гигантские, но функционально бесполезные вещи.
А самое главное — не только потратить, но восхищаться, гордиться их существованием, придавать им какое-то высшее значение и сотни лет бережно сохранять... Зачем? Спроси — ничего внятного не скажут, потому что сами не знают. Но чувствуют, что так надо, так правильно, так должно быть — и всё.
Если из Царь-пушки, согласно данным современных исследований, всё же стреляли минимум однажды (по легенде — прахом Лжедмитрия), а Царь-бомбу испытали в «половинном», 58-мегатонном варианте в 1961 году на Новой Земле, то у Царь-колокола даже таких «оправданий» нет. Он — то самое, тютчевское, «Умом Россию не понять…» в чистом виде.
Но не будем забывать, что есть ум, а есть мудрость. И такая мудрость не то, что может, но — пока не пришло её время — просто обязана выглядеть глупостью. Главное, что её время, если это и вправду мудрость, обязательно придёт, рано или поздно. Но до того времени нужно ещё дожить. Обязательно. Даже в самом непригодном, разбитом, казалось бы, состоянии.
Можно увидеть некую символику в том, что подъём Царь-колокола из его литейной ямы практически совпал по времени с публикацией знаменитого "Философического письма" Чаадаева, в котором тот подверг уничтожающей критике современное ему состояние России, одновременно высказав надежду на то, что оно же является залогом воистину великого будущего.
Трудно сказать, был ли для «басманного философа» Царь-колокол образом отечественной истории — той самой истории, которую «создаёт не историк, а сила вещей», был ли он для него «вещью», обладающей такой силой. Конечно же, под «силой вещей» Чаадаев подразумевал нечто совсем иное — то же, что и Пушкин в известном отрывке из десятой главы "Евгения Онегина":
Но Бог помог — стал ропот ниже,
И скоро силою вещей
Мы очутилися в Париже,
А русский царь главой царей.
Тем не менее самим фактом своего вещного: сначала «подземного», а затем и «наземного», — существования Царь-колокол не мог не будить в Петре Яковлевиче некие чувства и мысли. Например, такие: «Мы не Запад... У нас другое начало цивилизации,.. нам незачем бежать за другими,.. нам следует... понять, что мы такое... Тогда мы пойдём вперёд…»
Не стоит думать, что Царь-колокол, в отличие от Царь-пушки (и Царь-бомбы), — «мирный» предмет. Он тоже — орудие войны и орудие Победы. Только войны и Победы — духовной. И то, что колокола и пушки в нашей истории отливали одни и те же мастера, из одной и той же бронзы на том же Пушечном дворе, а нередко переливали колокола в пушки, — это ещё не всё.
Колокольный звон — такой же символ войны и Победы, как артиллерийский салют. Это символы войн и побед не только прошлых и настоящих, но и будущих. А потому не пришла ли пора — может быть, при помощи современных технологий — воссоздать точную копию Царь-колокола, а также найти (или построить) храм для его размещения, для его наконец-то «надземного» бытия?
А оригинал-прообраз пусть остаётся на его историческом месте в Кремле, у колокольни "Иван Великий", разумеется… Ведь не зря Царь-колокол столько лет существовал и до сих пор продолжает существовать только в своём расколотом виде. Когда имеющие глаза сумеют увидеть, то имеющие уши смогут услышать. Не ради прошлого — ради вечного во всех нас.
Поэтому есть надежда, что наша армия, наша церковь и весь наш народ — может быть, не сейчас, может быть, позже — соберутся Русским миром, чтобы вернуть Царь-колоколу его исходно задуманную, но пока утраченную и ещё не восстановленную цельность, его победный голос. «Гром победы, раздавайся!..»