Ситуация в Греции влияет и не может не влиять на остальные балканские страны. Долгие годы они стремились попасть в ЕС и НАТО и социально-экономическое положение граждан южной соседки служило для них примером, в плане достижения высокого уровня жизни, без особого напряжения сил. Поэтому сегодняшнее резкое ухудшение социального статуса граждан Греции не может не оказывать воздействия на про- и анти-европейские установки жителей балканских стран. Можно сказать, что оно противоречивым образом меняет отношение большинства балканцев к европейской интеграции.
В начале июля министр иностранных дел Бельгии Дидье Рейндерс заявил, что выход Греции из ЕС и Еврозоны может спровоцировать кризис во всем Балканском регионе, из-за сильного присутствия греческих банков и капиталов в экономиках соседних стран. Он особенно опасается за Болгарию, Македонию, Черногорию. Рейндерс считает, что дефолт и результаты референдума в Греции могут привести к социальным потрясениям и саботировать путь балканских государств к евро-интеграции. По его словам, в обозримом будущем, на Балканах может случиться цепная реакция с юга на север.
Греческий кризис не оставил равнодушными балканские государства. Происходящее в самой южной стране Балканского полуострова, спровоцировало тревогу и неоднозначное отношение к событиям в этой стране. Есть и мстительное злорадство, и соседская солидарность.
Как можно было ожидать, самая жесткая и недружелюбная реакция наблюдается со стороны северного соседа. Президент Болгарии Росен Плевнелиев в прямом эфире напрямую заявил, что «нельзя платить долги референдумами». Презрительное отношение болгарской политической элиты к греческим проблемам можно объяснить: четверть века болгарские «гастарбайтеры» жили и работали в Греции за минимальную плату, а все греческие бизнесмены, купившие болгарские заводы, относились к персоналу, как к рабам (в основном, это купленные за «желтые копейки» текстильные предприятия в Южной Болгарии – Фракийской Низменности, недалеко от греческой границы). С другой стороны, нарастает тревога, что греческие банки в Болгарии могут «лопнуть» и спровоцировать цепную реакцию кризиса. И самое главное: около 300 000 тысяч болгар (в основном болгарок), работающих в Греции, могут вернутся в страну и взорвать социальную систему. Она и так нестабильна из-за паразитного, криминогенного цыганского меньшинства.
Вице-премьер и социальный министр Ивайло Калфин согласен с тревожной констатацией своего предшественника, бывшего профсоюзного лидера Ивана Нейкова, что окончательный возврат из Греции родных «гастарбайтеров» поднимет планку процента безработных с 10% на 15-16%. Он, однако, надеется, что большинство из них, всё-таки, останутся в южной соседке и постараются адаптироваться к новой ситуации. Поэтому призывает социальные службы быть в готовности к такому развитию ситуации. Как специалист по банковскому делу, Калфин ищет возможности найти деньги для выплаты социальных компенсаций – нет сомнения, что вернувшиеся болгары, в соответствии с законами ЕС, подадут документы на социальные пособия. Пока ни ему, ни другим членам правительства, непонятно откуда взять эти средства, чтобы направить на новых безработных. В том, что они вернутся, нет сомнения. Тем более, что в основном, они работают в туризме или сиделками.
Болгарские политики, как из правящей коалиции, так и из оппозиции, соревнуются в отрицательном отношении к СИРИЗА и конкретно к Алексису Ципрасу и Янису Варуфакису. Евро-депутат из партии «Демократы за сильную Болгарию», политолог Светослав Малинов назвал Ципраса и Варуфакиса «врунами» и подчеркнул, что самая большая ложь с их стороны – утверждение, что банки в Греции будут открыты во вторник 7 июля. Как впоследствии выяснилось, он оказался, мягко говоря, прав и резко поднял свою репутацию аналитика в глазах болгарского общественного мнения. Другой евро-депутат – заместитель председателя софийского ВМРО Ангел Джамбазский в своей знаковой статье «Убили капитализм, подняли революцию!» иронизирует над дискурсом греческих крайне левых и критикует тех зажиточных болгар (в сущности, это представители среднего сословия), которые подкармливают греческую экономику своими предпочтениями отдыхать на курортах Греции из-за тамошней дешевизны, не проявляя патриотизм, в виде пребывания на болгарском черноморском побережье. Он предложил этим соотечественникам заказать в любой греческой таверне богатое застолье. И после того, как вся еда и выпивка будут прикончены, начать торговаться о цене с трактирщиками. И, в конце концов, поставить вопрос на голосование, которое, конечно, поддержит неуплату счета.
По словам Джамбазского, ни один народ нигде и никогда не проголосует за сокращение зарплат, пенсий, социальных пособий, за меры строгой экономии и «затягивание ремней». Поэтому, никогда нельзя ставить такие вопросы на голосование. Иначе будет разрушена вся мировая система международных экономических и политических отношений. И Джамбазский, и Малинов, и Калфин, и, конечно, президент Плевнелиев, пользуются случаем раскритиковать крайне левую идеологию и политическую практику СИРИЗА и подчеркнуть правоту своих политических позиций.
Иногда в Болгарии можно услышать и голоса защитников греческого правительства и народа. Независимый депутат, журналист, дипломат и полковник разведки Велизар Енчев назвал Ципраса «героем» и определил происходящее на юге как «социальную революцию».
Самую аргументированную и компетентную защиту греческому правительству предложил бывший советник президента Георгия Пырванова по финансово-экономическим вопросам, кандидат в депутаты из президентской партии АБВ, финансист Константин Проданов. Он считает, что «после референдума, у СИРИЗА уже появилась более стабильная и ответственная позиция. Для кредиторов уже будет труднее справится с Ципрасом». Прогнозирует, что «в случае выхода Греции из еврозоны, она не вернет почти ничего… Может выйти из ЕС и совершить драматический переход в другую орбиту, которая никак не будет приемлемой для Запада. Ципрас заигрывает с Путиным, разговаривает с китайцами, а Европе вряд ли приятно видеть, куда греки идут». По его мнению, «греческий долг в этом виде не может быть оплачен. И чем быстрее это будет осознанно, и долг будет редуцирован до нормального уровня, тем быстрее экономика сможет подняться, встать на ноги и развиваться, чтобы его обслуживать. Это было признано даже руководством МВФ в последнем докладе. Кроме того, греки заплатили огромную социальную цену, больше нельзя».
Жёсткая реакция на греческий кризис наблюдается и в Республике Македония. Там до сих пор не могут справиться с греческим «вето» на македонскую евро-интеграцию. И, поэтому, злость македонских болгар сейчас обрушивается на греков. На выход Греции из еврозоны и ЕС смотрится как на шанс Македонии поскорее войти в ЕС и еврозону. Он уже становится реальным.
Один из молодых и перспективных функционеров скопского ВМРО Владко Гьорчев (сын бывшего министра сельского хозяйства и заместителя председателя ВМРО Мариана Гьорчева) в нескольких знаковых статьях в самых тиражных столичных газетах прямо посмеялся над греческим видением мира и образом жизни. В отличии от других критиков ситуации в Греции, он обвинил не только политиков, но и весь греческий народ, который в целом, не мог не знать, что не заработал и не заслужил 13-ю и 14-ю зарплату, не может раздувать до такой степени паразитный аппарат чиновников, не может выходить на пенсию в расцвете сил и должен был понимать, что его высокий стандарт жизни является искусственным на фоне экономических проблем соседних балканских стран. По его мнению, греки сами во всем виноваты и сейчас должны пенять на себя.
Другой молодой функционер скопского ВМРО – Илия Димовский (из клана покойного бывшего вице-премьера, министра внутренних дел и начальника разведки Досты Димовской) не видит разницы для греческих соседей и международного сообщества в том, кто правит в Афинах: правые, крайне правые, левые, или крайне левые, как сейчас. Он подчеркивает, что все греческие правительства ведут себя одинаково враждебно к Республике Македония, навязывая ей имя ФИРОМ и блокируя ее евро-интеграцию. Надо уточнить, что для македонских болгар, ориентация на евро-атлантические структуры пока не имеет альтернативы. Все предположения российских аналитиков о пророссийской ориентации скопского ВМРО и лично премьер-министра Николая Груевского относятся лишь к сфере пожеланий. Груевский сам развеял подобные мифы о себе. Он жестко раскритиковал тех своих сторонников, которые на грандиозном митинге в его поддержку развевали российские флаги и были одеты в белые майки, с изображением В.В.Путина. Македонский премьер-министр подчеркнул, что таким образом, компрометируется евроатлантическая ориентация его партии и государства. Именно тогда он объявил, что Скопье согласится на прокладку трубы для «Турецкого Потока» через македонскую территорию, только в случае договоренности между Москвой и Брюсселем. Или, двумя словами, трубы не будет.
Управитель Центрального Банка Республики Македония Димитр Богов успокоил македонскую общественность, что никакой помощи, со стороны Европейского Центрального Банка (ЕЦБ), не потребуется для стабилизации македонского динара, вопреки наличию в стране греческих банков и инвестиций. Он считает, что для македонских финансовых институций вопрос чести и престижа справиться с ситуацией, в связи с угрозой, исходящей от южной соседки. Успешный исход из очень непростого положения, в которое Греция поставила соседние балканские страны, из-за дешевого популизма и безответственности своих политиков, должен сильно ускорить поступательный процесс евро-интеграции Скопье. По его словам, провал Греции дает больше шансов Македонии.
С другой стороны, и болгарские, и македонские турфирмы подсчитывают серьезные потери в связи с оттоком туристов с греческих курортов. Однако выражается надежда, что случившееся может дать импульс туробмену и развитию инфраструктуры на Золотых песках и Охридском озере.
С туризмом связан взгляд Черногории и Хорватии. Там уже довольно высокие цены, которые отвечают возможностям туристов из стран ЕС. Опасения связаны с падением цен на греческих курортах, которые отнимут у них европейских туристов. Главное, если европейцы будут иметь с собой наличные деньги, то смогут отдыхать дешево. Хорваты и черногорцы, охваченные магизмом ЕС, сейчас не услышат об изъянах членства в нем.
Здесь надо иметь в виду особенности социальной психологии людей, которые населяют курортные зоны и проживают за счет туристов. На Балканском Полуострове, где еще не полностью иссякла традиция морального и политического консерватизма, очень заметны различия между общинами, занятыми в туризме и остальными, занятыми в сельском хозяйстве и промышленности. Именно факт, что жители Черногории заняты в основном в туризме и сфере обслуживания, а Сербии – в промышленности и сельском хозяйстве и также в интеллектуальной и образовательной сфере (которая в Черногории никогда не была особенно развита) способствовал окончательному разделу некогда единой сербской нации. Сейчас большинство жителей Сербии относятся скептически к евро-интеграции и настаивают на сохранение узких дружественных связей с Россией. И не понимают своих политиков, которые спешат протолкнуть страну в евро-атлантические структуры.
В отличие от них, жители Черногории склонны забыть о натовских бомбардировках весной 1999г. и даже о том, как стреляли по вражеским самолетам из пистолетов и охотничьих ружей. Основная национальная идея для них – вхождение в ЕС и максимальные поблажки для туристов из европейских государств на территории страны, а также полная свобода для черногорцев передвижения по Европе. И если сербы частично проявляют солидарность с греками, для черногорцев характерно непонимание греческого противопоставления правилам, по которым живет ЕС. Также появились надежды, что именно Черногория может стать «избалованным ребенком» Брюсселя, вместо Греции. Черногорцы считают это справедливым, в качестве возмещения ущерба за варварские бомбеёки. В стране царит евро-оптимизм и гедонизм. Мало кто жалеет о русских туристах и инвесторах в недвижимость, которые уже стали покидать страну.
В Болгарии тоже можно заметить очень серьезные различия в восприятии греческого кризиса, в курортных зонах, и в промышленных и сельскохозяйственных регионах. Именно из последних, в силу плачевной социально-экономической ситуации, вышла огромная часть болгарских гастарбайтеров в Греции. Многие семьи в равнинных частях Северной и Южной Болгарии долгие годы рассчитывали, прежде всего, на денежные переводы из Греции (и из Испании, Италии, Португалии). В новой ситуации, после возврата членов семьи в родные края, резкий подъем уровня безработицы может привести к социально-экономической катастрофе.
Не так рассуждают жители морских и горных курортов Болгарии. В горных курортах единственная тревога связана с оттоком греческих туристов. Надежды на возмещение ущерба связаны, прежде всего, с увеличением потока гостей из Республики Турция, где жизненный уровень неуклонно повышается. А также, с повышением уровня привлекательности лыжных центров Банско, Боровец и Пампорово для европейцев, после вхождения Болгарии в еврозону и Шенгенское пространство. Хотя тогда цены в стране повысятся и норма накопления сбережений у болгар-хозяев гостиниц и ресторанов будет заметно меньше, чем сейчас. Но будет заметное улучшение инфраструктуры.
Жители той части Юго-Западной Болгарии (Рило-Родопского Массива), где сосредоточены горные и минеральные курорты, никуда уезжать не собираются. Они почти все болгары христианского и мусульманского вероисповедания. Для них сегодняшние страдания греков имеют, в лучшем случае, посторонний характер – их предки не один раз терпели от них гонения и притеснения.
В морских курортах Болгарии проживает очень значительное количество людей греческого происхождения. Для части из них (трудно сказать какой) греческий язык является родным. Они тоже стараются уехать куда-нибудь, после окончания туристического сезона и вернуться к его началу. Разумеется, те, у которых греческий язык на уровне, уезжают на заработки в Грецию. Это те жители болгарского черноморского побережья, которым небезразличен греческий кризис.
В самой Греции тоже есть серьезные региональные различия. У жителей Эгейских островов и континентального побережья в целом проевропейские установки, связанные, конечно, с глубоким убеждением в возможности в дальнейшем жить сытно и беззаботно за счет богатых европейцев.
Наоборот, в деревенских районах страны и особенно в преимущественно мусульманской северо-восточной части Греции царит евроскептицизм и строгий моральный консерватизм. Греческие мусульмане, проживающие в Южных Родопах и Западной Фракии никак не рады соседству с пляжами на эгейском побережье, особенно с пляжами нудистов (излюбленные европейцами).
Именно различия в характере занятости греческого населения определяют и региональную специфику. Оттуда и противоположное отношение греческих граждан к будущему страны - внутри или вне Европы. С этим связаны также и перспективы этно-религиозных волнений на севере страны: болгарское меньшинство на северо-западе – в Эгейской Македонии община местных болгар насчитывает полмиллиона и исторически тянет к обоим болгарским государствам; мусульманское население на северо-востоке – в Западной Фракии и горе Родопы состоит из турок и болгар-мусульман. И те, другие тянутся к экономически процветающей Турции.
В Румынии, где туризм стал по настоящему развиваться только после падения Чаушеску, региональные различия связаны с этно-религиозными, но никак не со способом пропитания. Надо, прежде всего, иметь в виду, что все этно-конфессиональные общины в стране глубоко религиозны. И у них абсолютно однозначная, проевропейская ориентация. Исключением составляют русские староверы, живущие в дельте Дуная. Российский дипломат и политик Георгий Мурадов, в своей бытности зампредседателем «Россотрудничества», определял их численность в 250 000 человек. Имея в виду, что в Румынии проживает более 20 миллионов, эта община не может поставить под сомнением антироссийские и прозападные установки граждан страны. Поэтому они никак не могут понять евроскептицизм греков и возможность переориентации с Брюсселя на Москву.
С непониманием относятся ко всем проблемам, вставшим перед греческим государством и его гражданами и албанцы, проживающие в большинстве балканских стран. Они рассчитывают на поступательное экономическое развитие, прежде всего, в рамках ЕС и Швейцарии, и враждебно относятся ко всем балканским соседям. Их община в Греции создает огромные проблемы органам правопорядка и провоцирует этно-религиозные противоречия и даже столкновения на этой почве. Она является самым серьезным криминогенным фактором, среди остальных мусульманских и других инородных общин в стране.
В Республике Турция правительственная пропаганда умело пользуется греческим кризисом, чтобы подтвердить правильность курса умеренной исламизации страны, доктрины «неоосманизма» и отхода от установок на евроинтеграцию. На фоне экономических успехов страны - это нетрудно.
В Турции изначально существуют антигреческие (также, как и антиармянские) установки. На этом этапе нереально ожидать даже намека на сочувствие к западному соседу. Здесь надо иметь в виду, что в основе экономических успехов турецкого государства лежит невероятная работоспособность населения и совестное, бережливое отношение к производимой продукции. Стоит упомянуть также о воздержании от употребления спиртных напитков и внебрачных связей. В это время, на островах и побережье Греции консервативные моральные нормы давным-давно отступили перед европейским образом жизни.
Разумеется, снижение уровня бизнес-связей между Афинами и Анкарой не может не сказаться и на турецкой экономике. Но имея в виду ее масштабы, спад в развитии не будет фатальным.
Конечно, специалисты по региональной внешней торговле во всех балканских странах очень опасаются, что серьезный спад производства в Греции может расстроить торговый обмен на Балканах и спровоцировать «цепную реакцию». Поэтому интенсивно ищут новые альтернативы.
Есть также опасения, в связи с разветвленной греческой банковской сетью на Балканах. Однако и в Болгарии, и в Македонии, и в Албании, и в Греции, и в Румынии, и в Сербии, специалисты по банковскому делу единодушны, что греческие хозяева банков не связаны с государством и не могут нанести никакого вреда национальным экономикам. То есть Балканам кризис не угрожает.
В целом, балканские соседи Греции (в частности, Болгария, Македония, Албания, у кого есть общая граница) с ней не солидарны и не проявляют ни малейшего сочувствия, в связи с финансовым кризисом. Срабатывает стереотип «злостных и мстительных» балканцев (у него историческая подоплека). Они долгие годы завидовали богатым грекам. Пришла пора мести… Одни злорадствуют, другие безразличны (Сербия, Хорватия, Румыния, Черногория), никто греков не сожалеет. В то же время все боятся за свое будущее.