Авторский блог Александр Стрижёв 18:41 4 января 2014

Горизонты

об органичности деревенской жизни, русских классиках советской периода, нынешним состоянии общества и надеждах на русский прорыв.

«ЗАВТРА». Александр Николаевич, Вы непревзойдённый рассказчик, знаток русской природы, глубинной русской культуры, философии. Как Вы думаете, что пробудилось сначала: тяга к русскому слову, мысли или любовь к дивной нашей природе, деревне?

Александр СТРИЖЁВ. Знаете, я полон детских воспоминаний о нашей деревне. Они всю жизнь вдохновляли и питали меня. От нашего двора в трёх верстах было большое болото, называлось оно Журавлиное. И вот я слышу, какие-то странные звуки несутся оттуда – льются, льются, переливаются. И я бабушку спрашиваю: что же это там такое? А она говорит: а там сейчас происходят пляски – определяются пары журавлей. Со всей округи слетается огромное количество журавлей, и вот они бахвалятся друг перед другом, самцы перед самками: два журавля выходят, танцуют, красуются - кто лучше из них. А остальные как зрители стоят и, как только определяется пара – крыльями аплодируют им. Целое представление! Я сам его видел не раз.

Есть ещё такое выражение – "кормящий ландшафт". Это не просто красивый вид для картины. Это единение воли человека и воли земли. Говорят, земля родная – она душу имеет. На другие чувства она действует, другим языком. Представьте себе: нет ничего неодушевлённого. Поэтому, я думаю, одно с другим неразрывно связано, так органично и естественно переплетается оно! Ведь что такое жить в деревне? Это жить среди наших русских людей, жить их бедами и радостями, усваивать всё хорошее. Жить не выделяясь. Быть может, какой-то любознательности у меня больше было, тяги к знаниям. Но, опять-таки, всё это относительно. Многие также могли выучиться, два ВУЗа окончить и книги писать.

«ЗАВТРА». В 90-е годы выходили уникальные антологии под вашей редакцией о духовном пути Пушкина, Достоевского, Толстого. Вы открыли многих неизвестных иил забытых авторов… А кто из писателей советской эпохи Вам близок? О ком из них, быть может, Вы бы захотели рассказать?

Александр СТРИЖЁВ. Я бы переформулировал - кого из русских писателей советского периода. А мы, собственно говоря, все оттуда – из того времени. Конечно же там была и своя классика, и свои притягательные имена. Мне очень по душе Борис Шергин. Он негромкий писатель по всему: как прожил жизнь свою достойно, не пресмыкаясь ни перед кем и не плача в тряпочку, прожил так, как мог, и проводили его несколько человек на тот свет тоже негромко. Человек прожил жизнь очень достойно и, главное, это отобразилось на своеобразии его книг. В них такая сказовая манера! В основе - орнаментированная проза, но у него это не какой-то самодовлеющий приём, чтобы показать свою оригинальность – это в характере его героев. Шергин - замечательный писатель. Сейчас, к сожалению, его по-настоящему знают только в Архангельске, так как он сам оттуда, а надо бы, чтобы по всей России читали.

У нас каждая губерния выдвинула по своему классику. Вот в Курской губернии был Евгений Носов – замечательный писатель! Их считают пока местными классиками, но многие из них на самом деле общенародные. Уж Шергин - точно общенациональный писатель. Но это писатель, который непросто усваивается, лишь при неторопливом чтении. Его проза не для книгоглотателей. Его надо понимать, понимать характер северных людей, которые ещё знали, что такое совесть. В его книгах всегда присутствует какое-то внутреннее волнение, лиризм особого качества. В них нет такой расхожей, дежурной пафосности, но есть пафос духовный. Интереснейший писатель.

Конечно, это моя мечта потаённая – сделать труд о Шергине. Но, к сожалению, реализовать её, проявить вряд ли удастся. Ведь для того, чтоб о Шергине написать надо ехать на его родину, побыть там. Его московский период мне хорошо известен. Но надо побывать и в других его местах, а это ведь не только Архангельск. Раньше я как мустанг по прериям прыгал, ничего не стоило куда-то отправиться и заниматься делом. А теперь силы уж не те…

«ЗАВТРА». Расскажите о русской интеллигенции 70-80-х годов, о вашем тогдашнем окружении. Смогли бы вы тогда, в те годы предсказать невероятный духовный монархический подъём 88-го года и падение Советского Союза? Была ли видна «симптоматика» уже тогда? И как вы оцениваете состояние современного российского общества – это духовный взлёт или духовное падение?

Александр СТРИЖЁВ. Монархический подъём мне очень близок, я сам участвовал во всём этом движении, был зампредседателя Союза православных братств. Даже написал монархический манифест. У нас было 130 православных братств в стране! Съезды монархические проводились.

Но думал ли я, что так изменится страна? В 70-е годы чуть-чуть ослабла дешёвая, хамская антисталинщина, которую Хрущёв развернул после небезызвестного cъезда, где разные чинуши ругали и топтали Сталина. При Брежневе немножко всё это дело поослабло. Вдруг стало можно произносить фамилию Жуков. Люди почувствовали некоторый откат. Но предсказать развал я бы тогда, конечно, не решился.

Говоря о состоянии современного общества, я бы сказал, что сейчас наметился некоторый подъём. Когда я вместе с писателями некогда ездил по стране, то всегда радовался встречам с простыми людьми. Приедешь – какие вечера, какие деятели, как всё воспринимается, какое искусство в этих городах! Настоящая жизнь! И в нынешней России так же. Но в Москве всё, по-моему, растворилось. Тут личность потеряна, тут личность стёрта как индивидуум. Только некоторые сохранили лицо. И вот они-то и есть та соль, которой ещё можно осолить истину. И слава Богу они есть! И всё активнее себя проявляют. Не сравнить началом перестройки-перестрелки. Это было ужасно…

Сейчас же видна цель. Видна цель в том смысле, что у нас всё-таки сохранилась Великая Держава. Державный дух воспрянул в людях! Пусть не во всех, но во многих. Никакой нормальный человек не будет теперь говорить: пусть всё разделится. Это только пустобрёх может такое вещать. Уже раз напоролись многие. Мне потом довелось быть в ближнем зарубежье. Как там плачут, что ушла Россия. Очень много пострадало людей, убыло даже физически. Последние полтора столетия – время уничтожения русского человека! В своё время Дмитрий Иванович Менделеев писал, что к 1980 году - к тому году, к которому Хрущёв обещал коммунизм - если всё будет хорошо – русских будет 500 млн. человек на земле. Конечно он хватанул лишку, но даже если бы было 250 млн. – тоже много было бы. Поэтому надо нашего человека оберегать всячески.

Мне кажется, что сейчас все державные инстинкты, которые свойственны нам, они оживают. Вдруг появилась потребность читать отечественных философов, которые были под запретом когда-то. Русскую речь хотят слышать в чистом виде. И театры, верю, отойдут от нынешнего беснования.

«ЗАВТРА». Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями своими мыслями о сегодняшнем дне. Что говорят нам наши современники, их слова, деяния; что говорят события в мире, происходящие вокруг нас? Что ждёт Россию завтра? Как вы чувствуете? Как вы верите?

Александр СТРИЖЁВ. Завтра – не будет хуже, чем было вчера. Наше завтра будет, конечно, более понятное, будут крепче наши основы. Верховная власть последние десятилетия, кроме Путина, была глубоко чужда народу и глубоко аморальна. Я это говорю, не потому, что мне хочется что-нибудь хорошее Путину сказать: и без меня много людей, которые это скажут. Главное, что Путин сумел зародить какой-то здоровый микроб в души людей, другой реакцией повеяло снаружи и внутри, как это бывает в пищеварительных органах.

Первое – укрепляется защитный военный потенциал – это необходимо. Мечта врагов чтобы мы растеряли свою мощь. Слава Богу, несмотря на ужасные времена, что-то осталось. А как говорил Император Александр III: "Наши друзья – это армия и флот". Мы должны всячески укрепить нашу армию.

Идёт восстановление на духовном уровне, и сама церковь тоже занимает достойное место вместе со своим народом.

Окружающий мир это плёнка натяжения над миром, которая всегда подвижна и подвержена изменению. Вот произошло безобразное разделение между богатыми и бедными, и не только людьми, но и целыми странами. И эти полюса обречены на столкновения.

Люди будут не лучше – мне так представляется. За исключением, конечно, тех, которые и так сами по себе хорошие – их испортить невозможно. У нас таких людей много, просто такие люди, наконец, будут в почёте.

Полагаю, в ближайшие годы будут происходить схватки, когда ополчится вся нечисть, чтобы захватить здесь в России властны высоты, но им не удастся это сделать. Такого попустительства Господь не сделает. Господь помилует Россию и поведёт её путём страданий к славе. Сейчас все тёмные силы сосредоточились на то, чтобы выдвинуть альтернативную фигуру Путину. Пытаются размагнитить всю публику, чтобы она поддавалась наговору, чтобы слушали, что им в уши будут дуть враги. Ведь все средства массовой информации пока у них. Надо, чтобы и у нас тоже были влиятельные СМИ. А если же отовсюду будет нестись вражеская очернительская речь, то естественно многие впадут в уныние. К тому же, крепкая консервативная часть населения стареет и уходит, а остаётся более хлипкая часть.

Но всё-таки, я думаю, что завтра у нас будет светлее, оно должно быть светлее, чем вчера. А светлее ли, чем сегодня? Думаю, на какие-то небольшие люмены – да. Будет больше света. Раздвинутся горизонты!

Беседовала Анна Скок

1.0x