Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и его роль в изменении глобальной финансовой архитектуры. Экспертная оценка политолога Владимира Матвеева.
«ЗАВТРА». С какой целью создается Азиатский банк инфраструктурных инвестиций?
Владимир МАТВЕЕВ. Создание под эгидой Китая Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (Asia Infrastructure Investment Bank, AIIB) Соединенным Штатам следует расценивать просто: КНР включилась в гонку за мировое регулирование на институциональном уровне. Уже существующий Азиатский банк развития (АБР), не рассматривается Китаем как альтернатива ВБ или МВФ.
Предполагается, что первоначальный объем AIIB составит $50 млрд, и основную часть этих средств внесет Пекин. При этом китайские власти рассчитывают, что взносы остальных участников проекта позволят в скором времени увеличить капитал банка до $100 млрд.
При капитале в $100 млрд, объем AIIB составит порядка двух третей размера Азиатского банка развития (АБР, капитал - $165 млрд), который, по мнению Пекина, чрезмерно подвержен влиянию США и Японии.
Asia-Pacific Infrastructure Investment Bank призван содействовать реализации приоритетных инфраструктурных проектов в странах АТР, способствуя в долгосрочной перспективе сокращению разрыва в уровне экономического развития стран региона и тем самым содействуя расширению интеграционных процессов.
В цели AIIB входит создание и развитие необходимой телекоммуникационной, энергетической и транспортной инфраструктуры в Азиатском регионе.
«ЗАВТРА». Какие страны присоединились к инициативе Китая?
Владимир МАТВЕЕВ. Из числа крупных экономик мира к инициативе Китая присоединяется Индия. Кроме того, в проекте намерены участвовать Монголия, Узбекистан, Казахстан, Шри-Ланка, Пакистан, Непал, Бангладеш, Оман, Кувейт, Катар и все страны Ассоциации государств юго-восточной Азии, кроме Индонезии.
«ЗАВТРА». А какова позиция Австралии и Южной Кореи?
Владимир МАТВЕЕВ. Австралия, Индонезия и Южная Корея в настоящее время отказались или не приняли решение об участии в данном проекте. Каждая из стран имеет свои индивидуальные причины. Однако такая позиция указанных стран объясняется, прежде всего, колоссальным давлением на них США.
Индонезия отказалась от участия в проекте на данном этапе, заявив, что у нового правительства страны пока не было времени на обсуждение предложения Китая.
«ЗАВТРА». Какова реакция на данный проект у США?
Владимир МАТВЕЕВ. США заявили, что не намерены поддерживать инициативу, которая якобы не сможет обеспечить экологические стандарты, а также поставили под сомнение соответствие структуры требованиям к материально-техническому обеспечению и «соблюдению прав человека», требуемых от Всемирного банка. Однако налицо большие амбиции США в Азии со стремлением сдерживать развитие Китая на международной арене.
Увлекшись борьбой за доминирование в мире сразу на нескольких досках, Америка проигрывает крупные партии. США сами виноваты в возникновении такого конкурента. В последние годы в принятии решений МВФ роль и голос Китая учитывался явно недостаточно и непропорционально его вкладу и влиянию на мировую экономику.
В течение многих лет, Китай требовал увеличения своего представительства в таких международных институтах, как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ) и АБР, однако реформы этих организаций, которые могли бы лучше отразить растущее влияние китайской экономики, продвигаются очень медленно.
Власти США не увидели и не смогли реформировать структуру, которая бы адекватно учитывала бы экономический вес Китая.
Продвижение Китаем глобально-регионального института, под эгидой КНР, отражает недовольство руководства Китая диктатом и ослабевающим доминирующим влиянием западных международных институтов в мире.
США не стремятся привлечь Китай к совместному решению глобальных вопросов, в которых Пекин мог бы проявить собственную волю и пройти вразрез с агрессивным курсом США.
Вместе с тем, в ближайшем будущем Вашингтон может оказаться выключенным из принятия важных решений и деятельности новых институтов.
В любом случае, одна из мощных экономик мира и партнеры создали бы подобный банк в рамках программы конкуренции и вытеснения США. КНР развивает такие проекты, как «Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство» и зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
«ЗАВТРА». Если мы говорим о создании альтернативы Всемирному банку и подобным региональным структурам, ковы реальные финансовые показатели?
Владимир МАТВЕЕВ. Во время предложения о создании банка год назад Китай заявил, что готов внести большую часть или даже всю сумму объемом 50 миллиардов долларов в начальный капитал банка. Предполагается, что частные финансовые институты, среди прочих, предоставят еще 50 миллиардов долларов капитала для AIIB.
Однако его объем все равно будет ниже капитала Всемирного банка в 220 миллиардов долларов и Азиатского банка развития в 175 миллиардов долларов.
По предварительным оценкам, развивающимся азиатским странам необходимо инвестировать с 2010 по 2020 год не менее 8 триллионов долларов в инфраструктуру для того, чтобы их экономика могла динамично развиваться.
С созданием Азиатского банка инфраструктурных инвестиций США придется считаться с тем фактом, что они больше не могут полагаться на свое многолетнее превосходство в мире, когда Вашингтон заставлял играть других по своим правилам.
При этом, следует учитывать, что очередным направлением удара технологиями "цветных революций" может стать специальный административный регион Китая - Гонконг, который перешел под китайскую юрисдикцию в 1997 году после более полуторавекового колониального прошлого под управлением Великобритании.
«ЗАВТРА». Можно ли говорить, что сегодня острая борьба идёт по линии конкуренции и раскола мировых элит на новом витке борьбы за глобальное доминирование?
Владимир МАТВЕЕВ. Верно. Недавние события в Гонконге показали, что противостояние в мире идет не только в плоскости Китай-США и Китай-запад, а и на уровне закулисной борьбы внутри мировых финансово-экономических элит. Ряд представителей наднациональных западных элит сделали ставку на Китай и его развитие.
В то время, как одна из частей таких элит – которая перенесла свой центр в Гонконг - стремится уйти от ослабевающей долларовой гегемонии и создать нечто подобное «золотой увязки» фунта стерлинга и юаня. Другая, напротив, стремится сохранить свое глобальное доминирование и не допустить глобального передела мира без ее самого активного участия. Она действует на ослабление Китая и стремится развивать там напряженность и конфликты.
Социальная напряженность главный рычаг давления, который задействуют США в отношении КНР. Геополитическое партнерство России и Китая чрезвычайно беспокоит Вашингтон. Планомерное усиление влияния Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе также вызывает опасения у многих на Западе.
«ЗАВТРА». Какие известны глобальные проекты Азиатского банка инфраструктурных инвестиций?
Владимир МАТВЕЕВ. На начальном этапе AIIB собирается сконцентрироваться на создании "нового шелкового пути": важных торговых маршрутов в Европу. Банк намерен также финансировать строительство прямого железнодорожного сообщения между Китаем и Багдадом.
AIIB, а также банк БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) представляют собой серьезные институты, бросающие вызов глобальному экономическому порядку, установленному бреттонвудскими соглашениями 70 лет назад.
Кроме того, как Вы помните, на саммите БРИКС был подписан договор о создании пула условных валютных резервов. Пул, первоначальный объем которого составит 100 млрд долларов, формируется с целью защиты национальных валют от волатильности финансовых рынков.
Создаваемые банки будут способствовать большей независимости стран-участниц группы от финансовой политики западных государств. Новые финансовые организации призваны стать альтернативой Всемирному банку и Международному валютному фонду. Их создание является первым важным шагом на пути изменения глобальной финансовой архитектуры.
У этих проектов в современном мире – великое будущее.
Беседовал Александр Владимиров
Илл. dilemma-x.net