В конце апреля Украина подала заявку в Совет Европы о частичной приостановке действия в стране некоторых пунктов Европейской конвенции по правам и свободе человека в связи с военным положением. Украинские СМИ также сообщили, что на территории, где введено военное положение, военное командование может осуществлять принудительное отчуждение объектов права частной или коммунальной собственности для нужд государства и выдавать соответствующие документы; вводить комендантский час; устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства; проводить осмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузобагажа, служебных помещений и жилья граждан.
Кроме того, военное руководство может запрещать проведение мирных собраний, митингов, походов, демонстраций и других массовых мероприятий; устанавливать запрет или ограничение выбора места пребывания или места жительства лиц на территории, где введено военное положение; запретить гражданам, состоящим на военном или специальном учёте, изменять место жительства без соответствующего разрешения.
Очевидно, что это только верхушка айсберга. На самом деле в стране 404 и так довольно много нарушений и собственного законодательства, и всех конвенций, которые украинская сторона подписывала ранее. Подтверждением этого является доклад о ситуации с правами человека на Украине, который опубликовал Госдепартамент США. С поправкой на то, что Вашингтон — это нынешний военный и политический союзник Киева и в докладе время от времени говорится о «российском вторжении» или последствиях, связанных с ним, тем не менее в нём довольно много критики в адрес режима Зеленского.
В частности, сказано, что «Конституция и законы предусматривают свободу выражения мнений, в том числе для прессы и других средств массовой информации, но власти не всегда соблюдали эти права. Президент Зеленский подписал указ о введении военного положения в феврале 2022 года после полномасштабного вторжения России в Украину, что привело к дальнейшим ограничениям средств массовой информации и свобод СМИ. Например, национальный телевизионный марафон — чередующаяся платформа каналов, поддерживающих позицию правительства в освещении военных событий, — позволил обеспечить беспрецедентный уровень контроля над телевизионными новостями в прайм-тайм. Более того, уже весной 2022 года некоторые СМИ сообщили о расторжении выгодных контрактов на наземное вещание и давлении со стороны Администрации президента.
Правительство запретило, блокировало или подвергло санкциям средства массовой информации и отдельных журналистов, которые, по мнению властей, представляли угрозу национальной безопасности или выражали позиции, подрывающие суверенитет и территориальную целостность страны. Некоторые выступавшие с критикой правительства также были включены в чёрный список правительственных новостных программ. Журналисты-расследователи, критикующие правительство, иногда становились мишенью негативных кампаний в социальных сетях, иногда по дружественным правительству каналам. На свободу СМИ продолжали влиять и другие виды практики, включая самоцензуру.
Свобода выражения мнений: за редким исключением, отдельные лица в районах, находящихся под контролем украинского правительства, как правило, могут критиковать правительство публично и в частном порядке и обсуждать вопросы, представляющие общественный интерес, не опасаясь официальных репрессий».
В отчёте отмечается, что наряду с нацистской символикой в стране запрещены георгиевская лента и коммунистические символы, за которые сажают в тюрьму. Однако нацистская символика постоянно используется как гражданскими, так и военными лицами на Украине, и никто не несёт за это уголовную ответственность.
Также при освещении 2023 года говорится о том, что «власти иногда инициировали преследование журналистов и попустительствовали этому...
Правительственные чиновники иногда отказывали журналистам в аккредитации или доступе в прифронтовые районы, ссылаясь на соображения национальной безопасности. Например, в июне власти отказались продлить аккредитацию для освещения войны в Украине фотожурналисту Антону Скайбе, работающему в канадской газете The Globe and Mail. Служба безопасности Украины потребовала от Скайбы пройти проверку на детекторе лжи, обвинив его в наличии российского паспорта и усомнившись в том, что его работа отражает “национальные интересы” страны. Однако, когда этот вопрос стал достоянием общественности, его аккредитация для освещения войны в Украине была продлена.
Поступали сообщения о том, что правительственные чиновники угрожали нападением на журналистов.
Поступали сообщения о нападениях на журналистов, которые освещали коррупцию.
Поступали сообщения о том, что правительство угрожало судебным преследованием журналистов в отместку за их работу. Кроме того, некоторые журналисты сообщали, что сотрудники службы безопасности угрожали им призывом на военную службу в отместку за критику в адрес администрации. Некоторые СМИ сообщали, что службы безопасности установили наблюдение за их сотрудниками...
Некоторые группы по защите свободы СМИ утверждали, что правительство использовало национальную безопасность в качестве предлога для того, чтобы заставить замолчать СМИ за критику их деятельности».
Прямым текстом сказано, что «во время войны страна нарушила ряд своих международных обязательств в области прав человека, в том числе те, которые касаются мирных собраний...
Даже до введения военного положения в 2022 году власти в соответствии с директивой советских времён обладали широкими полномочиями по предоставлению или отказу в разрешении на проведение собраний по соображениям защиты общественного порядка и безопасности...
Нападения на гражданское общество были широко распространены и часто не расследовались должным образом. Международные и местные правозащитные НПО были обеспокоены отсутствием ответственности за эти нападения, что, по их мнению, создало атмосферу безнаказанности. За первые девять месяцев 2023 года правозащитные НПО задокументировали 22 случая насилия в отношении представителей гражданского общества...»
Вместе с тем, продолжает процветать коррупция.
«Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) назначило нового директора и начало 450 расследований, в результате которых было предъявлено 41 обвинение. Среди обвиняемых были члены парламента, государственные служащие, руководители государственных предприятий и семь судей. Генеральная прокуратура заявила, что за первые девять месяцев семь судей были осуждены за вымогательство взяток и приговорены к тюремному заключению сроком от трёх до семи лет. НАБУ и отдел прокуратуры по борьбе с коррупцией проводили расследования и возбуждали уголовные дела, несмотря на военное время и препятствия...
Гражданское общество и СМИ отметили, что коррупция по-прежнему широко распространена на всех уровнях исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, оказывая влияние на судебные и правоохранительные органы, управление государственной собственностью и государственными компаниями, а также государственное регулирование.
Антиреформаторская элита и олигархи продолжали оказывать давление на антикоррупционные органы, используя кампании дезинформации и политические маневры, чтобы подорвать доверие общества, а также затормозить прогресс в проведении реформ. Правозащитные организации призвали к повышению прозрачности и обсуждению предлагаемых изменений в этих органах, особенно в отношении процедур назначения на руководящие должности...»
Что касается нарушений прав человека в области этнической дискриминации, то указаны лишь случаи ограничений в отношении цыган, а также некоторые факты антисемитизма (хотя отмечено, что сам Зеленский еврейского происхождения). А про русский язык и идентичность авторы доклада просто умалчивают, хотя гражданская война в 2014 году началась именно из-за этого. Зато вот разным трансгендерам уделено внимание, при этом говорится, что представители ЛГБТ+* очень активны «в войне против России».
Конечно же, в докладе умалчиваются и различные преступления, совершённые киевской хунтой — такие как сожжение людей в Доме профсоюзов в Одессе, произошедшее десять лет назад, и многие другие, совершённые против мирных жителей Донбасса. Фальсификация истории — привычное дело для западных правозащитников, поскольку для них жертвы и виновные выбираются не по принципу справедливости, а по критериям политической полезности и идеологической ангажированности. Поэтому один трансгендер из Киева для США будет важнее десятка тысяч русских из того же города, у которых единственная надежда на скорейшее освобождение, которое может принести только русская армия.
*признано экстремистским движением и запрещено в РФ
Публикация: Katehon