Вот и пролетел Питерский экономический форум, как будто его и не было. Сон да и только. Чиновники-устроители этого огромного мероприятия, стоившего казне 1,3 млрд. рублей, бодро отрапортовали, что тем самым политическая блокада вокруг РФ окончательно прорвана. Вроде бы всё так: раз в нашу "северную столицу" приехал генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, глава Еврокомиcсии Клод Юнкер, итальянский премьер Маттео Ренци плюс бывший (а возможно — и будущий) президент Франции Николя Саркози, первые лица таких ТНК, как ВР, Shell, Exxon и так далее, то это уже не блокада.
Но, как ни странно, на этот раз в Питере "блистательно отсутствовали" китайские товарищи, которые во множестве были представлены на ПЭМФ в прошлом, 2015 году. Не было и представителей США как государства, хотя вполне могли приехать хотя бы "дедушка" Генри Киссинджер и пара-тройка профессоров из Гарварда и MTI. Да и заметных политических фигур из таких стран, как Великобритания, Германия и Япония, на питерских горизонтах тоже не просматривалось.
Тем не менее это мероприятие в официальных российских СМИ подавалось чуть ли не в качестве пролога к отмене санкций и возобновлению полнокровных отношений в стиле "мир, дружба, жвачка" между Кремлём и "коллективным Западом" во главе с США. В свете этого весьма логичным выглядело присутствие на форуме всего высшего российского либерального бомонда: от Алексея Кудрина, Германа Грефа и Анатолия Чубайса до всех "олигархов". Конечно, тут как тут, все как один, был и финансово-экономический блок правительства Медведева: и Набиуллина со своей любимой замшей Юдаевой, и министр финансов Силуанов с министром экономического развития Улюкаевым, далее по списку. И на столь мощном фоне либерал-западников с актёрами, политологами, либеральными медийщиками типа Венедиктова и его подчиненными типа Ореха, а также другими хамонами-пармезанами должны были потеряться представители державно-патриотического лагеря. Кроме Глазьева, Зюганова и Делягина, говорят, что в дискуссиях участвовал ещё и Юрий Болдырев.
Левопатриотический блок, который представляет национальные интересы России и большинства её граждан, был практически полностью задвинут на задний фланг Питерского форума. Так что и о ежегодном трёхпроцентном падении отечественной экономики, и о попытке преодолеть бюджетный кризис за счёт увеличения фискального давления на население и урезания социальных расходов, и о длящемся распаде технологической сферы, и о новом витке "рыночных реформ" в сфере здравоохранения, образования и науки с высоких форумских трибун не говорилось — там при помощи всех телеканалов, радиостанций и печатных изданий утверждалось, что Запад ждёт нас едва ли не с распростёртыми объятиями — нужно только всё-таки пойти к нему в чём-то навстречу, сунуть коготок имперского орла в расставленные сети…
Сейчас, по завершении Питерского форума, можно с полной уверенностью сказать, что единственная его стратегическая задача состояла в том, чтобы первое российское лицо убедилось в необходимости продолжения "движения навстречу Западу", в необходимости сохранения как нынешнего личного состава финансово-экономического блока правительства, так и содержания проводимого им курса, сводящегося к прежней формуле "невидимой руки свободного рынка" и соответственно — дальнейшего сжатия рублёвой денежной массы ЦБ России во главе с Набиуллиной.
Текущие практические задачи были гораздо проще: убедить всех участников форума и общественное мнение, что три года обвального спада перекрываются некими достижениями, которые вот-вот приведут к настоящему опережающему развитию России.
Про попытки получения иностранных инвестиций для участников отечественного либерального лагеря можно и не говорить. Они всячески демонстрировали иностранным партнёрам свою договоро-, кредито- и прочую властную способность, "сплочённость рядов" и заинтересованность в "сильной руке" коллективного Запада во главе с США. И если оценивать итоги форума на этих поприщах, то для России они выходят твёрдо в ноль, но для себя либералы сработали не так уж и плохо. На твёрдую "четвёрку."
Естественно, центральным событием форума, как и планировалось, было участие Президента РФ, который во второй день работ ПЭМФ выступил на его пленарном заседании, а также встретился с крупнейшими западными предпринимателями и рядом политиков. Мы не знаем ничего о том, что происходило на двусторонних встречах, но публичные выступления Путина были выдержаны в ключе готовности к восстановлению полноценных отношений с Западом и прежде всего — с США. Путин делал упор на том, что РФ выполняет все свои обязательства по Минским соглашениям и готова двигаться как можно более быстро и далеко в плане урегулирования ситуации на Украине. Более того, российский президент весьма неожиданно выдвинул инициативу создания нового "большого" Евроазиатского экономического сообщества, куда вошли бы КНР, Индия, Пакистан, Иран и страны СНГ, — некую альтернативу американской схеме Транстихоокеанского (TTP) и Трансатлантического (TTIP) сообществ, которые Вашингтон рассматривает как новую платформу для своего "глобального лидерства". Вице-премьер Шувалов практически через несколько часов разъяснил в беседе с ведущим от американской ТВ-компании, что это объединение будет отличаться от американских договоров TPP и TIPP равноправием участников, в то время как США везде стремятся сохранить свой господствующий статус. Тем самым Шувалов как бы признал контрамериканскую направленность путинской инициативы. Понятно, что в реализации этих проектов подразумевалось участие КНР — того самого "красного Китая", чьи представители, как отмечено выше, на форуме в Санкт-Петербурге почему-то отсутствовали. Более того, ведущая газета "Жэньминь Жибао" своих читателей об этой инициативе Кремля проинформировала весьма своеобразно, дав изложение выступления Путина, но даже не назвав его по имени.
Что заставляет усомниться в словах Шувалова, будто эта инициатива в течение двух месяцев обсуждалась среди партнёров РФ… Тот факт, что даже находившийся на форуме рядом с Путиным президент Казахстана Назарбаев также не касался данной темы, вызывает ещё большие сомнения относительно того, что она была результатом осмысленной подготовки, а не моментального экспромта "хозяина Кремля". Как-то странно: грозить Америке таким союзом России с КНР, которого пока нет.
Не менее странным было и впечатление от путинских характеристик мирового экономического кризиса, путей дальнейшего экономического развития РФ, технологического прогресса, который будет ускоряться за счёт создания ещё одного президентского совета. И уж совсем странно выглядели указания губернаторам позаботиться о мелком и среднем бизнесе, иначе… будут приняты меры. Подобная эклектика вряд ли осталась незамеченной и участниками форума, и внешними наблюдателями.
Зато в ответах на вопросы Путин, как всегда, выглядел блестящим полемистом, который легко подлавливал на нелогичностях и передёргиваниях, например, лучшего тележурналиста Америки Фарида Закарию. Последний даже по Сирии оказался в полном пролёте, утверждая, что "Асад хочет всё себе захватить", не говоря уже о его попытке сыграть на обмене любезностями между Трампом и Путиным. Закария только и мог жалко улыбаться, вслушиваясь в остроты Путина, а "обратку" российского президента относительно того, желает ли сам знаменитый журналист улучшения отношений между Москвой и Вашингтоном, вообще можно считать классической. Зато теперь Закария может с гордостью говорить, что сражался с самим Путиным, и в США это ему зачтётся.
Ведь американцы называют президента РФ не иначе, как "тираном" и "агрессором", — не только в масс-медиа, но и на закрытых обсуждениях в высшем политическом классе. И, конечно, "вашингтонский обком" даже не думает выдавать политическую индульгенцию путинской России, о чём с таким напором упрашивают отечественные либералы во главе с Кудриным и Набиуллиной. Прощения не будет, даже если либералы отдадут Донбасс, Крым и подпишут договор о полном ядерном разоружении России.
Кто кого тут пытался обмануть, и кто окажется обманутым?
Говоря о Питерском форуме, наверное, нужно сказать и о заявке на интеллектуальное лидерство со стороны председателя правления Сбербанка Грефа, который собрал "открытый завтрак" с обсуждением будущего нефти, где рассказал, что верит в технологический прогресс и считает тему углеводородных энергоносителей бесперспективной и закрытой для всего человечества: не только будущего, но и настоящего. Особенно забавно было наблюдать за тем, как записной либерал Греф хвалил коммунистический Китай, который благодаря плановой экономике легко переводит свою логистику на электричество. Ему, правда, возражал глава российского нефтяного гиганта Сечин, утверждая, что отказа от нефти в обозримом будущем не произойдёт. От других это обсуждение отличалось тем, что Греф предоставил слово Зюганову, который достаточно чётко и ясно сказал о грозящей опасности ядерной войны при сохранении нынешнего американского курса. Предпоследним слово получил и Сергей Глазьев, в очередной раз логично и просто показавший несоответствие финансовой политики российского ЦБ переходу мировой экономики на новый, шестой технологический уклад. Но эти "голоса вопиющих в пустыне" не были услышаны: аудитория хранила гробовое молчание.
На этом можно было бы и завершить описание столь важного мероприятия, но приходится обращать внимание и на несколько сопутствующих форуму событий на мировой арене. В день закрытия ПМЭФ в Сирию прибыл министр обороны РФ Шойгу и встретился с президентом Асадом, а днём ранее в Тегеране проходило совместное совещание представителей генштабов: России, Ирана и Сирии. В США же появилось письмо 20 руководителей Госдепа, требующих бомбардировки Дамаска с целью устранения Асада, а также уничтожения российских самолётов, если те вздумают помешать "дяде Сэму" устранить очередное "лишнее" для них на политической карте планеты государство вместе с его законным лидером. Вот так идут сегодня события не на словах, а на деле.