Авторский блог Александр Швырков 13:40 28 января 2018

ГЛУПОСТЬ? ПРЕДАТЕЛЬСТВО? САМОЦЕНЗУРА! Часть 3

В предыдущих постах речь шла о том, почему российская власть ведет себя так, будто она вовсе и не российская (а просто нечто вроде колониальной администрации). Мы пришли к выводу, что причина этого – самоцензура. Российская власть не решается в полную силу утверждать «российский суверенитет», поскольку опасается последствий этого – прежде всего в экономической сфере.

Продолжение. Начало см. http://zavtra.ru/blogs/glupost_predatel_stvo_samotcenzura_chast_2

Напомню, что в предыдущих постах речь шла о том, почему российская власть ведет себя так, будто она вовсе и не российская (а просто нечто вроде колониальной администрации). Мы пришли к выводу, что причина этого – самоцензура. Российская власть не решается в полную силу утверждать «российский суверенитет», поскольку опасается последствий этого – прежде всего в экономической сфере.

Однако экономика – это, конечно, не единственный фактор (само)ограничения российского суверенитета. Может быть, даже не главный. Просто он первый бросается в глаза. Как уже говорилось в предыдущем посте, так называемое «ресурсное проклятие» России стало проклятием лишь сравнительно недавно. Для СССР в течение почти всей его истории газ, нефть, уголь и проч. природные богатства проклятием не были, а были просто ресурсами для построения государства, экономики. Скорее, экономика становится проблемой, когда пропадает или ослабевает что-то другое. Назовем это верой, духом, пассионарностью.

События 1991-го года, очевидно, были настолько травматичными, что надолго выбили наш народ из колеи. Его главный в 20-м веке проект потерпел полный крах. Дух народа ослаб (прошу прощения за такой «ненаучный» термин), он потерял веру в себя, в свое будущее. Хотя может быть и наоборот: именно потому, что дух народа ослаб, ослабла его вера, и случился 91-й год. В любом случае, связь между состоянием народного духа и событиями конца 80-х-начала 90-х на лицо, и, вероятно, ни у кого не вызывает сомнений.

Можно предположить, что все или большая часть экономических ограничений, о которых только что шла речь, перестанут действовать, когда проснется/окрепнет «дух народа». Тогда станет совершенно безразлично, кто контролирует российские банки, кто владеет российской промышленностью, сколько капитала вывезли за рубеж и т.д., и т.п. Потому что банки можно закрыть, предприятия – национализировать, доллары – запретить к хождению на территории России и т.д., и т.п.

Кто-то, может быть, подумает, что здесь я хочу плавно перейти к разговору о революции или даже начну к ней призывать. Однако нет. Точнее, несколько слов о революции я, конечно, скажу – особенно в связи с ожиданиями в прошедшем 2017 г. – но никак не в плане призывов к ней.

Мысль моя по этому поводу такова. Действительно, то, что необходимо сделать для «спасения» (можно и без кавычек) России, по своим масштабам, безусловно, напоминает революцию – не «цветную», разумеется, а «настоящую», такую, которая все переворачивает с ног на голову (или как раз наоборот – с головы на ноги). По крайней мере, преобразования, которые должны произойти – это действительно преобразования, которые принято называть революционными. И в этом смысле я действительно «выступаю за революцию» – как, подозреваю, и большинство трезвомыслящих людей в России (что правда, таковых, похоже, с каждым годом остается все меньше и меньше).

Такая «революция» могла бы иметь любую форму – именно поэтому я и взял это слово в кавычки. Форма здесь по большому счету не существенна. Главное, чтобы революционные изменения произошли. Однако они, похоже, – и это сейчас самое важное – в ближайшее время не произойдут. Не произойдут же они потому, что ни у кого сегодня в России нет воли и решимости их осуществить – ни «наверху», ни «внизу», нет веры в некий «проект». Включая тех, кто все время пишет и говорит об их необходимости. И я, разумеется, не исключение. Все мы так или иначе находимся в состоянии замешательства, «потерянности», все мы – а поэтому и страна – «забуксовали».

Отсюда, кстати, и все это копание в прошлом, и та негативная повестка, которая ныне господствует в нашем «информационном пространстве».

Можно было бы предположить, что не последнюю роль в отсутствии реальных революционных преобразований как раз и играет отсутствие некоего «позитивного проекта» «новой России». Однако, как мне кажется, появление «проекта» – а также тех, кто готов «продвигать» его несмотря ни на какие усилия и жертвы – всегда совпадает, коррелирует, подразумевает начало пробуждения народа, его духа, воли. То есть, просто предложить какой-нибудь очередной проект «возрождения Великой России» – а их уже накопилось немало – не гарантирует вообще ничего. То же самое касается и пресловутой национальной идеи.

Однако к самоцензуре склонна не только российская власть, но и российская оппозиция. Об этом – следующий пост.

1.0x