Сообщество «Советская Атлантида» 11:37 8 декабря 2020

Главный признак советского детского кино

полнейшая и стопроцентная защищённость ребёнка, даже, если речь идёт об оккупации или экстремальных условиях
9

«А пока мы только дети, 
Нам расти ещё расти, 
Только небо, только ветер, 
Только радость впереди». 

Песня из кинофильма «Приключения Электроника»

Первое, что бросается в глаза, когда смотришь, точнее – пересматриваешь советское кино для детей, это – полнейшая и стопроцентная защищённость ребёнка, даже, если речь идёт об оккупации или экстремальных условиях. Всегда найдётся умный и добрый взрослый, который возьмёт за руку и поможет. Конечно, дядьки могли быть гадами, как в фильме «Серёжа» (1960), где некий лощёный хохмач подзывает мальчика и протягивает ему фантик заместо конфеты.  

«Дядя Петя, ты дурак?» - звучит откровенный вопрос, но при этом транслируется мысль: Серёжу никто в обиду не даст, а надёжный Коростылёв – идеал мужчины-защитника – встаёт на сторону обделённого пасынка: «И правильно. Справедливая критика». И тот понимает: мир – честен, а дядя Петя – реально идиот. 

Любая, самая насыщенная приключениями, кинокартина, дышала спокойствием, и Неуловимые Мстители казались ещё и неуязвимыми – они же дети, а наше детство должно быть укрыто от бурь – пусть над землёй грохочут громы и несётся тачанка Гражданской войны. В сюжетах о мирной жизни ребёнку вообще ничто не угрожало. Малютка Наташа из комедии «Подкидыш» (1939) может не беспокоиться – её везде примут, и сходу, радостно удочерят. Кроха бегает по городу, попадая в забавные ситуации, но пугается ли зритель, видя, как Наташу берёт за руку странная тётка, нервированная дядей-Мулей? Киднеппинг – не советская тема! Это у них-там-в Америке воруют дочерей ответственных работников. 

Включаем «Первоклассницу» (1948) - тут размеренно-плавная бытность упитанных девочек. У них всё прекрасно, за исключением некоторых проблем с чистописанием. Единственный ужас — метель в предвечернем лесу, но мы-то с вами понимаем, что они там не замёрзнут и их не будут …откапывать по весне с занесением факта в протоколы. Их спасут. Их отогреют. Иначе-то не бывает. 

«Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953) – фильм ещё и о том, что советский ребёнок может не бояться ощеренного мегаполиса. Москва-реальная не была оазисом в те годы – молодёжная преступность и безотцовщина таились в каждой подворотне. Вместе с тем, общество старательно оберегало детвору – Алёша Птицын тренирует волю на фоне благополучной столицы – и в кадре нет никакой жути - кроме страха «не выработать характер» и остаться расхлябанным толстяком. Весёлые «Приключения Толи Клюквина» (1964) тоже не опасны – что может случиться с маленьким гражданином, пусть и любящим создавать себе проблемы? Солнечные «хрущёвские» новостройки, где всё ровно и ясно, как на полотнах Юрия Пименова!  

Разумеется, нам показывали группки хулиганов и двоечников, готовых дать подзатыльник слабаку или отнять велосипед у хорошенькой отличницы. Но малолетние «жиганы» смотрелись комично, а предводительствовал ими великовозрастный полудурок в неизменно-дивном исполнении Савелия Крамарова.  

В картине «Друг мой, Колька!» (1961) трудный подросток мечется в путах сложнейшего выбора – то ли стать уличным балбесом, как Вовка Пименов (да-да, Савелий Крамаров), то ли пойти иным путём. К дурной компании Кольку подталкивает и формалистское равнодушие педагогов. Но это же советское кино и «хороший взрослый», воплощающий самоё Советскую Власть, уже спешит на помощь! Колька не будет свистеть блатные песенки и отбирать мелочь у пацанов. 

Попадая в страшную сказку, дети чувствовали незримую поддержку. Оля и Яло остаются пионерками, даже в королевстве Кривых Зеркал и – борются с кривомыслием (sic!), побеждая его. «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975), «Пока бьют часы» (1976), «Тайна железной двери» (1970) – о том, как советские дети рушат и добивают фантазийно-потустороннюю «систему», враждебную советской морали. Октябрята и пионеры действуют в одиночку, без пап, мам, пионервожатых, но за ними всегда стоит некая большая сила.    

В «Приключениях Электроника» (1979) ловкий гангстер Урри чувствует себя по-дурацки, ловя «железного парня» и пытаясь найти, где же у того кнопка, ибо Урри должен выкрасть не набор деталек, но робота, сделанного по образу и подобию хомо-сапиенса. В глазах общества он бы выглядел, как обидчик мальчишки! И везде-то у Электроника стоят «предохранители» в виде окружающих людей и благополучной городской среды. И юный Эл поёт песню о крылатых качелях – искреннюю оду счастливому детству. 

Но вот что-то нарушилось… В мини-сериале «Гостья из будущего» (1985) есть незначительный персонаж, который так испугался космических пиратов, что предложил им свою помощь в похищении Коли Герасимова. Да, шестиклассников во главе с Алисой, этот господин тоже испугался. Нам дали понять, что мир взрослых теперь жёстче, а мир детства не такой уж безопасный.  

Примерно в то же время на экраны выходит «Чучело» (1984) – здесь не только «детки из клетки» по меткому определению одной из героинь. Тут – равнодушные поколения отцов и дедов. Убогая училка с мещанским душком, инфернальная директриса (она адски улыбалась при входе!), туповато-рыхлая парикмахерша, не въезжающая в то, что происходит; эстет-Бессольцев, погружённый в свои коллекции и внезапно! - узнающий, что у его единственной внучки — серьёзнейшие проблемы. Мы увидели, что детство может быть раненым, битым, покалеченным. А там - взметнулась всепожирающая Перестройка, и детский Эдем полинял, сменившись молодёжными трагедиями в стиле рок, в манере «трэш»… 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

14 января 2021
Cообщество
«Советская Атлантида»
31
Cообщество
«Советская Атлантида»
10
Комментарии Написать свой комментарий
8 декабря 2020 в 13:30

Да, это называется соцреализм. Когда рассказывают, показывают, воспевают не то, что есть, а то, чего хотелось бы, чтоб оно было.

И те же люди ругали голливудские сказки. Стар Трек бы лучше показали.

8 декабря 2020 в 13:52

"Воспевают не то, что есть, а то, чего хотелось бы, чтоб оно было". ==== Человек живет ради своего хорошего будущего, поэтому образ такого надо ПРЕДЛАГАТЬ тем, кто только начинает жить - детям. Чтобы такое будущее стало их потребностью.

8 декабря 2020 в 14:43

Рекомендую изучить вопрос по предмету идеала в произведении искусства.

Как бы вы ни отражали действительность - реалистично, футуристично, поэтично или гиперреалистично - весь поток образов у художника двигается навстречу выбранному им идеалу. Или вопреки тому, что не отменяет факта выбора идеала, который при любом отображении действительности неизбежен.

Поэтому несамостоятелен и уныл подход "вместо того, что есть - показывают, что желательно, что бы было".

Любое из описанных произведений строится как:

- заявление предметов и деталей, вызывающих безусловное ощущение достоверности происходящего и узнанного;
- движение этих заявленных и узнанных достоверных реалистичных характеров в своём развитии к некому идеалу.
При этом идеал этот лежит не вне мира киноэкрана, не придумано движение к отвлечённой идее, придуманной авторами (это уничтожало бы достоверность).

Эта идея находится внутри картины, которая представлена экраном. Идеал находится внутри этого пространства. И он сподвигает участников фильма двигаться завстречу ему, изыскивать, добиваться своих целей.

Так и зритель участвует в этом - ищет, воодушевляется, находит. Безусловно транслируя после это на свою, пусть неприглядную, действительность. Но в достоверно узнанном он будет узнавать узнанное в окружающем его мире, и самому двигаться навстречу идее, идеалу.

8 декабря 2020 в 15:12

Есть истина такая: "Дуракам закон не писан,если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то не так..." так вот Вы как раз этой истине и следуете в своём комментарии. Всё было именно так, как показывали в детских советских фильмах, в основе, а не иначе и не тут ничего выдумывать. Наивен и прост как угол бани был советский человек: и взрослые и дети, доверчив и чист душою, оттуда и его поведения и его поступки. И самое страшное, что перестройки и всё прочее последующее убило в человеке то светлое и доброе начало, и то не до конца: оно есть, сохраняется и придут день и час, когда выйдет наружу, при соответствующих условиях и предстанет пред миром во всей своей красе, а иначе не жить Руси!

8 декабря 2020 в 15:35

=Всё было именно так, как показывали в детских советских фильмах=

Да-да, и преступности не было, потому что раздела криминальной хроники во взрослых советских газетах не было.

8 декабря 2020 в 15:53

О, советский синематограф.. Борьба хорошего с отличным. С первого кадра ясно, кто хороший, а кто плохой. Наши - разведчики, ихние - шпионы.

8 декабря 2020 в 23:21

Хорошо подмечено и может быть впервые!
Дети защищены и учились побеждать зло. Это как в семье дети защищены, накормлены, одеты, так и в стране было! Вы все фильмы помните?

И даже взрослых должен был защищать социализм. Это и есть лучший строй или общество.
Пока не пришли окаянные годы и люди.

Но не нравилось, когда в кино женщины легко побеждали мужчин и были неуязвимые. Зачем обманывать их?

9 декабря 2020 в 10:19

Александр Суворов
8 декабря 2020 в 23:21
Но не нравилось, когда в кино женщины легко побеждали мужчин и были неуязвимые. Зачем обманывать их?
***********************************
Сердюк, у тебя видно проблемы с женским полом,
видимо девушки в молодые годы тебе отказывали
во ..внимании, и ты во всех комментариях на них наезжаешь.
Видимо женщинам с тобой не интересно ,они тупых не любят.

9 декабря 2020 в 11:17

Раз уж автор коснулась фильма об Алёше Птицыне, в котором свою первую роль сыграла Наталья Селезнёва, то позволю себе предложить совершенно потрясающий фильм "Жила была девочка" (1944), в котором первую из своих немногих ролей сыграла недавно, увы, почившая Нина Иванова. Фильм бесподобен! Игра детей и взрослых неповторима - просто документалистика тех тяжёлых и грозных военных дней! Его бы следовало отреставрировать и назначить к обязательному показу школьникам младших классов!
https://www.youtube.com/watch?v=TPQN-jGBH8c

1.0x