Авторский блог Владислав Шурыгин 09:14 15 июня 2020

Главный храм армии

Собор посвящён 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах
19

14 июня 2020 года состоялось освящение Патриаршего Собора воскресения Христова - Главного храма Вооруженных Сил России.

Создание Главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации – яркий пример продолжения традиции возведения на Руси воинских православных храмов, олицетворяющих духовные и исторические ценности народа. Наряду с патриотизмом, любовью к своей Родине, важнейшей ценностью является глубокое уважение к подвигу защитников Отечества, отстоявших свободу и независимость России.

Решение о строительстве Главного храма Вооруженных Сил России в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» было принято в 2018 году. 19 сентября того же года Святейший Патриарх Кирилл в присутствии Президента России Владимира Путина и Министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу освятил закладной камень в основание собора в честь Воскресения Христова.

Собор, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах, возведен на народные пожертвования.

Традиция строительства воинских церквей уходит вглубь времен, а история храмов в честь военных побед насчитывает несколько столетий. Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации увековечивает великую победу ХХ века во второй мировой войне и одновременно является первым в истории России Главным Православным Собором Вооруженных Сил Российской Федерации. Он возведён в рекордно короткие сроки – за полтора года - к 75-летию Великой Победы советского народа и народов коалиции во Второй мировой войне. Главный Храм станет центром воинской славы и всенародной памяти о павших воинах в годы самой кровопролитной войны в истории человечества.

В Храме пять престолов – центральный престол наименован в честь главного христианского праздника - Воскресения Христова. Четыре престола посвящены небесным покровителям видов и родов войск Вооруженных Сил: святому благоверному князю Александру Невскому - покровителю Сухопутных войск, святому пророку Божию Илии – покровителю ВКС и ВДВ, святому апостолу Андрею Первозванному – покровителю ВМФ и святой великомученице Варваре – покровительнице РВСН.

Следуя традициям, в храме будут размещены иконы святых покровителей российских воинов, а также геральдические знаки. Главный храм украсят росписи с батальными сценами из военной истории и текстами из Священного писания. В решении задач по художественному оформлению Главного храма примут непосредственное участие всемирно известные живописцы и специалисты Студии военных художников имени М.Б.Грекова.

Сохранение и воспроизведение в художественных образах исторической памяти народа — вот основная задача, поставленная перед большим коллективом авторов.

Храмовый комплекс в совокупности представляет синтез современного искусства: мозаика, скульптура, керамика, живопись, витражи, — гармонично сочетаются в едином ансамбле. Храм отличает многообразие новых композиционных решений и художественных приемов, сочетание различных материалов и техник, виртуозность исполнения и безупречное качество произведений. Над его строительством и созданием всего убранства были задействованы с начала производства более четырёх тысяч человек.

Одновременно пропорции храма уникальны и основаны на числах, которые в сознании большинства людей ассоциируется с великой победой во Второй мировой войне. Идея отразить в архитектурных пропорциях символы победы принадлежит министру обороны России С.К. Шойгу: очень важно добиться того, чтобы каждая деталь храма свидетельствовала бы о подвигах и событиях военного времени.

Высота храма вместе с крестом составляет 96 метров. В 960 году родился Святой Равноапостольный Великий князь Владимир, в честь которого освящен нижний храм. Диаметр барабана главного купола – 19 метров 45 сантиметров. На барабане находится 8 окон. Диаметр купола – 22 метра 43 сантиметра. 8 мая 1945 года в 22 часа 43 минуты был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Высота малых куполов – 14 метров 18 сантиметров – 1418 дней и ночей длилась война 1941-1945 годов. Высота звонницы – 75 метров, именно столько лет прошло со дня Победы. Площадь мозаики в интерьере 2644 квадратных метров, что соответствует числу полных кавалеров Ордена Славы. Высота мандорлы - 11694 метра, ровно столько участников Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза.

Храм спроектирован в монументальном русском стиле, органично включающем современные архитектурные подходы и уникальные для православного строительства нововведения. Фасады здания отделаны металлом, своды — остеклены. Впервые в истории воплощена уникальная архитектура храма из металла и стекла.

Снаружи стены храма декорированы бронзовыми горельефами со сценами эпизодов войны, выполненными скульптором Салаватом Щербаковым. Основные плоскости фасада храма выполнены из натурального камня и имеют большое количество резных каменных элементов. Скульптурные группы фасадов храма отлиты из бронзы, следуя генеральной концепции собора — созданию образа храма-воина. Эту идею поддерживают модульные элементы наружных стен в форме стилизованных воинских доспехов. На фасаде храма установлено 29 скульптур. Из них 4 скульптуры евангелистов, а 8 скульптур святых воинов-полководцев символизирует такое же число кампаний Великой Отечественной войны. В 20 нишах на фасаде храма приведены цитаты из Евангелий о победе добра над злом, на церковно-славянском языке, и святых праведных воинов, выполненные традиционной русской вязью.

Для чугунных плит крылец храма использовался сплав, в который включили металл из переплавленного оружия вермахта. В основание храма вбито 435 свай, длина каждой из которых — 15 метров. Над Рейхстагом 30 апреля 1945 года было водружено знамя 150-й стрелковой дивизии, которое стало знаменем Победы.

Особенно пластичным и эмоционально выразительные украшением храма являются барельефные обрамления главного входа соборной колокольни, выполненные скульптором Даши Намдаковым в древних традициях. Ему же принадлежит и главное по значению изображение в храме – одиннадцатиметровая барельефная икона Христа Воскресшего в главной апсиде собора.

Убранство колоколов, изготовленных на Воронежском литейном заводе, разработано на основе орнаментов, украшающих храм. На колоколах отражена тема Победы в Великой Отечественной войне, иконы покровителей русского воинства. Главный колокол-благовестник украсили барельефы с изображениями ключевых событий Великой Отечественной войны. Работа над изготовлением колоколов велась на протяжении полугода. Вес ансамбля более 20 тонн, в него вошли 18 колоколов, самый большой из которых весит 10 тонн. 17 из 18 колоколов посвящены видам и родам войск. 22 января 2020 года на строящийся храм подняли купол, который был освящен на высоте 65 метров над землёй настоятелем собора епископом Клинским Стефаном. Купол храма выполнен в виде шлема святого благоверного князя Александра Невского, с изображением на нем Архангела Михаила — предводителя небесного воинства. В куполе находится огромный, сверкающий золотом мозаичный образ Спаса Нерукотворного, который копирует древнюю новгородскую икону-воинскую хоругвь XII века. В настоящее время икона находится в экспозиции Третьяковской галереи. Со времен Древней Руси этот образ традиционно помещался на знаменах и штандартах, символизируя духовную защиту русского воинства.

Стены храма украшены росписями с батальными сценами из военной истории и текстами из Священного писания. Отделка храма, икона и иконостас созданы из меди с эмалями, как это делалось на походных воинских иконах. Своды храма собраны из витражей с изображением орденов, которыми награждали за ратные подвиги в разные периоды истории России. Образ Спаса Нерукотворного в центральном куполе храма — самое большое изображение лика Христа выполненное в мозаике. Над благоукрашением нижнего и верхнего храма трудился огромный коллектив мозаичистов. Тысячи квадратных метров мозаик были собраны в рекордные сроки, за несколько месяцев. Монументальная мозаичная композиция Богоматери с Младенцем на западной стене, созданная народным художником России В.И. Нестеренко, перекликается с известным плакатом времен войны — «Родина-мать зовет!».

В киотах храма представлены и древние святыни — иконы XVIII–XIX веков разных художественных центров, объединяя и акцентируя духовное наследие нескольких веков. Для храма создавались совершенно новые композиции. Серия живописных работ художника В.И. Нестеренко соединяет небесных покровителей нашего Отечества и его земных защитников.

Центральная апсида, посвященная Воскресению Христову, впервые в истории выполнена в виде металлического рельефа. На восточной апсиде установлена уникальная икона-складень Воскресения Христова, выполненная с применением золочения и эмалей, с полудрагоценными камнями. Складень в будние дни стоит в закрытом виде и открывается с особой церемонией перед воскресной службой.

В иконостасе храма 48 икон, по числу месяцев боевых действий в Великой Отечественной и Советско-японской войн. Инкрустация из 431 драгоценного и полудрагоценного камня в иконостасе символизирует о 431 стрелковой дивизии, числящихся в Красной Армии к моменту окончания ВОВ. В храме установлены шесть антикварных икон и два антикварных иконостаса.

Полы храма, так же как крыльца, выполнены из чугунного сплава с переплавленными оружием вермахта. Утварь и элементы храма, расположенные в интерьере, имеют уникальные элементы, принадлежащие родам войск, а камни и эмали имеют разные цвета, соответствующие приделам родов войск.

Главной иконой храма является «Спас Нерукотворный», при создании которой использовались старинные технологии: паволока, левкас, яичная темпера, сусальное золото, полудрагоценные и драгоценные камни. Икона написана на деревянных досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. С тыльной стороны доски скреплены между собой цевьем автоматической винтовки Токарева образца 1940 года. Икона является произведением искусства, над которым работали ювелиры, металлурги и художники.

Величественные северные и южные врата формируют фасады храма, на них запечатлены битва за Сталинград, освобождение Севастополя, подвиг Панфиловцев, оборона Москвы, водружение знамени Победы над Рейхстагом и другие известные эпизоды войны работы московских скульпторов В.Д. Шанова и Д.Д. Успенской. На порталах северных и южных врат изображены 36 памятных медалей, по 9 в каждом портале.

Нижний храм посвящен святому равноапостольному Великому князю Владимиру, крестителю Руси. Эффект камерности крестильного храма достигается полихромным мозаичным убранством стен и свода, керамическими иконами в иконостасе и на столпах, орнаментацией пола, выполненной в технике флорентийской мозаики из мрамора, оникса и нефрита, перемежающимися латунными вставками. Интерьеры нижнего храма и баптистерия совершенно уникальны и не имеют аналогов в современном зодчестве как по количеству мозаик и керамического убранства в интерьере, так и по уровню их исполнения.

Величественный двухэтажный собор с большими золотыми куполами виден издалека, он формирует пространство равнинного пейзажа. Расположение храма было выбрано неслучайно. Парк «Патриот» Одинцовского района Московской области — это, прежде всего, место ожесточенные боев за Москву в ноябре 1941 года. В честь этого исторического факта на центральной площади Храмового комплекса 9 мая 2020 года был установлен верстовой столб XIX века, обнаруженный при строительстве собора.

Финансирование строительства Главного храма осуществлялось за счёт добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Для сбора пожертвований был создан Благотворительный фонд «Воскресение», который прошел государственную регистрацию.

Среди жертвователей 1217 юридических лиц, 94 360 конкретных людей, в том числе 15 760 человек, приславших коллективные вклады, и еще 15 490 взносов поступило через СМС-сообщения. Среди них - первые лица государства, члены правительства, Государственной Думы и Совета Федерации, руководство Министерства обороны РФ, ФСБ, департамента военной контрразведки ФСБ, губернаторы и мэры, деятели науки, культуры и искусства, ветераны, священнослужители, другие российские и иностранные граждане, трудовые и воинские коллективы.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
15 июня 2020 в 05:40

Неожиданный речевой оборот - Великая Отечественная и Советско-Японская войны?! А что, разве война с японцами не является частью той великой войны? Тогда вы и первую должны назвать Советско-Германской, на манер Советско-Финской или этим политическим неологизмом, Советско-Японской.

Уж не предвосхищает ли автор работу Великого кормчего по истории Великой Отечественной, которой он вот-вот обещал нас удивить?

15 июня 2020 в 12:40

А это, видимо, в русле современной западной тенденции - отрицать какое-нибудь значимое участие СССР во Второй Мировой войне.

15 июня 2020 в 16:38

"Великая Отечественная и Советско-Японская войны"
- Совершенно верно подмечена некая несуразица. Эти две войны принципиально отличались. Если первая началась с массированного вторжения немецко-фашистских войск на территорию Советского Союза при бомбёжках ряда городов нашей страны, то вторая - была большей частью выполнением обязательств перед союзниками. Безусловно надо помнить, что большое значение имело положение, в котором находилпся Советский Союз на момент заключения соответствующего соглашения.

15 июня 2020 в 05:40

Казённый текст, в котором перечислено всё,что только можно перечислить.
"Площадь мозаики в интерьере 2644 квадратных метров, что соответствует числу полных кавалеров Ордена Славы". Кому это надо? Это для идиотов.
Своего отношения к храму Владислав не показал. Это было бы важней и интересней.

15 июня 2020 в 08:25

В советский период памятники, монументы, целые галареи-комплексы героям строили а тут вона чего.

Абром0вичи тож небось копеечку подкинули, помирать то кто за их богатство будет ?

15 июня 2020 в 12:35

Погибать будут граждане России от оружия солдат тех стран, в которых обитают абрамовичи...

15 июня 2020 в 23:02

Алексей Громов
Сегодня в 08:25
В советский период памятники, монументы, целые галареи-комплексы героям строили а тут вона чего.

Абром0вичи тож небось копеечку подкинули, помирать то кто за их богатство будет ?
////////////////////////////
Ты паскудная сучара без абрамовичей никак не можешь ?
Они тебе что ,в борщ насрали , так промой водкой свой вонючий рот.

15 июня 2020 в 12:32

А когда начнется строительство главных военных мечети, синагоги, буддийского храма и атеистического центра. Или теперь в армии будут служить исключительно православные?

15 июня 2020 в 15:28

Впечатляющий культурно-исторический монумент в честь Победы, отражающий культурно-исторические традиции средневековья, феодализма и имперского величия и советской Победы. Изображение Христа можно считать символическим, стилизованным изображением Верховного Главнокомандующего, а изображение Богородицы, изображением Родины-матери. Тогда всё становится на свои места, и богослужение может восприниматься как культ Родины, Верховного и Победы. Поздравляю с величественным памятником, историческим монументом, который останется в культуре России на века.

15 июня 2020 в 15:46

Добавлю ещё, что крест надо воспринимать как символ памяти жертвам войны.

15 июня 2020 в 17:53

Замечу, что советские солдаты и офицеры, включая моего отца, воевали под Красным знаменем и Красной звездой с Серпом и Молотом! А с крестом воевали фашисты-гитлеровцы.

15 июня 2020 в 17:49

А ведь автор закончил военно-политическое училище, политработник, политрук. комиссар. Интересны выкрутасы жизни. Много слов! А вот сколько потрачено в рублях не говорится. Отчего? Не потому ли, что жертвовали за рекордный срок в полтора года собрали почти 100 млрд. рублей? Опубликуйте весь список этих пожертвовальщиков! Автор среди них присутствует? Сколько бы детей вылечили?

15 июня 2020 в 22:08

Владимиру Паутову.
Господи, экий Вы не понятливый, да простой народ, в советские времена, в большинстве своем, атеисты, скинулся на строительство этого храма. Но скорее всего, наибольшую активность проявили, исповедующие иудаизм, как самые бедные, среди граждан РФ...

16 июня 2020 в 07:53

=====галина арсентьева===Показательная символика в этом храме!=====

Это не просто очень точно и правильно, а в этом вся суть. Всякая символика - архиважна. Как говорил Конфуций: "Миром правят не слова, а знаки и символы".

Это я к тому, что и "новые технологии", и покрытие куполов храма, и стены украшенные мозаикой, могут говорить о многом. Тем более автор идеи строительства, кавалер Мальтийского ордена, Сергей Шойгу заявил, что: "Нам бы хотелось, чтобы каждый квадратный метр храма был символичным".

Ну а я убежден, что нам, не составит большого труда, со всей этой символикой самостоятельно разобраться.

16 июня 2020 в 07:54

=====галина арсентьева===И вот Храм -саркофаг для российской армии, мрачное сооружение для фильмов ужасов=====

И это верно. У многих возникли сходные ощущения. Как сказал один богослов, общая безрадостная атмосфера интерьеров храма, явно навеяна дворцом подводного царя из советского сказочного фильма "Садко".

16 июня 2020 в 07:57

=====галина арсентьева===Абрамовичи то любит золото, драгоценные каменья, вот там в храме все и залили этим золотом!=====

То что "абрамовичи" это любят, в том не может быть никаких сомнений. Так же и в том, что любят они только настоящее золото и каменья. А что касается украшения храма, то здесь возникают большие сомнения, а настоящие золото и каменья в храме, или подделка? Это важно, поскольку по церковной традиции, в церкви не должно быть абсолютно никакой имитации, все должно быть натуральным.
Дело в том, что подделки и имитации уместны в театральных декорациях, но не в украшении церквей и храмов.

И что же выясняется? В этом храме активно применялась имитация. К примеру, оказывается, что все купола этого Главного храма Вооруженных Сил России: "облицованы листами нержавеющей стали с односторонним напылением нитридом титана золотистого оттенка".
Это АБСОЛЮТНО недопустимо, потому что в церкви не должно быть абсолютно никакой имитации, все должно быть натуральным. А нитрид титана, является всего лишь имитацией, эрзацем, поделкой под золото.
Для православного человека золото в первую очередь всегда является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото.
А что символизирует металл титан? Известно, что этот металл назван в честь одного из титанов, персонажей древнегреческой мифологии, детей Геи. Если у греков титан, это богоборец Прометей, то в Библии это Денница, Люцифер, дракон, сатана. Так что свет, который исходит от покрытых титаном куполов - символизирует свет падшего ангела Люцифера.
Имитаций золота известно много, но почему и КТО, выбрал именно титан? Убежден, что не случайно. Тут определяющую роль явно сыграла символика.

Итак, все что не возьми, на проверку окажется или имитацией, или подделкой или стилизацией под православие.

Сразу вспомнились слова одного из русских философов, который как-то пророчески заметил, что "Россия прекратит свое существование тогда, когда ее место займет стилизация России. Стиль a`la russ - без самой России".

Постройка такого храма полностью подтверждает это предсказание. Похоже на то, что мы уже вплотную приблизились к этому времени.

16 июня 2020 в 09:25

В этот храме никогда не был, да и близко к нему не пойду. Никогда. И чтобы это понять, мне вполне достаточно было посмотреть фотографий и видеороликов. Посмотрел видеоролик на тему освящения храма и открытия. Какие ощущения? И внешний вид и интерьеры и атмосфера – все производит тягостное, безрадостное и отталкивающее впечатление.
Но одних чуйств и эмоций тут недостаточно. Только когда будут приведены разумные обоснования неприятия этого "сооружения", тогда это будет выглядеть более серьезно.

Если попытаться в этом разобраться, то без всякого сомнения одна из причин, почему возникло такое отторжение, это внутреннее освещение самого храма.
Есть живое, и есть мертвечина. Есть живые цветы, есть и искусственные. Есть натуральные запахи, например ладана, и его синтетические и искусственные суррогаты. Есть свет от живого огня свечей и лампад, и есть искусственный, от электрических лампочек, свет которых только имитируют горение свечей и лампад.
Всякое электрическое освещение создает чувство мрачности, искусственности и мертвечины. Верующие люди, которые не деградировали, это осознают и не приемлют. К примеру, Епархиальный съезд Московской епархии еще в 1914 году постановил, что электрическое освещение перед иконами невозможно.
А протоиерей Алексей Кульберг, руководитель отдела катехизации и образования Екатеринбургской митрополии, настоятель храма "Большой Златоуст" в Екатеринбурге говорит по этому поводу следующее:
"Ставить электрические свечи? Ужас какой-то. Я категорически против, "против с головы до ног". Все смеемся над католиками, а сами в эту сторону глядим. Нет! Я этого не поминаю: ведь свеча – это жертва Богу, которая в какой-то степени измеряется чистым воском, живым пламенем. Мы же говорим, надо гореть как свеча. Четкий образ: живой, действенный, пламенный, неравнодушный. А как гореть перед электросчетчиком? В этом же будет выражена жертва Богу. Тогда жертву можно отправлять через айфон: нажал кнопку, сбросил смс, появилась анимация в виде горящей свечки… Мне пока это очень трудно представить. Это все равно, что в храме не пел бы хор, а через компьютер осуществлялась бы запись песнопений во время службы. В этом же нет жизни. А сердца наши должны гореть, жить: радоваться и скорбеть и утешаться, когда ставишь настоящую восковую свечу, пусть даже в ней присутствует и парафин, но свечу… Традиции Церкви должны быть незыблемы".

Протоиерей нашел слова, которые помогли мне отчасти понять, почему такое жуткое впечатление производит интерьер этой псевдоправославной и мертвящее "конструкции".

16 июня 2020 в 09:37

Добавлю. Для большей убедительности приведу цитату из изданной в 1930 году книги "Диалектики мифа", самого выдающегося православного советского философа А. Ф. Лосева(в монашестве Андроника) о символике электрического света.

"Можно разве указать на мифологию электрического света, так как поэты, спокон веков воспевавшие цвета и цветные предметы в природе, покамест еще недостаточно глубоко отнеслись к этому механически изготовляемому свету. А между тем в нем есть интересное мифологическое содержание, не замечаемое толпой лишь по отсутствию вкуса и интереса к живой действительности. Свет электрических лампочек есть мертвый, механический свет. Он не гипнотизирует, а только притупляет, огрубляет чувства. В нем есть ограниченность и пустота американизма, машинное и матерое производство жизни и тепла. Его создала торгашеская душа новоевропейского дельца, у которого бедны и нетонки чувства, тяжелы и оземлянены мысли. В нем есть какой-то пафос количества наперекор незаменимой и ни на что не сводимой стихии качества, какая-то принципиальная серединность, умеренность, скованность, отсутствие порывов, душевная одеревенелость и неблагоуханность. В нем нет благодати, а есть хамское самодовольство полузнания…..есть бухгалтерия, счетоводство и биржа; нет теплоты и жизни, а есть канцелярская смета на производство тепла и жизни; не соборность и организм, но кооперация и буржуазный по природе социализм. Электрический свет – не интимен, не имеет третьего измерения, не индивидуален. В нем есть безразличие всего ко всему, вечная и неизменная плоскость; в нем отсутствуют границы, светотени, интимные уголки, целомудренные взоры. В нем нет сладости видения, нет перспективы. Он принципиально невыразителен. Это – таблица умножения, ставшая светом, и умное делание, выраженное на балалайке. Это – общение душ, выраженное пудами и саженями, жалкие потуги плохо одаренного недоучки стать гением и светочем жизни. Электрическому свету далеко до бесовщины. Слишком он уж неинтересен для этого. Впрочем, это, быть может, та бесовская сила, про которую сказано, что она – скучища пренеприличная. Не страшно и не гадливо и даже не противно, а просто банально и скучно. Скука – вот подлинная сущность электрического света. ……Нельзя любить при электрическом свете; при нем можно только высматривать жертву. Нельзя молиться при электрическом свете, а можно только предъявлять вексель. Едва теплющаяся лампадка вытекает из православной догматики с такой же диалектической необходимостью, как царская власть в государстве или как наличие просвирни в храме и вынимание частиц при литургии. Зажигать перед иконами электрический свет так же нелепо и есть такой же нигилизм для православного, как летать на аэропланах или наливать в лампаду не древесное масло, а керосин. Нелепо профессору танцевать, социалисту бояться вечных мук или любить искусство, семейному человеку обедать в ресторане и еврею – не исполнять обряда обрезания. Так же нелепо, а главное нигилистично для православного – живой и трепещущий пламень свечи или лампы заменить тривиальной абстракцией и холодным блудом пошлого электрического освещения. Квартиры, в которых нет живого огня – в печи, в свечах, в лампадах, – страшные квартиры".

Полностью и всецело разделяю это мнение об электрическом свете, и считаю что в храмах и церквях использовать его во время богослужении - недопустимо.