Авторский блог Проект Время-вперёд 15:40 4 января 2023

Главные достижения России в 2022 году

2022 год стал настоящим испытанием для страны и своего рода проверкой на прочность всего, что мы создавали несколько последних десятилетий. Что-то рассыпалось, а что-то выстояло и закалилось всем бедам вопреки. В последнем выпуске года традиционно подводим его позитивные итоги и вместе вспоминаем что было построено, изобретено, спущено на воду, что поднялось в воздух или отправилось в космос. Поехали!

Общая картина

Хотя экономика России столкнулась с колоссальным давлением извне, оно не стало разрушительным. Падение ВВП составит около 2,5%, что сопоставимо с падением в пандемийный 2020 год. Уровень годовой инфляции составит примерно 12%, что даже на 1% ниже инфляции тоже кризисного 2015 года. Уровень безработицы сегодня – меньше 4%, что вообще является минимальным показателем за всю историю наблюдений. Таким образом введённые санкции и массовый уход с рынка иностранных компаний был во многом компенсирован наймом работников и расширением производства на отечественных предприятиях.

В этом году было поставлено и несколько исторических рекордов. В первую очередь, по сбору зерновых – свыше 150 млн тонн. Это выше рекорда РСФСР в 1978 году, когда было собрано 127 млн тонн. Данный факт позволил нам удержать статус крупнейшего поставщика зерна в мире.

Второй важный рекорд состоялся в сфере жилищного строительства – мы построили около 94 млн кв метров жилья, побив собственный рекорд прошлого года. Около 60% построенного приходится на индивидуальное жильё – это тоже рекорд.

Также текущий год стал лучшим по темпам строительства дорог со времен СССР – на региональных и местных дорогах уложено 165 млн кв. м асфальта, с опережением графика вводились важнейшие участки транспортных магистралей.

Из знаковых проектов отметим начало строительства долгожданного второго моста через Обь под Сургутом, нового тракторного завода в Таганроге, первой в России цифровой верфи на базе Онежского завода, первого в стране крупного электросталеплавильного комплекса полного цикла в Нижегородской области, гигафабрики литий-ионных аккумуляторов в Калининградской области, научного мегапроекта СКИФ под Новосибирском и морского терминала для подключения плавучих атомных энергоблоков на Чукотке.

Из завершённых в этом году проектов стоит вспомнить ввод в эксплуатацию самого большого в стране производственный цех высотой около 100 метров. Он расположен в посёлке Белокаменка Мурманской области и является частью не менее выдающегося Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений «Арктик СПГ-2».

В Кронштадте начал работу Центр морской робототехники Центрального конструкторского бюро «Рубин». Здесь собираются и испытываются автономные необитаемые подводные аппараты.

На реке Колыма в Магаданской области был запущен четвёртый гидроагрегат на крупнейшей строящейся гидроэлектростанции России — Усть-Среднеканской ГЭС, что ознаменовало завершение самого затянувшегося долгостроя в энергетике Дальнего Востока.

В Забайкальском крае построен самый крупный в России и первый в мире специализированный сухопутный зерновой терминал полного цикла.

В Подмосковье запущен энергоблок с мощнейшей в мире российской теплофикационной турбиной.

В Хабаровской крае открыт горно-обогатительный комбинат за 12 млрд руб. на 700 новых рабочих мест.

На Омском НПЗ запустили новый комплекс глубокой переработки нефти за 160 млрд руб.

В Нижегородской области открыт нефтеперерабатывающий комплекс за 100 млрд рублей.

В Твери заработал завод компьютерной техники «Аквариус».

Введена в эксплуатацию крупнейшая в мире за Полярным кругом Кольская ветроэлектростанция в Мурманской области.

Всего же за прошедший год по нашим оценкам в стране было построено около 300 крупных и важных производственных объектов. Примерно столько открывалось и в прошлые годы в среднем. Полных список всех производств доступен на нашем сайте время-вперед.рус

Теперь пробежимся по запомнившемся достижениям отдельных отраслей.

На земле

Наиболее пострадавшей отраслью машиностроения стала автомобильная. Но даже в ней полного коллапса удалось избежать за счёт вовремя принятых мер. Во втором полугодии места ушедших иностранных марок стали занимать китайские производители. Импульс к развитию получили и российские проекты. Так полным ходом идёт разработка электромобиля «Атом» при участии госкорпорации «Росатом». Легковой дивизион формирует КАМАЗ – значит и он вскоре представит свои новинки. Продолжает развитие проект «Аурус» в рамках которого недавно стартовало серийное производство внедорожника «Комендант».

В сегменте грузовых автомобилей удалось перестроиться ещё быстрее. Так производство грузовиков поколения К4 и К5 на КамАЗе не остановилось, несмотря на санкции, хотя и сократилось. Однако уже с февраля 2023 года завод обещает обеспечить полномасштабный выпуск этой современной линейки без комплектующих из недружественных стран.

Из новинок, представленных КамАЗом в этом году, вспомним беспилотный тяжёлый 50-тонный карьерный самосвал «Юпитер 30», созданный для эксплуатации по беспилотным логистическим коридорам КамАЗ-54907 и новый автобус-вездеход КамАЗ-6250. Весьма неплохо для столь непростого года.

На воде

Объём грузоперевозок по Северному морскому пути составит около 34 млн тонн, что выше плана, несмотря на то, что западные заказчики ушли из нашей Арктики. На воду был спущен новый атомный ледокол «Якутия» проекта 22220, а ледокол «Урал» был передан заказчику и начал свою работу.

В свою первую экспедицию отправилась уникальная научная платформа «Северный полюс». Этого события давно ждали наши полярники, которые теперь получили возможность работать в комфортных и безопасных условиях.

Тем временем на Южный полюс отправилась очередная антарктическая экспедиция, которая среди прочего продолжит монтаж новейшего зимовочного комплекса на станции «Восток».

Среди заложенных судов отметим головное научно-исследовательское судно неограниченного района плавания «Академик В. И. Ильичев», научные суда проекта 03182р, подводные лодки проектов 677 и 636, корвет «Быстрый» проекта 20385, новейший обитаемый подводный аппарат проекта 03660.

Среди вошедших в состав Военно-морского флота особо выделим атомную подводную лодку специального назначения «Белгород», известную как первый носитель ядерных подводных беспилотников «Посейдон» и атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Генералиссимус Суворов» проекта 955А «Борей-А».

В воздухе

Уход западной гражданской авиации с российского рынка открыл нам такое же окно возможностей, как и уход автопроизводителей. В этом году в Комсомольске-на-Амуре был собран последний в истории Сухой Суперджет-100 и началось производство его обновлённой версии без комплектующих из недружественных стран. Новый двигатель ПД-8 для Суперджета и не только находится в высокой степени готовности и в следующем году должен быть сертифицирован.

Самолёты МС-21 теперь будут тоже выпускаться только с российскими двигателями ПД-14. А пока они не начали массового поступать на рынок, решено увеличить выпуск моделей Ту-214 и Ил-96.

Интенсифицируется и развитие региональной авиации. В этом году свой первый полёт совершил лёгкий многоцелевой самолёт ЛМС-901 «Байкал», разрабатываемый на замену Ан-2. Модель должна быть сертифицирована с российскими двигателями в наступающем году.

Также вспомним испытательный полёт модернизированного вертолёта Ка-32А11ВС с новейшими двигателями ВК-2500ПС-02 и первый полёт модернизированного Су-57.

Всего российские заводы получили заказ на 1036 новых гражданских самолётов, которые нужно произвести до 2030 года. Это значит, что требуется существенное расширение производства, найм новых работников, а вот иностранные производители потеряли наш рынок не просто очень на долго, но надеемся, что и навсегда.

Вспомним также и ещё одно важнейшее событие – первый полёт, построенного «с нуля» модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М с новыми двигателями НК-32-2. Возрождение этого проекта потребовало титанических усилий, но оно того стоило – теперь ждём модернизацию всех строевых машин и появление новых.

В апреле впервые был совершён успешный испытательный пуск новейшей межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат» и стартовали работы по развёртыванию этого ракетного комплекса. Также в РВСН завершено перевооружение двух ракетных полков на подвижный грунтовый ракетный комплекс «Ярс» и заступил на боевое дежурство ещё один полк, оснащённый ракетным комплексом «Авангард» с гиперзвуковым планирующим крылатым блоком.

В космосе

Заметная доля пусков российских космических ракет раньше была связана с выводом на орбиту иностранных спутников. Санкции прервали сотрудничество и должны были радикально снизить количество пусков в этом году. Однако в общей сложности были запущены 22 ракеты, что всего на 3 ракеты меньше, чем в прошлом году. Кстати, последний в этом году пуск ракеты «Союз-2.1б» с Плесецка стал 98-ым безаварийным пуском по счёту.

Среди доставленных в космос спутников были и иностранные – алжирский и иранский, но все остальные - российские. Отметим «Меридиан-М», «Глонасс-К», три спутника системы «Гонец» и, конечно же, новейший «Скиф-Д», положивший начало формированию орбитальной группировки «Сфера». В будущем система «Сфера», состоящая из сотен аппаратов, обеспечит нашей стране полный и независимый доступ к всевозможным спутниковым услугам.

Первый российский радиолокационный спутник морской разведки «Пион-НКС», запущенный на орбиту в 2021 году, прошёл этап необходимых испытаний и был принят на опытно-боевое дежурство. Также в этом году был успешно проведён ряд испытаний космического двигателя РД-171МВ, который создаётся для новой ракеты «Союз-5».

С Новым годом!

Дорогие друзья! Заканчивается 2022 год. Год, который стал историческим, переломным не только для нашей страны, но и почти для всего мира. У каждого из вас своя личная история этого года, каждый из вас сделал свой гражданский выбор. Этого уже не изменить и не забыть. Но судя по тем результатам и достижениям, который фиксировал наш проект на протяжении всего года, большинство из вас сделали выбор правильный.

Кто-то с оружием в руках защищал Родину, кто-то трудился, не покладая рук, кто-то добровольно помогал тем, кто нуждался. Это и есть настоящее единство, единство народа, народа-труженика, народа-воина, народа-созидателя.

Десять лет в этом году исполнилось и нашему проекту «Время – вперёд!». Мы изо всех сил старались не отставать от вас и тоже вносить свой вклад в общее дело. Начали издавать газету «Время – вперёд!» для распространения на территории ведения боевых действий и не только. Лично возили гуманитарные грузы для нужд гражданского населения, устраивали благотворительные концерты и акции, продолжили награждать героев и нести русское слово далеко за пределы России. В конце года впервые за десять лет проект «Время – вперёд!» был удостоен национальной премии.

Но главная наша награда – это ваше высокое доверие. Доверие народа: народа-труженика, народа-воина, народа-созидателя. Обещаем быть достойными его и в новом десятилетии.

Желаем вам крепкого здоровья, успехов в благих делах и личного счастья. С Новым годом!

Источник

1.0x