Авторский блог Олег Щукин 11:00 6 мая 2020

Новая стратегия американского Минэнерго и реальность

падение цен на нефть сделает американский "мирный атом" и программу его модернизации коммерчески нерентабельными

Дональд Трамп утвердил предложенную Министерством энергетики США стратегию развития американской ядерной энергетики, целью которой заявлено вытеснение России и Китая с мирового рынка "мирного атома", а также обеспечение энергетической и оборонной безопасности США.

Как сообщается на ведомственном сайте energy.gov, в 2019 году американские АЭС, при загрузке их мощностей на 93%, выработали 809 млрд. киловатт-часов (кВт-ч) электроэнергии, или 20% её общего производства в США и 26% всего "атомного" электричества мира. Для сравнения: аналогичный российский показатель составил 208,7 млрд. кВт-ч (35 реакторов), китайский (48) — 348,1 млрд. кВт-ч, французский (58) — 379,5 млрд. кВт-ч.

При этом лишь 10% уранового сырья добывается на американской территории, а остальные 90% приходится на долю импортных поставок. Свыше половины производства топливного (низкообогащённого) урана в мире приходится на долю России, и лишь 13% — на долю США, причём американские технологии в данной сфере откровенно уступают как российским, так и французским.

Идея новой стратегии американского Минэнерго заключается в том, чтобы обеспечить полную независимость США в атомной энергетике: от поставок сырья и обогащения урана до запрета использовать на любых американских атомных объектах оборудование российского или китайского производства.

Что касается последних, американцы в настоящее время используют 95 реакторов, но многие из них близки к выработке своего ресурса, а его продление в настоящее время на 100%-ной национальной технологической основе выглядит практически невыполнимой задачей. Во всяком случае, с 1990 года ни один реактор не был введён в эксплуатацию, а строительство двух реакторов в Вогтле (штат Джорджия), начатое в 2013 году, до сих пор остаётся незавершённым.

Правда, в феврале текущего года Комиссия США по ядерной энергетике утвердила проект NuScale — инновационных водо-водяных "малых модульных реакторов" (SMR), которые якобы можно размещать почти на любой промышленной площадке. Но данная практика чем-то напоминает КНР времён "большого скачка" при Мао Цзэдуне, когда чуть ли не в каждом хозяйстве (а через одно — точно) пытались самостоятельно выплавлять чугун.

Впрочем, испытания, запуск и массовое производство этих реакторов запланированы только на 2025-й год, то есть на время уже после окончания второго президентского срока Дональда Трампа, если таковой состоится. Но в целом нет сомнений, что этот и другие атомные проекты получат достаточно щедрое финансирование без всякой гарантии позитивных результатов. В России подобного рода практику характеризовали бы как "беззастенчивый распил бюджетных денег", но ведь в США всё — совсем по-другому. Там "делают Америку снова великой". Везде, всегда и во всём. А Илон Маск — далеко не единственный мастер создания контор по производству и продвижению разного рода высокотехнологичных "рогов и копыт". Кстати, с нетерпением ждём уже анонсированного майского пилотируемого полёта "астронавтов" НАСА на космическом корабле SpaceX. Наверняка это будет интересно и зрелищно! Не программа "Аполлон" с высадкой людей на Луне, но всё-таки…

Впрочем, нынешняя волна системного кризиса с вероятностью, близкой к 100%, вызовет достаточно ощутимое сокращение потребления электроэнергии в США, а падение цен на нефть сделает американский "мирный атом", а соответственно — и программу его модернизации коммерчески нерентабельными. Слова при этом говорятся, несомненно, правильные и в определённом отношении грозные, цели ставятся высокие, но четверть века откровенной "халявы" (в том числе — по российско-американской сделке "ВОУ—НОУ", завершённой в 2013 году, после поставок в США из РФ почти 14,5 тысяч тонн "топливного" низкообогащённого урана) ещё никого до добра не доводили.

Тем более, что "технологическая большая тройка" современной ("постфукусимской") атомной энергетики: Россия, Франция и Китай, — уже определилась и не стоит на месте. А существенно изменить эту расстановку сил может только некий кардинальный научно-технический прорыв, наподобие освоения "холодного термояда", "вакуумной энергетики" и тому подобное, что сегодня выглядит фантастикой.

22 ноября 2024
1.0x