Авторский блог Александр Елисеев 19:42 22 ноября 2018

Гесиод: «странная» традиция

Инволюционное представление об истории, представленное в «Трудах и днях» Гесиода, противоречит всему настрою античной традиции.

Исследователи давно подметили, что инволюционное представление об истории, представленное в «Трудах и днях» Гесиода, противоречит всему настрою античной традиции. Да, античный «миф» есть, прежде всего, миф «прогресса». («Мифология прогресса или оболганный Кронос»)

Собственно, античность и сообщила западной цивилизации весь этот линейный «фаустианский» настрой. У Гесиода же происходит инволюция – золотой век сменяется серебряным, а тому на смену приходит медный. Сам же Гесиод живет уже в железном веке. В общем, всё хуже и хуже. Очень похоже на индоарийскую традицию с её сменой юг и нынешней отстойной Кали-Югой.

Сразу же возникает соблазн объяснить гесиодовский «демарш» восточным, индоарийским влиянием, что собственно и делали. Но тут есть очень большая загвоздка. Дело в том, что у Гесиода есть ещё одна, пятая (точнее – четвертая) «юга» - это Век Героев. На смену «медным» людям приходят герои, равные богам. По сути, происходит реставрация Золотого Века на новом уровне, этакая консервативная революция.

Вот это противоречит как западному, так и восточному настрою. История рассматривается как противоречивый процесс, где нисходящие потоки сложно и противоречиво сочетаются с восходящими. И признаётся возможность некоей реставрации (на новом уровне) изначального Золотого Века, то есть, сила космического распада воспринимается как нечто, чему можно противостоять, как некий вселенский поток, который можно героически обернуть вспять (пусть и на время).

Тут какая-то особая традиция, отличная и от «эллинской», и от «индоарийской». Она находится как бы над ними. В отличие от них, она характеризуется именно полнотой. Здесь нет зацикленности на одном «прогрессе» или же на одной только «инволюции», в Истории находится место и тому, и другому. Это какая-то изначальная традиция, прямо восходящая к гиперборейскому Золотому Веку.

Понятно, куда я клоню. К северной Скифии, к Днепру, Дону и Волге – землям, где на протяжении многих тысячелетий друг друга сменяли мощные культуры древнейших ариев (восточных индоевропейцев). Это протоскифская и проторусская зона «Сатэм», противостоящая протоевропейской зоне «Кентум». Именно здесь возникло Скифское царство, здесь образовалась Русь. («Русская Гиперборея»)

Сам Гесиод родом из греческой Малой Азии (его родители перебрались оттуда в Беотию). А это рядышком с Троадой, где ещё недавно существовала мощная федерация восточных ариев (славян и киммерийцев). Возможно, что «странную» традицию поэт усвоил именно благодаря своим малоазийским корням. («Трояно-фракийские пути скифов»)

Отметим, что это традиция предельно героическая – даже на фоне других героических традиций. Чего стоит один только образ умерших жителей Золотого Века, которые стали духами, сражающимися со злом! Ну, и, конечно, сама революционно-героическая идея возрождения Золотого Века.

См. также «Неугодный Герфест»

1.0x