Герои составляют неотъемлемую часть культурного канона этнической системы, формируя и отражая эталонные стереотипы поведения. Привычное и понятное с детства для своих, чужакам кажется странным и нелогичным. Читая в детстве про грузинского государственного деятеля, полководца и национального героя Георгия Саакадзе (1570 – 1629 гг.), не покидало ощущение странности, оставалось послевкусие нелогичности отдельных действий. Привычной по русской истории борьбы до победного конца, в логике «умри, но сделай!» не было.
В середине 2024 г. действия властей Грузии начали складываться в единую картину, чётко показывая тренд на разрыв с Западом. Может показаться удивительным, но происходящие действия очень характерны для грузин, если не зацикливаться на текущем моменте, а смотреть в исторической перспективе. Грузия постоянно находилась на пересечении интересов сильных игроков, она не была способна выдержать прямое, лобовое столкновение, но стремилась выжить и сохранить себя. Для данного народа характерно странное чутьё, несколько столетий с небольшими поправками повторяется один и тот же сюжет:
— самый сильный игрок в регионе, от которого зависят грузины, слабеет;
— население и элиты Сакартвело первыми начинают сопротивление, бунт, саботаж;
— они активно участвуют в падении сеньора, получая при этом проблемы;
— после падения бывшего доминирующего в регионе игрока, вместо независимости они оказываются под властью другого, пришедшего на смену;
— несколько поколений/веков терпят, и история повторяется вновь.
Речь не идёт о слабости, о готовности подождать изменений и переметнуться — нет, они активно стремятся завоевать свободу, но вместо неё просто меняют господина, активно участвуя в этой ротации. История повторяется в последние десятилетия, грузины одними из первых восстали против СССР, словно предчувствовали его гибель. Не стали ждать у моря погоды, не рассчитали сил и потеряли Абхазию и Южную Осетию.
Будучи полностью зависимыми от Запада, вместо логичного и простого подчинения его требованиям, начали хитрить, выстраивая совершенно противоположный тренд. Странное и нелогичное сочетание героизма, желания самим исправить будущее, при понимании ограниченности возможностей и покорности судьбе. Идя на сближение с Россией Грузия не надеется на возвращение утраченных регионов, она просто хочет сохраниться, инстинктивно выбирая сложный, рискованный, но верный путь.
Совершенно противоположное поведение у Армении, которая подобно подростку, живёт в своей паралогике, пытаясь ошибки и глупости прикрыть ещё большими, словно азартный картёжник, которому не идёт карта. Самообман и вера в волшебные инвестиции с превращением в Сингапур и/или Швейцарию, греет наивной надеждой. Ну, а живущие в Европе и США диаспоряне — непосредственно сами или потомки предателей, удравших с родины и теперь стремящихся её изменить. Представьте, что правила жизни для России определяли бы уехавшие на Запад. А у армян именно так.
Схожие процессы и полное отсутствие чутья сейчас наблюдается в Казахстане, при поддержке местных спецслужб, активно провоцируется ещё один конфликт в стране, которая и так трещит от противоречий. Идёт попытка создания «параллельной православной церкви» под крышей Стамбульского патриарха. Под это дело даже нашли расстригу-либерала (не помню, каков у него сейчас статус), который даже умудрился служить панихиду по Алексею Навальному*.
О политиках надо судить по действиям, а не словам, Казахстан всё активнее идёт к статусу Оренбургского генерал-губернаторства, игнорируя сигналы: изменение маршрутов Россия-Китай, демонстративное отношение к Узбекистану, как будущему центру региона, и др.
И, да, судьба Средней Азии практически полностью в руках внешних игроков, чего не скажешь про Закавказье, где на наших глазах и в режиме реального времени происходит фееричное спасение государственности грузин и не менее фееричное самоубийство у армян…
* Физическое лицо, признанное иноагентом и экстремистом
Илл.: Нико Пиросмани, "Георгий Саакадзе спасает Грузию от врагов"