Февральский Минск-2 завершился подписанием соглашения между Киевом и Донбассом. Будет ли выполняться и может ли быть выполнено нынешнее соглашение? Попробуем проанализировать по пунктам.
Полное прекращение огня с 00:00 15 февраля. То же самое, только без указания точной даты, было обозначено и в прошлых соглашениях. Как и в сентябре, слабым местом этой части соглашения является отсутствие реальной возможности контроля за прекращением огня. Особенно в районе Дебальцева, где в "котле" оказалось несколько тысяч украинских солдат и офицеров. Скорее всего, боевые действия в этом районе будут идти либо до полной ликвидации котла, либо до прорыва из него остатков украинских войск.
Отвод тяжелых вооружений обеими сторонами на расстояние от 25 до 70 км (в зависимости от типа вооружения): для ВСУ — от фактической линии соприкосновения, для войск ДНР/ЛНР — от линии 19 сентября. Отвод должен начаться в первый или второй день режима перемирия и завершиться в течение двух недель, то есть не позднее 1 марта. По сравнению с Минском-1, минимальная зона безопасности увеличивается с 30 до 50 км. Проблема, как и в первом пункте — невозможность контроля. Вторая проблема — в "демилитаризованной" зоне после отвода тяжёлого вооружения оказываются Донецк, Макеевка, Горловка, Дебальцево и Луганск. И у Киева возникает соблазн одним броском захватить эти города.
Мониторинг режима прекращения огня со стороны ОБСЕ. ОБСЕ обещает довести численность наблюдателей до 350 человек, но для эффективного контроля требуется как минимум вчетверо большее число наблюдателей, рассредоточенных по демилитаризованной зоне, с выстроенным режимом патрулирования и технического контроля.
Переговоры сторон о проведения местных выборов на территориях ДНР/ЛНР по украинским законам и о введении в действие на этих территориях украинского закона об особом статусе Донбасса (был принят еще в сентябре). Переговоры должны начаться в первый день после отвода тяжелого вооружения (то есть не позднее 2 марта). Кроме того, Верховная Рада не позднее 15 марта должна принять постановление, где будут перечислены все районы Донецкой и Луганской областей, на которые будет распространяться особый статус (ДНР/ЛНР в границах на 19 сентября). Впервые подробно расписано, как должны проходить эти выборы: по украинским законам, но при этом в них могут участвовать лидеры ЛНР/ДНР.
Полное помилование и амнистия за участие в событиях на Донбассе. Закон об амнистии уже принимался Верховной Радой после Минска-1, но по нему не давалась амнистия за тяжелые преступления (в том числе за убийство), что делало фактически невозможным амнистию участников вооруженных формирований. По сути, нужен новый закон или корректировка старого, но пойдет ли на это Верховная Рада нынешнего созыва — большой вопрос. В самом тексте нынешнего меморандума ни о каких исключениях по амнистии речи не идет. Этот пункт один из ключевых — без полной амнистии и выборы, и конституционная реформа, и весь остальной "мирный процесс" будут под огромным вопросом.
Обмен заложниками и военнопленными по принципу "всех на всех", который нужно завершить не позднее 6 марта. "Минск-1" содержал почти аналогичный пункт, и этот процесс за последние месяцы был более-менее отработан. Так что с выполнением не должно возникнуть проблем — естественно, в случае действия режима перемирия.
Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи. Данный пункт по идее должен урегулировать вопрос "гуманитарных конвоев" из России, а также вопрос оказания помощи со стороны украинских государственных и частных лиц (вспомним недавние проблемы с пропуском конвоев Ахметова).
Определение способов восстановления экономических связей, возобновления выплат пенсий и других обязательств госбюджета. Для этого Украина восстанавливает банковскую систему на территориях ДНР и ЛНР. Петр Порошенко уже заявил, что пенсии и другие соцвыплаты начнут перечислять только после местных выборов (сроки проведения которых неясны). Хотя наличие фразы о "международном механизме" намекает на возможность получения международной финансовой помощи для осуществления этих выплат (не исключено, что ее пообещали Франция, Германия и, быть может, Россия).
Восстановление контроля над границей со стороны Украины по согласованию с властями "отдельных районов" Донбасса. Должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после выполнения всех остальных пунктов (в частности, о конституционной реформе) к концу 2015 года. По сравнению с "Минском-1", сейчас этот вопрос поставлен в прямую зависимость от проведения выборов и завершения конституционной реформы. Это важно, поскольку ставит Киев перед выбором: либо принимать новую Конституцию, либо смириться с тем, что через границу в любой момент могут быть переброшены войска и оружие, а значит, украинский суверенитет над "отдельными территориями" так и не будет восстановлен даже формально.
Вывод всех иностранных войск и наемников с территории Украины под контролем ОБСЕ, а также разоружение всех незаконных групп.
Конституционная реформа на Украине, которая должна вступить в силу к концу 2015 года и которая предусматривает децентрализацию с учетом "особого статуса" нынешних ДНР и ЛНР.