Авторский блог Владислав Шурыгин 00:00 2 июня 2016

Генштаб газеты "Завтра"

Для начала уточним, что "рельсотрон" — вовсе не далёкое будущее, а далёкое прошлое. По сути, он представляет собой пространственно-развёрнутый линейный электромагнит, который разгоняет токопроводящий снаряд. Первые опыты с электромагнитными пушками были проведены ещё в 60-х годах прошлого века сразу в нескольких странах: СССР, США, Японии и Германии. "Мирный рельсотрон" давно реализован и отлично известен в мире, как поезд на магнитной подушке. Военные же "рельсотроны" после испытаний сразу были признаны бесперспективными для дальнейшей разработки, так как имели очевидные серьёзные недостатки.

Сумрачный то ли пентагонский, то ли патагонский гений обрушил на обывателя страшилку об очередной "вундер-вафле", которой он собирается остановить "Советы", тьфу! — Россию. "Вундер-вафля" называется "рельсотрон" (electromagnetic railgun)— электромагнитная рельсовая пушка, которая, по словам пентагоновских генералов, не требует ни пороха, ни взрывчатых веществ и чрезвычайно эффективна. С помощью электромагнитных рельсов "рельсотрон" разгоняет снаряд до скорости 1,5-2 км в секунду, превращая его в гиперзвуковой объект. Утверждают, что "рельсотрон" сможет стрелять на расстояние до 160, а в перспективе — даже до 400 километров.

"Нельзя игнорировать тот факт, что Россия обладает способностью производить и выстреливать на огромные расстояния обычные боеприпасы большой массы. Мы должны быть в состоянии противостоять таким залпам. Рельсотрон потенциально даст нам такое средство. Он может оказаться полезным, если США придется защищать государства Балтии от России и оказывать поддержку союзникам против Китая в Южно-Китайском море", — приводит Wall Street Journal слова первого замминистра обороны США Роберта Уорка.

В российских СМИ тотчас же поднялся небывалый ажиотаж, алармистская волна мутных слухов, фобий и безграмотных комментариев, суть которых сводится к тому, что США теперь получат неоспоримое военное превосходство над Россией, так что всем нам "будет крышка".

Что же эта информация означает в реальности?

Для начала уточним, что "рельсотрон" — вовсе не далёкое будущее, а далёкое прошлое. По сути, он представляет собой пространственно-развёрнутый линейный электромагнит, который разгоняет токопроводящий снаряд. Первые опыты с электромагнитными пушками были проведены ещё в 60-х годах прошлого века сразу в нескольких странах: СССР, США, Японии и Германии. "Мирный рельсотрон" давно реализован и отлично известен в мире, как поезд на магнитной подушке. Военные же "рельсотроны" после испытаний сразу были признаны бесперспективными для дальнейшей разработки, так как имели очевидные серьёзные недостатки.

Первый и главный — огромное потребление электроэнергии. По сути, рядом с каждой такой пушкой необходимо ставить средних размеров электростанцию. Так как для каждого выстрела требуется минимум 25-30 мегаджоулей — для создания такого импульса необходимы сверхъёмкие конденсаторы и, соответственно, источники питания мощностью не менее 25 мегаватт — это энергетика небольшого города. Поэтому ни о какой "мобильности" такой установки речи не идёт в принципе. Единственный вариант — корабельная установка, к которой, собственно, и устремлены надежды конструкторов. Предполагается "засунуть" "рельсотрон" в модернизированный эсминец "Зумвольт".

Второй недостаток — невозможность управления снарядом на траектории. Мгновенное ускорение в сотни G просто исключает какую-либо систему управления полётом, координации и наведения. Если ускорение не превратит снаряд в пыль, то электромагнитный импульс просто сожжёт его! По этой же причине невозможно снарядить снаряд "рельсотрона" взрывчатыми веществами, они "сынициируют" на старте. Разработчики полагаются лишь на кинетическую энергию вольфрамовой болванки, которой, по идее, должно хватать на поражение объекта. Но ведь при этом никто не отменял законы физики — имеются в виду сопротивление среды и затухание импульса с расстоянием.

Третий недостаток — необходимость мощной системы охлаждения. Согласно закону Ома, чем больше сила тока, тем выше температура проводника, а потому скорострельность "рельсотрона" — это ещё одна неизбывная головная боль его разработчиков, принципиально устраняемая, опять же, только в стационарной установке.

Всё это делает "рельсотрон" на данном этапе не более чем дорогой игрушкой и хорошим "попилом" военного бюджета — своего рода "рельсолохотроном". Военное же его будущее более чем сомнительно. "Рельсотроны" невозможно использовать в системах ПВО—ПРО, неэффективны они и в применении по движущимся наземным объектам. Единственная теоретически допустимая сфера их использования — в качестве противокорабельного оружия. Но и здесь возникает множество проблем. Современные РЛС позволяют обнаруживать противника на расстоянии в 400-500 км. Дальность пуска сверхзвуковых крылатых ракет — 120-300 км. При расчётной скорости в 9000 км/ч, снаряд "рельсотрона" потратит на преодоление этого расстояния от 1 до 2 минут. При одновременном встречном залпе "рельсотрона" и сверхзвуковых крылатых ракет корабль противника имеет минимум минуту, чтобы уклониться от кинетических болванок "Зумвольта" — что вполне реально даже для не слишком быстроходных кораблей, а вот спасти "Зумвольт" всего через две минуты после этого от атаки самонаводящихся сверхзвуковых крылатых ракет будет уже очень непросто.

Конечно, это не розыгрыш сценария морского боя — "Зумвольт" имеет целый спектр вооружения и является чрезвычайно грозным противником, но это хороший материал для оценки боевой эффективности нового американского "чудо-оружия".

Пока "рельсотрон" — не более чем страшилка для любителей саг о "звёздных войнах".

1.0x