Авторский блог Владислав Шурыгин 00:00 19 мая 2016

Генштаб газеты "Завтра"

Главным военным событием недели стало снятое на видео уничтожение турецкого вертолёта огневой поддержки AH-1W Super Cobra. В Интернете появились кадры, на которых видно, как 13 мая курдские бойцы подбили турецкий военный вертолёт. Предположительно, вертолёт был сбит в горах провинции Хаккяри на юго-востоке Турции. На кадрах виден боец, который пускает ракету из ПЗРК "Игла" (9К38) советского образца. Появление у курдов современных ПЗРК — чрезвычайно важный показатель. Очевидно, что поделиться ими с курдами могли только сирийцы или иранцы, и это указывает на то, что курды рассматриваются ими как стратегические союзники, а все рассуждения о некоем "расколе" между курдами и сирийцами Ассада не более чем рассуждения далёких от реальности диванных аналитиков.

Главным военным событием недели стало снятое на видео уничтожение турецкого вертолёта огневой поддержки AH-1W Super Cobra. В Интернете появились кадры, на которых видно, как 13 мая курдские бойцы подбили турецкий военный вертолёт. Предположительно, вертолёт был сбит в горах провинции Хаккяри на юго-востоке Турции. На кадрах виден боец, который пускает ракету из ПЗРК "Игла" (9К38) советского образца. Через мгновение ракета поражает вертолёт, у которого отрывается хвостовая балка, машина начинает неконтролируемо вращаться и падает за дальним холмом. Ролик опубликован телеканалом Gerilla TV, близким к Рабочей партии Курдистана. Через сутки турки подтвердили потерю вертолёта и гибель обоих лётчиков.

Появление у курдов современных ПЗРК — чрезвычайно важный показатель. Очевидно, что поделиться ими с курдами могли только сирийцы или иранцы, и это указывает на то, что курды рассматриваются ими как стратегические союзники, а все рассуждения о некоем "расколе" между курдами и сирийцами Ассада не более чем рассуждения далёких от реальности диванных аналитиков.

Для официальной Анкары появление современных ПЗРК у курдов — словно ведро холодной воды за шиворот. Теперь турецкая армия лишилась стратегического превосходства в воздухе, и это резко снижает её боеспособность, что ещё на шаг приближает курдов к их главной цели — полной автономии и созданию независимого государства. Но его создание сразу же запускает цепную реакцию распада самой Турции, где курды являются самым большим национальным меньшинством, а их территории составляют почти 20% турецкого государства.

Но не только турки несут потери авиа­техники. По информации, поступившей из сирийских источников, на прошлой неделе российские ВКС понесли самые крупные за всё время операции единоразовые потери. При обширном пожаре в сирийской части авиабазы Т-4 огонь перекинулся на парк автотехники, и после взрыва одной из топливных цистерн сгорели стоящие неподалёку на стоянке четыре российских вертолёта. По информации того же источника, обошлось без человеческих жертв. Причины пожара сейчас устанавливаются.

С каждым днём из Сирии поступает всё больше информации о резкой активизации боевых действий в районах противостояния с радикальными исламистами ИГИЛ и Джабхат ан-Нусры.

Очевидно, что сезон плохой погоды и переговорный процесс, резко снизивший боевую активность сирийской армии и российских ВКС, дал боевикам передышку, которую они использовали для восстановления боеспособности своих потрёпанных в осенних и зимних боях группировок и теперь пытаются взять военный реванш за предыдущие поражения. Все последние недели боевики пытаются перехватить инициативу, нанося удары в различных районах, без особого, впрочем, успеха. Наиболее ожесточённые бои развернулись на прошлой неделе вокруг Пальмиры, где отряды ИГИЛ в субботу попытались развить наступление на стратегическую дорогу, связывающую Дамаск с Пальмирой. По последней информации, сирийской армии удаётся сдерживать боевиков.

Главная проблема исламистов — отсутствие у них современного вооружения. Исламистам сейчас жизненно важно усилить свои отряды тяжёлым вооружением, бронетехникой и артиллерией, а также получить в своё распоряжение современные средства ПВО для ликвидации господства противника в небе. Однако их главные покровители и кураторы из Саудовской Аравии, Катара сами увязли в войне в Северном Йемене против хуситской армии и испытывают здесь серьёзные проблемы. Другой их союзник, Турция, также ограничен в своих возможностях поддерживать ИГИЛ и Джабхат ан-Нусру, опасаясь быть напрямую обвинённым в поддержке терроризма.

В этих условиях лидеры исламистов ищут "нетрадиционные" каналы для пополнения своих арсеналов, главным из которых традиционно являются формирования "умеренной оппозиции", которые активно поддерживаются "коллективным Западом". Так, в США не раз говорили о своей готовности предоставить данным формированиям новейшие системы оружия в случае "срыва процесса мирного урегулирования" — разумеется, "по вине Башара Асада", но пока не решались этого сделать. Однако у целого ряда других государственных субъектов — например, у Украины или Израиля — таких ограничений нет. Очевидно, что если в ближайшие месяцы исламистам не удастся отбросить сирийские войска назад к Дамаску и вернуть освобождённые территории, то судьба ИГИЛ и её союзников будет окончательно определена — они будут заперты в пустыне и постепенно уничтожены.

1.0x