Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) приступила к летным испытаниям отечественного турбовентиляторного двигателя ПД-14, разработанного специально для перспективного самолета МС-21. Это произошло еще в конце октября, однако сведения о начале испытаний появились только сейчас. Президент Владимир Путин назвал ПД-14 огромным достижением и напомнил, что до сих пор двигатели были слабым звеном российского авиастроения, так что приходилось использовать американские Pratt & Whitney или британские Rolls-Royce. "Летные испытания этого двигателя идут без замечаний", — написал в пятницу Рогозин в Twitter.
Значение этой новости трудно переоценить. ПД-14 — это турбореактивный двухконтурный двухвальный двигатель (ТРДД) с прямым (безредукторным) приводом вентилятора, с раздельным истечением потоков из наружного и внутреннего контуров. Головным разработчиком является пермская компания "Авиадвигатель", входящая в ОДК. Базовый двигатель ПД-14 тягой 14 тонн создается для самолета МС-21-300, разрабатываемого корпорацией "Иркут". И это первый отечественный авиационный двигатель, созданный в России за последние тридцать лет! Первый и уникальный!
Напомним, целью проекта "Двигатель ПД-14 для самолета МС-21" — было создание семейства коммерческих двигателей для ближнее- и среднемагистральных самолетов. Сверхзадачей же проекта была цель в кратчайший период устранить технологическое отставание России в газотурбинном двигателестроении. С учетом агрессивной экспансии на российский рынок авиатехники иностранного производства новый двигатель должен был не только превосходить перспективные зарубежные аналоги по своим техническим характеристикам, но и обеспечивать конкурентоспособность новых российских лайнеров по экономичности, экологическим характеристикам, стоимости летного часа. А для серийного производителя — приемлемую себестоимость изготовления. Учитывая технологическое отставание авиапрома от мирового уровня первого десятилетия 2000-х годов, задача была сверхсложной!
И всё-таки мы с ней справились!
Двигатель уникален по свои характеристикам и технологическим решениям.
Ключевой элемент двигателя — газогенератор — самый сложный и высоконапряженный узел двигателя, определяющий его конкурентоспособность и стоимость изготовления. Материалы, технологии проектирования, испытаний, доводки и производства газогенератора не могут быть импортированы из-за рубежа и всегда являются охраняемым ноу-хау страны, тайной за семью печатями, так как существенным образом определяют место государства в мировой табели о рангах (именно поэтому производство горячей части двигателя SAM146 сосредоточено во Франции)
Кроме того, унификация данного узла позволит обеспечить его массовое изготовление для производства двигателей разного применения и значительно сократить себестоимость каждой из будущих модификаций.
Использование полимерных композиционных материалов позволило внедрить современные технологии шумоглушения и снизить массу двигателя. Доля композиционных материалов в конструкции мотогондолы достигает 60–70 процентов. Всего в двигателе используется порядка двадцати наименований новых материалов.
Выделены 16 ключевых технологий, которые обеспечивают качество изготовления и высокую эффективность производства двигателей. Данные технологии, к сожалению, отсутствовали в двигателестроении РФ. Сегодня предприятия, участвующие в реализации проекта, успешно осваивают и внедряют эти технологии, что само по себе является большим шагом вперед для инновационного развития страны и создания в России наукоемких рабочих мест.
Значение появления ПД-14 переоценить невозможно — это действительно огромный шаг вперед на пути возвращения России в статус мирового авиапроизводителя. Это прекрасно понимают профессионалы-авиастроители, мнение которых в целом удалось выразить писателю, выпускнику МГТУ им. Н.Э. Баумана Дмитрию Конаныхину:
"Создание такого двигателя означает, что государство успешно решило:
— проблему шестикоординатных прецизионных станков, которая была абсолютной проблемой для сверхмогучего СССР;
— проблему переноса монокристаллической технологии в масштабы крупносерийного гражданского производства;
— проблему математического моделирования и проектирования (всю САПР-технологию);
— проблему стендового хозяйства, что на порядок сложнее просто движка;
— проблему материаловедческого проектирования и локализации — по всей ресурсно-технологической цепочке;
— реанимацию инженерных школ по всей кооперации;
— реанимацию технической разведки в связке с СВР;
— реанимацию патентной защиты против зонтичных технологий передовых стран.
Думаю, куча открытых и закрытых указов о награждении самыми высокими госнаградами воспоследует".
Завершил свое видение ситуации Конаныхин так: "Этот проект по сложности и важности равен Бомбе, Гагарину и собственному процессору".
Фото Виталия Кузьмина