На этой неделе экспертное сообщество активно обсуждало две авиационных новости.
Первая — это информация, озвученная вице-премьером Дмитрием Рогозиным, о вероятном восстановлении производства единственного на данный момент российского широкофюзеляжного самолёта семейства Ил-96.
В начале 90-х Ил-96-300 был одним из самых современных лайнеров, и Россия собиралась нарастить их производство. Принятой в 1992 году государственной Программой развития авиационной техники до 2000 года для отечественных авиакомпаний планировалось построить 145 самолётов Ил-96-300 и 530 самолётов Ту-204 различных модификаций. Фактически это количество полностью обновляло самолётный парк России. Но очень скоро программа стала стремительно усыхать. Миллиарды, выделенные на обновление авиапарка, были попросту разворованы, заказов не было, заводы перешли на штучное производство, а затем и просто стали останавливаться. Технологические цепочки распадались. Смежные производства также стали останавливаться, а многие вообще прекратили своё существование. С огромным трудом в 1998 году был "пробит" опцион на 20 только-только сертифицированной модификации Ил-96М. Но тут грянул дефолт и похоронил эту программу. С этого времени сборка Ил-96-300 осуществлялась только по заказу различных силовых структур и администрации президента. За десять лет было построено шесть кораблей — три самолёта заказала администрация президента, ещё три заказала Куба.
11 августа 2009 года глава Минпромторга Виктор Христенко принял решение о снятии Ил-96-300 с производства "как бесперспективного", похоронив проект. Всего за эти годы было построено 28 лайнеров Ил-96-300. Шесть последних Ил-96-300 были в апреле 2014 года выведены компанией "Аэрофлот" из эксплуатации и поставлены на стоянку "отстоя".
И вот теперь в правительстве вновь заговорили о восстановлении производства Ил-96. Насколько это реально? Большинство экспертов скептически отнеслись к этой информации. К сожалению, последняя модернизация Ил-96-400 поднялась в небо почти 18 лет назад, За эти годы самолёт просто устарел и не может конкурировать с новинками рынка от компаний "Аэробус" и "Боинг". Без глубокой модернизации самолёт не имеет перспектив, а модернизация по своей стоимости сделает самолёт несоизмеримо дорогим при строительстве небольшой серии.
Более реальной выглядит информация о заказе Министерством обороны специальной версии самолёта Ил-96 в варианте танкера-заправщика. Как сообщило 6 января 2015 года управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны заключило контракт с ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" на постройку 2 самолётов-топливозаправщиков Ил-96-400ТЗ. Новый самолет-топливозаправщик Ил-96-400ТЗ будет способен передать свыше 65 тонн (на Ил-78М 40 тонн) топлива на удалении до 3,5 тыс. км. (на Ил-78М 3 тыс. км.).
Второй авиационной новостью стала информация о том, что весной 2016 года свой первый полёт должен совершить новейший российский среднемагистральный пассажирский самолет, получивший название МС-21.
Правда, при более внимательном рассмотрении выясняется, что основой для него стал проект 242 пассажирского самолёта ОКБ Яковлева, разработанный ещё в 1993 году, который в свою очередь представляет глубокую модернизацию самолёта Як-42. По своим характеристикам Як-242 должен был занять промежуточное положение между ближнемагистральными и среднемагистральными пассажирскими самолётами и выпускаться в грузопассажирском и грузовом вариантах, помимо базового пассажирского. В конце 90-х из-за финансовых трудностей проектные работы по нему были прекращены.
В 2010 году работы по проекту были возобновлены, но уже в рамках объединённого проекта российской авиастроительной корпорацией "Иркут" и конструкторского бюро им. Яковлева. Конструкция МС-21 призвана обеспечить более высокую экономическую эффективность за счет широкого применения современных технологий: композиционных материалов и перспективных металлических сплавов, бортовых систем и двигателей нового поколения. МС-21 предназначен для массовых перевозок на воздушных линиях, где сегодня доминируют самолеты Airbus A320 и Boeing 737.
Семейство самолетов МС-21 будет состоять из трех моделей с разной длиной фюзеляжа: МС-21-200 вместимостью 150 пассажиров в стандартной одноклассной компоновке, МС-21-300 (181 пассажир) и МС-21-400 (212 пассажиров).
Информация о первом испытательном полёте была ободрительно встречена экспертным сообществом, так как сроки разработки и постройки постоянно сдвигались вправо. По первоначальным планам самолет МС-21 должен был подняться в небо ещё в 2014 г., а коммерческая эксплуатация должна была начаться в 2016 г. Сегодня говорится о том, что серийное производство МС-21 начнется в 2020 году. Несмотря на такую затяжку, в ОАО "Иркут" не теряют оптимизма. Летом 2013 года вице-президент компании по маркетингу и продажам Кирилл Будаев заявлял, что "Иркут" рассчитывает выпустить примерно 1080 самолетов МС-21 до 2035 года.
У МС-21 есть все возможности установить новый мировой рекорд по времени от начала разработки до начала эксплуатации — 27 лет! Для сравнения, от начала разработки Ту-154, на смену которому должен прийти МС-21, до начала его регулярных полётов прошло девять лет!