Главная военная прокуратура Украины опубликовала список украинских военнослужащих и милиционеров, погибших в котле под Иловайском в прошлом году. В списке, представленном главным прокурором Украины Анатолием Матиосом, 209 фамилий и ещё 157 строк, обозначенных термином "Невідомий труп" (неизвестный труп).
Общие потери ГВП Украины оценила, соответственно, в 366 человек, что явно разнится с данными так называемых украинских полевых командиров. Так, в сентябре прошлого года — после разгрома украинских силовиков под Иловайском ополчением ЛДНР — небезызвестный Семён Семенченко заявил, что в котле погибли не менее тысячи украинских силовиков, более 2 тысяч получили ранения, сотни числятся пропавшими без вести. При этом остаётся непонятным: попали или нет в этот список представители националистических "добровольческих" формирований, которые не захотели в своё время подчиниться ни Минобороны Украины, ни МВД, и погибли в августе-сентябре прошлого года.
Напомню, в августовских боях 2014 года были разгромлены основные силы ВСУ, ведущие наступление на добровольческие формирования Донецкой народной республики. В котле под Иловайском оказалась крупная группировка украинских войск, которая в последовавших за тем боях была полностью разгромлена и потеряла большую часть техники и вооружения. Это настолько деморализовало ВСУ, что потребовалось почти два месяца на восстановление дисциплины и управляемости разгромленных частей и соединений. Торопливо подписанное тогда же перемирие, получившее название "Минских соглашений", фактически спасло украинскую армию от полного разгрома, а Украину — от распада.
Сегодня, спустя год после тех событий, очевидно, что тогда был упущен уникальный шанс завершить гражданскую войну на Украине. Не останови тогда ДНР под нажимом России наступление — за считанные дни можно было выйти не только на административные границы Украины, но и существенно продвинуться на основных стратегических направлениях. Как-либо помешать этому ни Украина, ни её покровители и союзники были не в состоянии. Вместо этого Москва, поддавшись давлению Франции с Германией, подписала "Минские соглашения" и остановила наступление республиканских армий. Очень скоро выяснилось, что "Минские соглашения" оказались фикцией. Украина просто стремилась выиграть время для восстановления боеспособности ВСУ, перевооружения и накопления материальных запасов для следующего этапа, начавшегося в январе 2015 года под Дебальцево. При этом надежды на то, что остановка военных действий изменит позицию США и их союзников в Европе и смягчит режим санкций, не оправдались. Наоборот, после Иловайска режим санкций был лишь усилен, и США демонстративно приняли Киев под свой протекторат. Началась усиленная накачка ВСУ инструкторами США и НАТО, поставки Украине вооружения, техники и амуниции. Уже в январе армии республик Новороссии столкнулись с качественно другим противником: стойким, обученным и жаждущим реванша за Иловайск. Потребовалось полное напряжение всех сил, чтобы снова разгромить ВСУ, но цена этого разгрома была уже несоизмерима с Иловайском…
Сегодня ситуация на востоке Украины вновь балансирует на грани войны. И Россия должна, наконец, сделать правильные выводы из своего стратегического поражения, которым обернулась блестящая военная победа ополчения год назад под Иловайском.