Сегодня, спустя пятнадцать лет после гибели атомной подводной лодки "Курск", мало кто в России уверен в том, что тайна гибели лодки раскрыта в ходе официального следствия. В выводы следствия не верят специалисты, не верят близкие, не верят юристы. И, несмотря на многочисленные заявления следственной группы и давно уже закрытое уголовное дело, главные вопросы о причинах гибели "Курска" остаются всё так же без ответа.
И до сих пор не получила сколь-нибудь внятного опровержения, самая вероятная и наиболее логичная версия столкновения АПЛ "Курск" с иностранной подводной лодкой.
Напомним, что, катастрофа произошла вследствие детонации части боевого запаса в первом торпедном отсеке лодки, что повлекло обширное разрушение прочного корпуса в районе первого и второго отсеков, нарушение герметичности переборок третьего и четвертого отсеков, что привело к быстрому — в течение 110-120 секунд — затоплению лодки и гибели экипажа.
Анализируя причины, которые могли бы повлечь такой взрыв, можно в качестве основных назвать несколько:
— Детонация боезапаса (ракеты, торпеды закрепленных на специализированных стелажах или устройствах быстрого перезаряжения) при механическом воздействии. Например, срыв изделия с мест крепления при мощном динамическом ударе корабля о твердую поверхность на скорости 40 км/час. В тех условиях это могло быть столкновение с дном, спровоцированное потерей лодкой плавучести вследствие ошибки управления или быстрого затопления носовых отсеков.
— Детонация части боезапаса (ракеты, торпеды) при взрывном воздействии. Таковым могло быть прямое поражение корпуса АПРК боевой ракетой или торпедой в районе первого отсека с последующим воздействием ударной волны на одну или несколько боевых частей, закрепленных на стеллажах вдоль борта.
— Подрыв одной из боевых частей накладным зарядом, эквивалентным 200-300 граммов тротила.
— Детонация на борту АПРК свободного водорода, вследствие утечки его из аккумуляторных батарей, пожар и, как следствие, детонация части боекомплекта.
Имеющиеся в распоряжении специалистов ВМФ записи гидроакустических проборов указывают на то, что в районе гибели АПРК "Курск" было зафиксировано три взрыва. Первый — в 7.30 утра 12 августа малой мощности — до 300 граммов взрывчатого вещества (ВВ) в тротиловом эквиваленте, второй через 145 секунд большой мощности — до 1700 кг ВВ в тротиловом эквиваленте. Третий — через 45 минут 18 секунд. Малой мощности — до 400 граммов в тротиловом эквиваленте.
Первый и второй идентифицируются с местом обнаружения АПРК "Курск" с круговым вероятным отклонением 150 метров. Третий был зафиксирован примерно в 700-1000 м от точки, где находится АПРК "Курск".
Также акустические приборы зафиксировали между первым и вторым взрывом сильный шум, который можно идентифицировать как шум проникающей в прочный корпус воды.
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что версия о поражении АПРК "Курск" боевым изделием, взрывом водорода или минно-взрывным способом представляется не имеющей в данный момент достаточных доказательств. Так как в этом случае необъясним временной промежуток между двумя первыми взрывами.
Версия столкновения АПРК "Курск" с подводным объектом выглядит наиболее вероятной.
Сегодня уже точно установлено, что в районе проведения учений Северного флота, с 7 по 12 августа находились две АПЛ США. Одна из них класса "Лос-Анджелес", другая, предположительно, класса "Си Вулф". Также действовал корабль разведки ВМС Норвегии "Марьята", до пяти разведывательных самолетов "Орион".
В течении нескольких часов после катастрофы АПРК "Курск" разведывательная активность указанных средств была резко свёрнута, что является нехарактерным для действий ВМФ НАТО в подобных ситуациях, которые обычно стараются в этих условиях собрать как можно более подробную информацию. Вместо этого корабли НАТО были выведены из района учений и оттянуты к базам в Норвегии, а самолёты "Орион" прекратили облёт района учений.
Фактически сразу после катастрофы АПРК "Курск" прекращается поступление какой-либо информации о лодках США, действовавших в этом районе.
Лодка проекта "Лос-Анджелес" выводится на норвежскую базу — якобы для замены экипажа. Местонахождение второй субмарины класса "Си Вулф" в течении шести месяцев после аварии установить не удалось до сих пор. Фактически данные о ней отсутствуют с момента начала поисковой операции.
Расчеты показывают, что прочностные характеристики, а также конструкционные особенности некоторых типов АПЛ США допускают варианты, при которых, в случае столкновения на встречных курсах при небольшом угле атаки к оси поражаемой лодки, полученные при таких ударах повреждения не приводят к катастрофическим последствиям для таранившей АПЛ.
// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e