Сообщество «Новороссия» 00:00 6 августа 2015

Генштаб газеты "Завтра"

В России создан новый вид Вооруженных сил — Воздушно-космические силы (ВКС). Об этом на селекторном совещании в Министерстве обороны заявил министр обороны Сергей Шойгу. Он отметил, что войска уже приступили к выполнению поставленных задач в соответствии с указом президента. ВКС сформировали в результате объединения созданных в 2011 г. войск Воздушно-космической обороны (ВКО) и ВВС России. В состав ВКО в 2011 г. были включены космические войска и часть войск ПВО, входящих с середины 1990-х гг. в состав ВВС.

В России создан новый вид Вооруженных сил — Воздушно-космические силы (ВКС). Об этом на селекторном совещании в Министерстве обороны заявил министр обороны Сергей Шойгу. Он отметил, что войска уже приступили к выполнению поставленных задач в соответствии с указом президента. ВКС сформировали в результате объединения созданных в 2011 г. войск Воздушно-космической обороны (ВКО) и ВВС России. В состав ВКО в 2011 г. были включены космические войска и часть войск ПВО, входящих с середины 1990-х гг. в состав ВВС. Новый вид российских вооруженных сил приступил к выполнению задач с 1 августа, главкомом ВКС указом президента назначен главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев, бывший командующий космическими войсками генерал-лейтенант Александр Головко получил должность заместителя главкома ВКС. Под единым руководством объединили авиацию, войска противовоздушной и противоракетной обороны, а также космические силы. По словам министра обороны, перемены связаны со смещением центра тяжести вооруженной борьбы и являются оптимальным вариантом совершенствования системы воздушно-космической обороны. "Это обусловлено смещением центра тяжести вооруженной борьбы в воздушно-космическую сферу, а также необходимостью сосредоточить в одних руках всю ответственность за военно-техническую политику по развитию войск, решающих задачи в воздушно-космической сфере. Во-вторых, за счет более тесной интеграции предстоит повысить эффективность их применения. В-третьих, обеспечить поступательное развитие системы воздушно-космической обороны страны", — сообщил министр обороны Сергей Шойгу.

Надо отметить, что за последние двадцать лет это уже третья реорганизация ВВС и ВКО. Ранее, в 1998 году, были сведены воедино ВВС и войска ПВО. Затем настала очередь реформирования космической компоненты российских Вооруженных сил, куда входили стартовые расчеты на космодромах, наземные и космические системы предупреждения о ракетном нападении, ЦУПы, отвечающие за управление военными спутниками и контроль космического пространства. До 2001 г. они входили в состав Ракетных войск стратегического назначения, затем стали самостоятельным родом войск, а с 2011 г. были включены в состав вновь созданных войск ВКО. И вот теперь принято решение объединить эти структуры ВВС и ВКО в один вид — ВКС. Новый вид Вооруженных сил станет самым крупным в финансовом отношении заказчиком вооружений. В 10-летней госпрограмме вооружений до 2020 г. (её объем — более 19 трлн. руб.) на ВВС, по данным Центра анализа стратегий и технологий, приходится 4,7 трлн рублей, а на ВКО — 3,4 трлн., т. е. на новый вид Вооруженных сил придется 8,1 трлн. рублей, или 41% всех затрат. При этом доля Сухопутных войск и ВДВ составляет лишь 2,6 трлн. рублей (15%), флота — 5 трлн. (25%), а РВСН — 1 трлн. (5%).

Такое слияние порождает множество вопросов. И первый из них — насколько эффективным будет новый вид Вооруженных сил? Вопрос далеко не праздный. ВКС — это фактически "квази"-вид Вооружённых сил, объединяющий фактически все так или иначе имеющие отношение к воздушному и космическому пространству войска и системы. Ещё десять лет назад эффективное функционирование такого вида было бы невозможно в силу технологической неготовности подобного объединения. Ведь мало подписать указ и назначить главкома — важно обеспечить и отладить взаимодействие этих систем, обмен информацией между ними на всех уровнях управления, гибкость и быстроту принимаемых решений, в том числе — в боевых условиях. Ведь временные нормативы по мере удаления от поверхности земли непрерывно сокращаются. И, если в достратосферном "объёме", в запасе расчётов ЗРК и экипажей истребителей находятся десятки минут, то над стратосферой и в околоземном пространстве счёт идёт уже на считанные минуты, если не десятки секунд. Сегодня имеющиеся в нашем распоряжении технологии уже позволяют совмещать такие, почти несовместимые раньше, среды и обрабатывать огромные объёмы информации. Но предстоит ещё огромная работа по формированию нового вида Вооружённых сил. И нужно отдавать себе отчёт, что иного пути у нас нет. Очевидно, что война всё больше уходит в воздушное и космическое пространство и тот, кто контролирует небо и космос, будет диктовать свою волю всем остальным.

1.0x