Юрий Андропов. За и против. Дорисованный портрет. — М. : Наше Завтра, 2023. — 336 с.
Этот сборник работ восьми авторов (составитель — Арсений Замостьянов) представляет собой первую часть издательского проекта, посвящённого фигуре Юрия Владимировича Андропова (2 (15) июня 1914 — 9 февраля 1984) — человека, который после кончины Брежнева ненадолго возглавил правящую Компартию Советского Союза и сам Советский Союз как государство, но, будучи председателем КГБ СССР, во многом определял их бытие уже с середины 1960-х. В книге представлены различные и даже противоречащие друг другу версии "феномена Андропова", основанные на широком подборе материалов 1930–1980-х годов. Как отмечено в открывающей сборник статье известного историка Евгения Спицына: "В историографии существуют противоположные оценки деяний Ю.В. Андропова на посту лидера страны. Часть либералов, например А.С. Черняев, именуют его твердолобым партийным консерватором и фундаменталистом, который, искусно прикрываясь "либеральной фразой", по своей внутренней сути был ортодоксальным марксистом и собирался провести лишь "косметический ремонт одряхлевшей советской системы", совершенно не затрагивая её социалистического базиса и коммунистической тоталитарной надстройки. Другие либералы, многие из которых входили в ближний круг генсека, например те же Г.А. Арбатов и Ф.М. Бурлацкий, всячески уверяют, что Ю.В. Андропов был настоящим "либерал-реформатором", который, опираясь на китайский опыт реформ Дэн Сяопина, собирался сначала провести рыночные экономические реформы, а затем с тех же либеральных позиций преобразовать однопартийный политический режим в стране. Аналогичных оценок, но, конечно же, с остро критических позиций придерживаются их многие идейные оппоненты, например И.Я. Фроянов и С.Г. Кара-Мурза, которые прямо говорят о том, что именно Ю.В. Андропов стал крёстным отцом горбачёвской перестройки, которая привела к гибели и советский общественный строй, и сам Советский Союз". Кстати, независимо от вектора субъективных желаний и усилий Юрия Владимировича, в истории реализовался всё-таки последний из приведённых Евгением Спицыным вариантов. У него, конечно, остаётся множество дальнейших ответвлений, но ни 1991-й, ни 1993-й они не смогут ни отменить, ни перечеркнуть. "Даже боги не могут сделать бывшее небывшим", но изменить всеобщую память о бывшем, переосмыслить его — вполне возможно.
Если рассматривать структуру данного сборника как единого и целостного художественного произведения, то его с полным основанием можно отнести к роду драмы, причём самого сложного её жанра — трагикомедии. Работы авторов выстроены в классической для этого жанра сюжетной последовательности. За экспозицией следует завязка: "Андропов — предатель и разрушитель коммунистической идеи и Советского Союза", которая продолжается антитезой: "Андропов — герой, который стремился спасти коммунистическую идею и Советский Союз в конкретных исторических условиях", а финалом драмы оказывается комическое: дней минувших анекдот об одном из главных персонажей "застойного" предперестроечного времени рассказан, эта страница со всеми её коллизиями и спорами по их поводу перевёрнута, жизнь продолжается. В итоге драма, связанная с "феноменом Андропова", получает в сборнике отчётливо постмодернистский характер, и каждый читатель имеет возможность выбрать нужный или хотя бы приемлемый вариант "правды для себя". Какой из этих вариантов сумеет прорасти в будущее — вопрос пока открытый. Но выбор здесь есть, и он, как показывает данный сборник, носит уже вполне определённый характер.
"Ему суждено было править страной менее 1,5 лет — с 12 ноября 1982 по 9 февраля 1984 года. Но тем не менее он превратился в одного из самых мифологизированных руководителей в советской истории. В оценке деятельности Андропова на посту Генерального секретаря существуют серьёзные расхождения как у современников, так и у историков…"
Евгений СПИЦЫН, историк. Вопреки распространённой точке зрения, Ю.В. Андропов не был профессиональным чекистом и с младых ногтей сразу связал свою карьеру исключительно с комсомольско-партийной линией. Вершиной этой карьеры до его прихода в КГБ стала должность секретаря ЦК, отвечающего за связи с правящими компартиями социалистических стран, которую он занял ещё при Н.С. Хрущёве в конце ноября 1962 года. Именно с этой должности он и пересел в кресло шефа "тайной полиции" в мае 1967 года…
Как свидетельствуют многие мемуаристы, к тому времени Ю.В. Андропов уже имел "своих людей" во всех властных структурах: в центральном чекистском аппарате, идеологических структурах партии, академических институтах и даже в диссидентском движении. Именно им, ещё в бытность секретарём ЦК по работе с соцстранами, была выпестована целая когорта будущих "прорабов" перестройки, коих сам Л.И. Брежнев иронично называл "мои социал-демократы", видимо, подчёркивая этим их фактический "небольшевизм" в ключевых вопросах идеологии и политики. Как утверждает Ф.М. Бурлацкий, именно ему Ю.В. Андропов и "поручил создать и возглавить группу консультантов-советников", которые занялись бы вопросами реформ "в странах социализма, прежде всего внутри СССР". По его же заверениям, в эту узкую группу тогда "вошли известные ныне учёные и публицисты", в частности Г.Х. Шахназаров, А.Е. Бовин, Г.А. Арбатов, О.Т. Богомолов, Л.П. Делюсин, В.С. Петренко и М.Л. Титаренко, которых Ю.В. Андропов называл "аристократами духа". Хотя ряд членов данной группы больше предпочитали величать себя "внутрипартийными диссидентами" и даже признавались в том, что идеями реформизма в духе еврокоммунизма они "заразились" ещё в хрущёвские времена, находясь на стажировке в редакции журнала "Проблемы мира и социализма"…
Именно академик Г.А. Арбатов, которого ещё в конце 1950-х годов заприметил сам О.В. Куусинен, через своих "старых друзей", прежде всего американских (Г. Киссинджера, А. Гарримана, Д. Рокфеллера и Дж. Буша), стал активно культивировать в западной прессе образ Андропова-либерала, способного найти общий язык с Западом…
Как утверждал бывший американский посол в Москве Джек Мэтлок, к моменту смерти Ю.В. Андропова под его патронажем было подготовлено "около 120 исследований", которые "и составили основу программы ограниченных реформ, явленную миру на апрельском Пленуме (ЦК КПСС. — Ред.) в 1985 году"…
Об андроповском проекте радикальной реформы всей советской системы довольно давно сложены целые легенды, поскольку многие свидетели его истинных замыслов либо уже умерли, либо до сих пор молчат, либо говорят полунамёками…
Генерал Ф.Д. Бобков, который в январе 1983 года был назначен заместителем главы КГБ СССР, прямо пишет о том, что у его бывшего шефа существовал реальный план экономических реформ на началах "конвергенции" и "интеграции" советской экономики в буржуазную западную систему на "выгодных для нас условиях"…
Матвей ПОЛЫНОВ, историк. Эволюция экономических взглядов Андропова развивалась в направлении признания многоукладности экономики. Именно в этом направлении работал "экономический блок" ЦК КПСС. В 2008 году Н.И. Рыжков вспоминал: "Нам было предложено (Андроповым. — М.П.) подготовить проект перехода к многоукладной рыночной экономике, который предполагал создание рядом с государственным частного сектора…"
Новации в экономической политике выразились в том, что ЦК КПСС санкционировал переход к широкомасштабному экономическому эксперименту. С 1 января 1984 года на новые условия работы переводились предприятия тяжёлого и транспортного машиностроения, а также электротехнической промышленности СССР, министерства пищевой (Украины), лёгкой (Белоруссии) и местной (Литвы) промышленности. На предприятиях этих министерств вводились частичный хозрасчёт, определённая самостоятельность предприятий и объединений в формировании планов, ограниченное число контрольных показателей. В целом по промышленности на условиях эксперимента стало работать 732 производственных объединения…
Можно сделать вывод, что при Андропове происходило осознание необходимости реформирования экономики и осуществлялась достаточно энергичная работа в этом направлении. Он отдавал предпочтение либеральным подходам в разработке будущей экономической реформы. Однако то, что было сделано в этой области при нём, не позволяет говорить о разработанной программе экономических преобразований…
Задумывался ли Андропов о своём преемнике? На этот вопрос можно ответить вполне определённо: к власти он продвигал Горбачёва. Но расстановку сил в Политбюро Андропов радикально изменить не успел, и поэтому он не мог не понимать, что после его смерти его протеже генсеком пока стать не сможет…
Фёдор РАЗЗАКОВ, писатель. Биография Юрия Андропова считается одной из самых туманных и противоречивых. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, Андропов был евреем, а эта тема (влияние евреев на советскую систему) всегда была глубоко законспирирована, причём не только в советские годы, но и сейчас, поскольку это влияние никуда не делось. Во-вторых, Андропов в последние десятилетия своей работы в ЦК КПСС и КГБ был связан со спецслужбами, и это способствовало тому, что факты его биографии были законспирированы от широкой общественности. Поэтому историки, которые изучают биографию этого человека, вынуждены работать "впотьмах", пытаясь понять суть его характера и логику его поступков…
18 мая с поста председателя КГБ был снят Семичастный, которого обвинили в побеге С. Аллилуевой. Вместо него главой КГБ стал Юрий Андропов… Кандидатура еврея ("шабатника") Андропова устраивала все соперничающие группировки — русскую, украинскую и "глубинников" ("Глубинный КГБ"). Ведь на носу была договорная арабо-израильская война (5–10 июня 1967-го), в которой "Шабату" отводилась роль одного из главных переговорщиков. Поэтому Андропов здесь был более чем к месту. Кстати, и в состав Политбюро он войдёт в апреле 1973 года накануне другого арабо-израильской конфликта — войны "Судного дня"…
Тогда ещё мало кто мог предположить, что "Глубинный КГБ" сумеет постепенно перетянуть Андропова на свою сторону и сделать его не столько проводником решений партаппарата, сколько проводником своих решений и идей. В итоге генеральным секретарём ЦК КПСС Андропов станет не по воле партаппарата, а по воле чекистов, представлявших уже не только "Глубинный КГБ" (значительно поредевший к 1982 году), но и молодую поросль чекистов, выпестованных всё теми же "глубинниками"…
Александр КОЛПАКИДИ, писатель. Он стал легендой Кремля и Лубянки. Это неудивительно: во многом и судьба Юрия Андропова, и его роль в истории страны уникальны. Напомним, что Андропов был руководителем КГБ с 18 мая 1967 по 26 мая 1982 года, то есть 15 лет, а после этого почти 2 года — вторым и первым человеком в государстве. Реально он (в значительной степени) руководил СССР при больном Брежневе, прикрываясь авторитетом Громыко и Устинова, примерно с 1975 года…
Мог ли СССР развалиться сам в силу неразрешимых противоречий экономической модели, национализма и пороков системы управления или подрывных действий иностранных разведок ЦРУ, МИ-6, Моссад, БНД? Нет… СССР — первое государство, которое погибло от рака, каковым был невероятно разросшийся КГБ, или — от ВИЧ (СПИДа), когда иммунная система, которой и был КГБ, разрушает организм вместо защиты…
По существу, повторилась ситуация со свержением монгольской династии Юань и приходом к власти крестьянина Чжу Юаньчжана, основавшего династию Мин. Первое поколение учитывало интересы народных масс, последующие были обычными феодалами. Так же произошло и в России. Первое поколение революционеров (Ленин и Сталин) действовали в интересах народного большинства из идеологических убеждений, последующие руководители всё более преследовали групповые интересы номенклатуры, пока не дошли до прямого предательства в лице Андропова и Горбачёва…
Валентин МЗАРЕУЛОВ, писатель. Андропов считается родоначальником новой линии в работе КГБ — идеологической контрразведки. Одним из первых широко известных его шагов на посту председателя стало создание 5-го управления (в диссидентской трактовке обычно с придыханием добавляют "печально знаменитого") в центре и 5-й линии в территориальных органах, то есть 5-х управлений, служб и отделов республиканских, краевых и областных КГБ–УКГБ и 5-х отделений городских и районных отделов…
Основной упор новый председатель делал не на подавление внутренней критики советского строя самой по себе, а на борьбу с попытками внешнего и внутреннего врага использовать эту критику в разрушительных целях. Соответственно, появляется и термин "борьба с идеологической диверсией" вместо абстрактной "борьбы с антисоветчиной" или использовавшегося в сталинскую эпоху понятия "секретно-политическое управление"…
Вне поля зрения 5-го управления (и всего КГБ) оставались властные структуры — этот системный порок послевоенного СССР хорошо известен и без изучения функций отделов. Это не только позволяло цвести коррупции (при всём вреде, который она причиняла экономике, это полбеды), но и оставляло без внимания важнейший элемент американской психологической войны, который не так ярко проявился в Венгрии, зато хорошо известен нам по другим аналогичным акциям в XX и XXI веках — создание "пятой колонны" среди элит…
Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ, писатель. Слухи, которые касались Андропова, как правило, были связаны с его интеллектуальным своеобразием. Рассказывали, что он в совершенстве знает английский язык и читал в оригинале антиутопии Джорджа Оруэлла, что недурно играет на фортепьяно, любит американский джаз, собрал неплохую коллекцию пластинок и в 1970-е способствовал гастролям в СССР нескольких американских мэтров этого ещё недавно запрещённого в нашей стране жанра. С джазом связан и, пожалуй, самый курьёзный конспирологический слух об Андропове: что он не кто иной, как спасшийся Глен Миллер, который, оказывается, был советским разведчиком и после инсценировки собственной гибели в 1944 году вернулся в Москву. Внешнее сходство между автором музыки к знаменитой "Серенаде Солнечной долины" и Андроповым действительно просматривается…
Андропов осознавал, что репутацию спецслужбы во многом определяют писатели и кинематографисты, создающие книги и фильмы для массового читателя и зрителя. Он возглавил Лубянку в мае 1967 года, накануне двух больших праздников — 50-летия Октября и 50-летия образования ВЧК. Лучший подарок к юбилею — хороший фильм. Поэтому он нашёл время, чтобы помочь съёмкам и выходу на экраны сразу двух знаковых многосерийных фильмов. Первый — "Адъютант его превосходительства" — рассказывал о противостоянии разведок в годы Гражданской войны. Там впервые проявились новые черты советского шпионского детектива: показывать умных врагов, трудная победа над которыми особенно почётна. Второй — "Операция "Трест" — посвящён борьбе молодой советской разведки с зарубежными белогвардейскими организациями… Авторы фильма подчёркивали, что современные "рыцари госбезопасности" — наследники лучших традиций первых чекистов, а не тех, кто скомпрометировал себя в годы "необоснованных репрессий"…
Самым энергичным "компаньоном" Лубянки стал в андроповские времена Юлиан Семёнов — советский маэстро политического детектива. Он в первом же разговоре попросил у председателя КГБ доступ к архивам. Андропов, если верить воспоминаниям писателя, ответил: "Ну зачем вам носить в голове государственные секреты? Вы сепаратны, живёте сами по себе, связывают с семьёй вас только дети, вы любите застолья, много путешествуете… Зачем архивы? Вам достаточно воображения и того, что вы читаете по-английски, испански, немецки". И тут же, походя, предложил Семёнову написать роман о советском нелегале, работавшем в Берлине в 1945 году. Так возникла идея "Семнадцати мгновений весны" — романа, ставшего фильмом, который вошёл в классику жанра… Главный герой романа и сериала — Штирлиц-Исаев — стал самым узнаваемым и уважаемым в народе символом советской разведки: настоящий рыцарь без страха и упрёка, аналитик и солдат невидимого фронта….
На собственные сбережения он (Андропов. — Ред.) купил 24-ю "Волгу" — это было самое крупное приобретение политика. Другим автомобилем для себя лично или для семьи он так и не обзавёлся. Хотя, разумеется, не отказывался от служебного "ЗИЛа" — со сменными номерами для конспирации… По существу, он был одним из немногих представителей высшей номенклатуры, которым хватало того, что он официально получал от государства: квартира и дача, заполненные стандартной мебелью с инвентарными номерками, зарплата не больше тысячи рублей со всеми "бонусами". На образ жизни заморских бизнесменов или таких сэвовских союзников, как югославский жизнелюб Иосип Броз Тито, он не равнялся, считая образцом партийности личную скромность…
Андрей ВЕДЯЕВ, писатель. Смерть Юрия Владимировича Андропова в самом расцвете карьеры, в 69-летнем возрасте также вызывает немало вопросов, особенно если рассматривать её как звено в загадочной цепи смертей ключевых фигур советского руководства в начале 1980-х годов. Среди них Пётр Миронович Машеров, Семён Кузьмич Цвигун, Михаил Андреевич Суслов, Леонид Ильич Брежнев, Дмитрий Фёдорович Устинов, Константин Устинович Черненко и все наиболее сильные министры обороны соцстран. И всё это на фоне провозглашённого администрацией США "крестового похода" против коммунизма, поддержанного папой римским и выразившегося в дестабилизации обстановки в Польше, активизации деятельности американских спецслужб в Афганистане и размещении американских ядерных ракет в Европе…
Чрезвычайный и полномочный посол СССР в Венгерской Народной Республике Юрий Владимирович Андропов, находившийся в Венгрии с 1953 года и имевший опыт партизанской войны, был иного мнения: "Что, оставим народную власть, коммунистов и патриотов на растерзание?" Лащенко ответил, что пусть они сами защищают себя и свою власть. Мы не должны за них воевать. Кто желает, пусть уходит с нами. "Советские войска уйдут, — сказал Андропов, — а завтра здесь будут США и их союзники. Надо разгромить в Будапеште вооружённые отряды мятежников, и всё здесь успокоится…"
Андропов видел не на фотографиях, а своими глазами повешенных на деревьях и телеграфных столбах коммунистов и работников органов госбезопасности Венгрии. Видел изувеченные тела людей, валявшиеся на мостовой, подвергавшиеся надругательствам и глумлению. Свидетелями жестоких казней стали жена и сын Юрия Владимировича. Есть версия, что сын Андропова был похищен мятежниками и освобождён бойцами советского спецназа под командованием Гейдара Алиева. Венгерские события сильно повлияли как на самого Андропова, так и на членов его семьи: супруга Татьяна Филипповна и сын Игорь так и не смогли оправиться от них до конца жизни…
Нет сомнения в том, что, находясь продолжительное время во главе КГБ, а затем возглавляя и всё Советское государство, Юрий Владимирович Андропов был одним из самых информированных людей в мире. Он получал сведения из самых разных надёжных источников, включая радиоперехваты и "прослушку" телефонных разговоров тех лиц, которые попали в сферу пристального внимания КГБ как в самом СССР, так и за рубежом. Если к этому добавить природный ум, высокую порядочность, исключительную тактичность Юрия Владимировича, с одной стороны, и его безграничную преданность своей Родине и идеалам социализма (не омрачённым кровавыми преступлениями и коррупцией) — с другой, то читатель немного поймёт, какими страшными дилеммами был озабочен этот человек. Ведь он, как никто другой, осознавал, откуда и какая опасность грозит самому существованию Советского Союза, социалистического содружества, понимал, что нужны глубокие, но не убийственно-шокирующие изменения в политике и экономике…
Владимир БАЗЫЛЕВ, писатель. По анекдотам, а они носили в основном серийный характер, вполне можно изучать историю СССР. Как и сама история, советский политический анекдот всегда был трагикомичен, а трагикомедия — один из интереснейших жанров.
Анекдот — это тоже память поколений и взгляд из глубины народного сознания. Вожди в СССР всегда, начиная со Сталина, подсознательно боялись анекдотов. Неизвестно, все ли они читали Ницше. Вряд ли. Но интуитивно понимали: если долго смотреть в бездну народную, то бездна тоже начнёт смотреть в тебя…
Анекдот — это целая история. Почему? Да потому, что он даёт исчерпывающую характеристику вождю, демонстрирует особенности того или иного политического лидера — внешность, образование… Анекдот — это непосредственная и неподдельная глубинная реакция народа на актуальные события жизни… Анекдот отражает особенности самосознания и самопрезентации граждан, показывает устойчивые модели поведения… Анекдот отражает как отношения, возникающие между политиками, так и отношение народа к ним… Конечно же, первоочередная цель анекдота — развеселить слушателя, вызвать смеховую реакцию, а не подорвать основы государственного строя…
При внимательном анализе всегда можно найти "красную нить", которая и составляет основу анекдотов. В нашем случае — про Андропова. "Есть ли культ личности Андропова?" — "Культ есть, а Андропова нет". "Что было положительного в правлении Андропова?" — "Кратковременность".
Этими двумя репликами можно обозначить основную особенность Андропова, его правление и отношение к нему народа…
двойной клик - редактировать изображение