Пользуясь результатами предыдущего исследования («Где находился стольный город Каракорум?»), вновь обратимся к «Книге о разнообразии мира» Марко Поло и выясним, в каком Китае он побывал. Оригинальная версия Рустичано «Книги» на старофранцузском языке дошла до нас только в одном списке — в рукописи, хранящейся в Парижской Национальной библиотеке. Издана она была впервые в 1824 г. Парижским географическим обществом. Именно это издание положено в основу первого полного русского перевода «Книги», сделанного Иваном Павловичем Минаевым, после смерти которого работу завершил Василий Владимирович Бартольд, который дополнил в примечаниях текст Рустичано по двум другим версиям (Потье и Рамузио) до конца всей работы. Причём, относительно примечаний географического и исторического характера он сделал важное замечание: «Я не располагал ни временем, ни специальными познаниями, необходимыми для доведения до конца в полном объеме работы, задуманной и только начатой покойным. Я ограничился только наиболее необходимыми объяснительными примечаниями, преимущественно извлеченными из трудов прежних комментаторов, особенно Юла».
Таким образом, этим замечанием Василий Владимирович позволил нам, не испытывая пиетета перед другими комментаторами («особенно Юла»), самим писать примечания географического и исторического характера. Воспользуемся этим разрешением.
Первое путешествие братьев Николая и Матвея начиналось так: «Пришли они в Солдадию и решили идти далее. …и прибыли к Барка-хану, что татарами владел и жил в Болгаре да в Сарае». Комментаторы, увидев названия городов, тут же отправили братьев на Волгу: в города Булгар и Сарай. Но, братья пребывали у Берки (Барки) в 1250 – 1251 годах, когда ещё был жив Бату - полновластный хозяин степи от Астрахани до Саратова (не далее!), который ни за что не позволил бы своему младшему брату, Берке, находиться ни в Булгаре, ни в Сарае, который, в свою очередь, будет построен только в 1254 году, когда Рубрук возвращался от Мангу-хана. Владения Берки (земли западного царя) располагались к югу от Железных Ворот (Дербента), в Закавказье и Персии, где мы и находим город Булкар (Bulqar - столица Ванской Булгарии, ныне пригород Нахичевани) на реке Аракс и Сарай (город в Турции к югу от Нахичевани, у границы с Ираном). О пребывании в ставке Берки на реке Аракс сообщает и Рубрук. Правда, издатель ошибочно указал не Берку, а Бату, и получилась несуразица: Рубрук уехал от Бату из Сарая и через 15 дней приехал к Бату в Дербент.
Через год началась междоусобная война Хулагу с Беркой и братьям пришлось спасаться: «Собрались, да и вышли из Болгара. Пошли они к городу, что был на границе земли западного царя и назывался Укака (Укокак (Ucocak) – город в Турции на правом берегу реки Тигр - авт.). Выйдя отсюда, переправились через реку Тигри (на левый, восточный, берег реки Тигр - авт.) и семнадцать дней шли пустынею. Не было тут ни городов, ни крепостей, одни татары со своими шатрами да стадами. Перейдя через пустыню, пришли они в Бухару». Путь братьев из Бухары к великому хану не обозначен в Прологе никак, поэтому по первому путешествию остаётся только два вопроса.
1. Зачем переплывать Чёрное море, чтобы из Константинополя перебраться на берега Аракса?
2. Как отца, отсутствовавшего дома восемнадцать лет, по возвращении мог встречать двенадцатилетний сын?
Таким образом, братья никогда не были ни в Золотой Орде, ни в Поволжье, вообще! Они находились в Персии, откуда можно было добраться до Бухары за 17 дней.
По одному абзацу составить представление о том, где находился «большой богатый город Клеменфу», в котором пребывал Великий хан во время второго путешествия, совершенно невозможно, но определённо можно сказать, что в его названии китайского – только окончание «фу». Скорее всего, это «город святого Климента» (современный Севастополь). В 1223 году Бату, вытеснив команов (кипчаков, половцев), взял под свой контроль крымские степи, которые автоматически стали подконтрольны и Великому хану, который, соответственно, мог беспрепятственно пожаловать в Крым и проживать в любом месте с северной стороны Крымских гор.
По Армении и Персии больших вопросов не возникает – практически все географические названия хорошо позиционируются на современной карте. Особый интерес вызывает список областей Персии: «Персия – страна большая; в ней, знайте, восемь областей; они зовутся вот как: в самом начале Персии первая область называется Казум, вторая к югу – Кардистан, третья – Лор, четвертая – Сиельтан, пятая – Истанит, шестая – Сераци, седьмая – Сукара, восьмая – Тунакан, она на краю Персии. Все эти области на юге, одна, Тунакан, что подле древа сухого, – на востоке».
Область Сераци упоминается и у Рубрука: «Далее находится великая Катайя, жители которой, как я полагаю, в древности назывались Серами (Seres). Ибо от них прибывают самые лучшие шелковые ткани, называемые по-латыни по имени этого народа serici, а народ называется Серами от некоего их города. …В этой земле есть много областей, большинство которых еще не повинуется Моалам, и между ними и Индией лежит море». Область Сераци - ныне провинция Фарс на юго-востоке Ирана у побережья Персидского залива, административным центром которой является город Шираз (Сераз). Из неё путь в Индию пролегает через Ормузский пролив и Бенгальский залив – «между ними и Индией лежит море». Получается, что шёлк в древности ввозился в Европу не из Китая, а из Персии?
Область Тунокан – ныне провинция Тахар на северо-востоке Афганистана, административным центром которой является город Талукан. Именно эту область не могли найти комментаторы, «отправив» Марко Поло в Бирму - на берега Иравади.
Теперь, попробуем проследить маршрут Марко Поло к Каракоруму и Ханбалыку.
Из Персии путешественники идут в Тайкан (Талукан), где «народ молится Мухаммеду». Далее: Бадасиан (Бадахшан) - вдоль большой реки (Пяндж) - Вахан - Памир (высокогорная долина Сарыкол) - Болор (Булун-куль) - Каскар (Кашгар), - где «народ – мусульмане». Переходят через горы в город Санмаркан (Самарканд), в котором «живут христиане и сарацины», и возвращаются в Кашгарию: Яркан (Яркенд), Хотан, Пеин (на реке Керия), Чиарчиан (Черчен), Лоб, где «народ – мусульмане».
Слова «народ – мусульмане» свидетельствуют о том, что описания городов сделаны не ранее XVIII века – в Средние века в Европе сарацинами называли арабов и всех мусульман. Современные названия городов Кашгарии приведены потому, что в дальнейшем они будут в искажённом виде указываться как китайские города. Например, Пеин станет Пиан-фу и Пингуи, а также, Сингуи, Лингуи, Тингуи и т. д. Как в присказке: ты да я, да мы с тобой, да нас двое, - получилось шестеро.
За городом Лоб, в котором «народ – мусульмане», Марко Поло пересекает пустыню великую «в целый год, говорят, не пройти ее вдоль» и через 30 дней приходит в город Сасион, находившийся в области Тангут, в котором «народ молится идолам, есть и христиане-несториане, и сарацины». Комментаторы отождествляют его с нынешним городом Шачжоу (Дунхуа), находящегося к востоку от озера Лобнор. Но Марко Поло прямо указывет, что город находился в области Тангут, которая охватывала огромную территорию от озера Лобнор до гор Тангритаг, что в переводе с тюркского означает Тангутские горы (Тянь-Шань, по-китайски). Поэтому, Сасион - это, безусловно, город Аксу в Западном Тянь-Шане.
В имеющемся «Сборнике летописей» Рашида-ад-дина встречается интересная фраза, с которой «хорошо поработали» редакторы в XVIII – XIX веках: «По слиянии этих рек образуется река Анкара-мурэн. Река эта чрезвычайно большая; на ней живет одно монгольское племя, которое называют усуту-мангун… Та река Анкара находится вблизи города по имени Кикас и в том месте, где она и река Кэм сливаются вместе. Город тот принадлежит к области киргизов. Утверждают, что эта река Анкара течет в одну область, по соседству с которой находится море. Повсюду там серебро. Имена этой области: Алафхин, Адутан, Мангу и Балаурнан».
«Усуту-мангун» – производное от «су-могалы» (водные могалы). Река Аксу (Белая вода) образуется при слиянии рек Онсу (Десять вод) и Карасу (Чёрная вода). Объединив корни названий рек получаем ОнКара, в которую в месте расположения города Аксу впадает река Таушкан. Написание на латинице названий городов Сасион и Кикас очень похоже: Cacion и Cicas. В свою очередь, от Лобнора до Аксу примерно месяц пути. Южнее Аксу расположен город Ават, что очень напоминает область Адутан. Если верно предположение, что Кикас – это современный Аксу, то область Мангу (упоминаемая и Рубруком, и Марко Поло, и Рашидом-ад-Дином) находилась в горных районах Западного Тянь-Шаня: от Аксу (граница области Тангут) до Кашгара (граница области Каракитаев).
Следующим описан город Камул - ныне Кумул на восточной оконечности Тангритага (Тянь-Шаня).
Далее идут описания тангутских городов и областей, которые комментаторы «разместили» в Китае: Суктан – это Сучжоу, Канпичион – это Ганьчжоу, Езина – Эдзина (в Восточной Монголии на реке Эдзин-гол). Далековато, однако, от Тянь-Шаня (Тангута) – порядка тысячи километров. Скорее всего, Суктан – это нынешний Токсун, Канпичион – Пичан, Езина – Хецзин, т. е. города, находящиеся в Северном Тангритаге (Тянь-Шане/Тангуте). О взаимном расположении городов Марко Поло пишет: «От Канпичиона на двенадцатый день – город Езина. Стоит он в начале песчаной степи, на севере, в Тангутской области». Получается чёткая линия городов, расположенных на южной стороне Тангутских гор (Тангритага).
Из этого ряда явно выпадает описанный в главе LX город Гингинталас, не входивший в область Тангут. Гингинталас - это Янгиталас - древний город на территории нынешнего Тараза на юге Казахстана. Данная глава должна располагаться на месте главы CXIX, где противоречиво описана область Караиан.
О расположении Каракорума вполне достаточно сказано в предыдущей статье «Где находился стольный город Каракорум?».
Таким образом, все описанные пока города ни к Восточному Китаю, ни к Восточной Монголии никакого отношения не имеют - Марко Поло находился в Центральной Азии.
Равнина Тандук (Тендук), где около 1204 года состоялась битва Чингисхана с попом Иваном, располагалась на правом берегу Яркенд-дарьи к северо-востоку от Меркета (владения Унка – брата попа Ивана), где находится ныне город Тумшук (Тумджук).
Очень ценная фраза Марко Поло о судьбе Чингисхана: «С того дня пошел Чингисхан покорять свет. Процарствовал он, скажу вам, еще шесть лет от той битвы и много крепостей и стран покорил; а по исходе шести лет пошел на крепость Канги, и попала ему тут стрела в коленку; от той раны он и умер». Таким образом, Чингисхан умер не в 1227 году, как сказано в «Сокровенном сказании монголов», а в 1210 – 1211 году, т.е. одновременно с девяностолетним великим каракитайским Гурханом. Битва состоялась на земле каракитаев, где полновластным хозяином был Гурхан, который непременно должен был участвовать в ней. Так как Гурхан остался на троне, то это значит, что он выиграл сражение, следовательно, Гурхан и Чингисхан – одно и то же лицо.
На север от Каракорума за Алтаем (Алатау) в сорока днях пути находилась равнина Бангу (Баргу), в которой однозначно определяется степь к северу от озера Балхаш в междуречье Иртыша и Оби.
По пути в Бангу располагалось царство Ергинул, относившееся к области Тангут. Столица царства должна была располагаться среди гор Тангритаг, следовательно, Калачиан – ныне город Кульджа - расположен на реке Или, а не на Хуанхэ.
Города Синдакуи, Идифу и Чаганнор, судя по описанию, находились в нескольких днях езды от владений попа Ивана (Каракорум) и его брата Унка (Меркет), поэтому никак не могли находиться рядом с Пекином. Из этих городов с помощью М.В. Певцова можно идентифицировать только Чаганнор: поблизости от Маралбаши, среди озёр, на которых обитало множество птиц, он отмечает проезд через поселение Чиганчон. В следующей главе описывается главный город Хубилая, Чиан-ду (очень созвучно с Чиган-чон), в котором действующий хан построил дворец. В последующих главах в качестве главного города Хубилая называется Ханбалык. Опять же, Михаил Васильевич отмечает, что недалеко от поселения Чиган-чон, в местности Хай-Барным, были обнаружены обширные развалины древнего города. Звучит очень близко: Ханбалык и Хай-Барным, только комментаторы ассоциируют Ханбалык с Пекином, а Хай-Барным расположен за 3000 км от него.
Нисколько не сомневаюсь, в Хай-Барным на берегах Яркенд-дарьи находятся развалины города Ханбалык – главного города Хубилая.
Зимой Хубилай находился в Ханбалыке, а на лето выезжал в Каччар-модун, который комментаторы расположили, естественно, на реке Далиньхэ, к северо-востоку от Пекина. А к северо-востоку от Хай-Барным находится ныне город Кучар, в который, уверен, и выезжал на лето реальный хан Хубилай.
Вот мы и добрались до Главы XCV, под заголовком которой читаем: «Отсюда до гл. CLXXXIV в рукописи И. П. Минаева нет никаких ссылок на текст Рамузио. Перевод приведенных здесь отрывков этого текста принадлежит В. Бартольду, для объяснения некоторых мест он пользовался и другими переводами». Лично для меня, это является указанием, что здесь располагаются поздние вставки, «извлеченные из трудов прежних комментаторов, особенно Юла», чему находим доказательство уже в главе CIV: «…Нужно знать, что татары ведут счет своим годам по кругам из двенадцати лет; первый год они обозначают названием льва, второй – быка, третий – дракона, четвертый – собаки и т. д. до тех пор, пока число не достигнет двенадцати». В XIII веке такой календарь не был известен ни татарам, ни европейцам.
Начало поездки Марко Поло на запад: «Вышел он из Канбалу и шел на запад… По выезде из города через десять миль – большая река Пулисангинз, течет она в море-океан, много купцов с товарами поднимаются по ней вверх. Прекрасный каменный мост через эту реку. …От этого моста тридцать миль на запад… большой, красивый город Жиги (Гинги)». Большая река Пулисангинз - это Яркенд-дарья после слияния с Кашгар-дарьёй, море-океан – озеро Кара-Боён (ещё не высохшее), город Гинги – Янгишар (рядом с Кашгаром).
В главе CVII описываются «китайские» города Таян-фу и Пиан-фу, которые, однозначно, можно идентифицировать как города Ния и Пеин (Керия). Города Качиан-фу (где правил Золотой царь), Кенжиан-фу (где правил Мангалай, третий сын Хубилая) и ещё один Качиан-фу (в главе CXXXI) – это Хотан (Hethian).
Далее идёт чёткое описание местности Гурбантунгут (к северу от Урумчи): область Кункун (ныне Куйтун) - через 20 дней пути - область Акбалек (ныне Акбулак) - через 20 дней пути - область Сандин-фу (ныне Санджи) - через 20 дней пути - река Киан-суй длиной на 100 дней пути – река Иртыш. Никакого Китая (Чин)!!!
В главе CXVII абсолютно точно описана дорога в Янгиталас (этим же путём шёл и Рубрук!): «Гаинду (бассейн реки Кайду, Хайдык - авт.) – область на запад… Есть у них там озеро (Баграш-куль - авт.), где много жемчугу… Многое множество у них зверей, что с мускусом; ловят их охотники и много мускуса добывают. Много у них также славных рыб, ловят они их в том же озере, где водится жемчуг. Львов, рысей, медведей, ланей и антилоп много; всяческих птиц также многое множество. …От Геинду через десять дней приходим к большой реке Бриу (река Или - авт.), тут и кончается область Геинду; песочного золота в той реке много. А река впадает - в море-океан (озеро Балхаш - авт.)».
Покидаем Уйгурию и переходим в Казахстан - в Семиречье: «А за тою рекою – обширная область Каражан, тут семь царств. Лежит та область на запад… Царствует здесь Есен-темур, сын великого хана… Через пять дней – …главный город в целой области и зовется Жачи». Жачи - это не город Куньмин в провинции Юньнань, а нынешний казахский город Жетиген («жети» – в переводе с казахского - «семь»). Марко Поло далее рассказывает об озере Иссык-Куль, находящимся в соседней долине: «Но забыл я вот о чем упомянуть: есть тут, скажу вам, озеро более ста миль в округе, и много там самой лучшей в свете рыбы».
Затем Караджан комментаторы переименовывают в Караиан и получается нестыковка: «От города Шиачи на запад через десять дней все еще область Караиан, и главный город в царстве зовется так же. Народ великого хана, идолопоклонники. Царит тут Когачин, сын великого хана». В предыдущей главе главным городом Караджана являлся Жачи, а здесь объявляется Караиан (Караджан). Нестыковка появилась из-за того, что в десяти днях пути к западу от Жачи (Жетигена) находился Гингинталас (современный город Тараз в Казахстане), описанный ранее в главе LX. Огромный змей, описанный в главе CXIX – это варан, обитающий в пустынях Средней Азии (китайский аллигатор живёт в воде, а не под землёй).
Далее идёт описание области Зардандан с комментарием: «Зардандан – персидский перевод китайских слов «золотые зубы». Это область в Западном Юньнане». Как персидское название могло появиться в средневековом Китае? Зардандан – таджикский Зеравшан, расположенный к юго-западу от Тараза. Главный город Ночиан – ныне Наманган. На берегах реки Зеравшан находится Самарканд, упоминаемый Марко Поло.
Далее следует описания битвы в Вочиане и близлежащих областей: Мян, Бангала, Аму, Толоман. Все области расположены не в современной Бирме, а на северо-востоке нынешнего Афганистана и на севере Пакистана: Мян = Мингора, Бангала = Баглан, Толоман = Талукан, Аму = бассейн реки Аму-дарья. Оставшиеся «города и области Китая» - плод фантазии английского комментатора Юла. Невозможно серьёзно относиться к таким цепочкам городов: Сингуи – Пингуи – Чингуи – Тингуи –Чингуи (второй) – Сингуи (второй); Чингианфу – Чингинги – Чианган – Чиангиан и т. д. Да и в описании этих городов обязательны фразы: «живут тут идолопоклонники», «мертвых своих сжигают», «они подвластны великому хану», «деньги у них бумажные».
Но и среди этого «мусора» встречаются описания реальных мест. Например, в главе CXLVI вновь описывается город Аксу, но уже под «китайским» названием Саинфу (ранее было название Сасион): город находился на границе области Манги; его три года не мог захватить великий хан, так как он со всех сторон окружён водой. Современный Аксу расположен в месте слияния Таушкан-дарьи и Аксу, которая чуть ниже разделяется на множество рукавов и протоков, среди которых, вероятно, и располагалась крепость.
Таким образом, «китайский» круг Марко Поло замкнулся: вышел из Талукана, походил по Туркестану и пришёл вновь в Талукан, не заходя восточнее озера Лобнор. Не был Марко Поло ни в Восточном Китае (Чин), ни в Монголии, ни в Корее, ни в Японии, ни в Бирме, ни на Яве!
В завершение обращусь к высказыванию М.И. Певцова о Кашгарии: «Все эти сведения о развалинах окраин пустыни Такла-Макан и находках в них требуют, конечно, проверки. Однако едва ли возможно допустить, чтобы единогласные показания о них многих туземцев были всецело плодом пылкой фантазии местного населения и не заключали в себе ничего правдоподобного. Во всяком случае, будущим исследователям-археологам предстоит много любопытнейших работ в этой стране, весьма богатой памятниками древности».