Авторский блог Иван Ленцев 00:00 14 мая 2015

Где же справедливость?

Оглашён приговор Евгении Васильевой — пять лет колонии общего режима. Случилось невиданное: суд дал более суровое наказание, чем просила прокуратура. Наблюдатели в один голос заявляют, что сделано это было лишь под давлением общества. Прими судья сторону прокурора, назначь она Васильевой издевательские "восемь лет условно" — и страна встала бы на дыбы.

Оглашён приговор Евгении Васильевой — пять лет колонии общего режима. Случилось невиданное: суд дал более суровое наказание, чем просила прокуратура. Наблюдатели в один голос заявляют, что сделано это было лишь под давлением общества. Прими судья сторону прокурора, назначь она Васильевой издевательские "восемь лет условно" — и страна встала бы на дыбы.

Восемь лет условно — да как же это могло быть? Пусть даже это стало бы прозрачным намёком прокурорских на абсурдизм российского правосудия: "Прости, Россия, мы сделали всё, что могли, нам выкручивали руки!" — социум оказался бы оплёван, выставлен дураками, не знающими жизни кретинами. Могло ли вообще такое случиться?

Могло. Формально — всё порешили бы по закону. Чтоб никто не подкопался. Где-нибудь на Западе адвокатов Васильевой тогда отрывали бы с руками, а саму её зазвали бы в десяток ток-шоу, осыпали лестью, превратили в королеву на час: глядите-ка, как ловко вывернулась! Но в России адвокаты-ловкачи, умеющие обделывать дела и дурить народ, не в чести. У нас справедливость в почёте. И, по справедливости, Васильеву ждала иная судьба.

Но что, если дело не в адвокатах? Что, если само государство — в лице судейских чинов, прокуратуры, следствия, военных кругов — выгадывало победу Васильевой? Руководствуясь понятиями, далёкими от закона: круговой порукой, корпоративной солидарностью, тишью да гладью в верхах… Что, если в основе судейского решения едва не лёг всеобъемлющий принцип современной российской власти — "Своих не сдаём"?

Тогда это было бы послание каждому из нас: "Вы, остальные, — никто!" Вы можете дохнуть сотнями в милицейских застенках, месяцами гнить в СИЗО, годами мотать незаслуженный срок — вы другие. Вы — не одни из нас. Не Васильева.

Отчего здесь так много сослагательного наклонения? Оттого, что объявленный срок Васильевой — пять лет колонии — означает, что половину его она уже отсидела, пока рисовала картины и шлялась по бутикам. И, следовательно, воровка вот-вот может подать на условно-досрочное освобождение. И, при лучшем для неё раскладе, выйти на свободу уже через пару месяцев. То есть даже реальный пятилетний срок сейчас может обернуться фейком, всё той же насмешкой над обществом. Отсюда и сомнения.

Приговор сердюковской помощнице — резонансный. Любой резонансный шаг государства — это "мессидж" обществу: "Глядите и запоминайте!" Мы взглянули. Мы запомнили.

А ведь целый год, и даже дольше, со всех телеэкранов неслись разоблачения коррупции в Минобороны. Словечко "Оборонсервис" стало нарицательным. Нация стонала, поражаясь масштабам воровства, самоуправства, дури — и пошлой безвкусице жизни на чужой миллиард. И вдруг — как корова языком слизала. Накануне приговора провластное медиапространство было зачищено от любых наездов на Васильеву. Интересно, после освобождения "светской львицы" прямо в зале суда извинился бы кто-нибудь от лица власти? "Простите, люди добрые, мы вам врали все эти годы. Никакого возмездия ворью не последует. Расходитесь". Впрочем, не дождаться ли теперь июня?

Но если власть всё это время водила нас за нос с фейком "борьбы с коррупцией", так может, и всё прочее — это тоже дешёвые фейки, обманки, понты? Как быть с Новороссией, с четырнадцатью месяцами непрерывной телепропаганды Русского мира, "Крымнаша", стоицизма ополченцев, фашистского беспредела киевских карателей? Не растает ли и эта риторика, как дым, подобно обличениям коррупции в сердюковском ведомстве? А всё остальное: от "хитрого путинского плана" до "России, встающей с колен", — может, и это тоже фейки? И если нет, то как поверить теперь?

Если летом Васильева всё же укатит куда-нибудь на Гавайи — что подумает армия? Кто тогда окажется сильнее: Вежливые Люди или смазливая чиновница? Каково им будет на учениях? А на войне? Не на одну ли армию, с её ядерными ракетами, рассчитывает иной раз наша власть?

Или это козырь очередному Навальному — чтоб он раскачивал страну, приводя один за другим вопиющие примеры двойных судебных стандартов? Примеры-то лежат на поверхности.

В конце сентября на концерте Макаревича кто-то распылил слезоточивый газ. Шоу было продолжено спустя десять минут. Но уже семь с половиной месяцев томится в СИЗО активист "Другой России" Олег Миронов, подозреваемый по этому делу. Ему светит девять лет. В декабре в Перми дали пять лет колонии многодетной матери за мошенничество с маткапиталом — сумма ущерба составила 365.698 рублей 40 копеек. Это почти в шестьсот раз меньше, чем те 215 миллионов, которые московский суд взыскал с Васильевой и её подельников.

Так где же справедливость? И к чему тогда всё остальное: Крым, сильная армия, вставание с колен? Неужто кому-то до сих пор не ясно: если государство и погибнет, то не от натовских армад, а от внутреннего беззакония?

1.0x