Взглянем на нашу культурную жизнь в СССР. В частности посмотрим на эстраду и кинематограф, как на олицетворение того, чем жила наша страна, чем дышала, что любила, что смотрела.
50-е: неподражаемая Людмила Зыкина, юная Людмила Гурченко, улыбчивый Николай Рыбников.
60-е: громогласный и одновременно задушевный Магомаев, весёлый Хиль, интеллигентный Кирилл Лавров, неподражаемый Михаил Ульянов.
70-е: пронзительные Песняры, хрустальная Анна Герман, задумчивый Вячеслав Тихонов.
Совсем иное – 80-е. В 80-е вся эстрада превращается в блестящую мишуру, переливающуюся всеми цветами радуги. Западная культура проникает к нам и опошляется в подражательном обезьянничаньи наших звёзд. В отличие от 60-х (эпоха твиста и rock;n’roll) или 70-х (эпоха западных хиппи и hard rock), в которых культурные влияния Запада переваривались в своеобразные, самобытные формы наших советских певцов и исполнителей в виде знаменитых ВИА, или собственных рок-опер, таких как “Звезда и смерть Хоакина Мурьетты” или “Юнона и Авось”. В 80-е (здесь я описываю время с 83-го года, т.к. мини-эпоха, условно называемая десятилетие, заползает ещё на 2-3 года в новое десятилетие; собственно тоже самое относится и к столетиям, но с заползанием на 10-15 лет) мы наблюдаем опошление нашей эстрады, опошление чудовищное, стремительное опускание с возвышенных форм до примитивных. В этот период особо сильно заявляет о себе русский рок, находящийся в подполье, как ответ на это опошление, на деградацию.
То же самое происходило и в кино. 50-е – 70-е годы – время величайших, глубоких фильмов советского кинематографа, время потрясающих комедий, тонких мелодрам, пронзительных военных драм. Что мы видим в 80-е? Как ветром сдуло! Исчезают те значимые типажи, на смену им приходят пошлые персонажи, солдаты в военных фильмах выглядят неубедительно (конечно были и некоторые исключения, но я сейчас пишу о тенденции); кино опошляется с каждым годом, последовательно проваливаясь в злачную клоаку 90-х.
Возникает резонный вопрос: почему же это всё произошло? Быть может происходило такое же опошление на Западе? Но это не так! Западная культура ещё с 60-х годов была пошла в принципе, если не раньше. В это время резко начинается оборот порнографии, зарождается сексуальная революция, глупые телевизионные шоу заполняют экраны телевизоров западной аудитории. Да, среди этого есть несомненные бриллианты, подлинные произведения искусства: среди шума рок-н-ролльных ритмов рождается несомненный шедевр протестантского осмысления жизни Христа рок-опера “Иисус Христос Суперзвезда”, среди бесконечных однообразных мелодий диско-музыки сияет звезда группыABBA, кинематограф тоже выпускает некоторые шедевры на фоне зарождающихся жанров боевиков и хоррор фильмов. В 80-е западная культура развивалась в том же своём ключе, и их танцевальная музыка 80-х, хэви-металл с длинноволосыми потными парнями, порнографическая индустрия, их конвейерный кинематограф, сплошь состоящий из боевиков и ужастиков, - суть их органичный продукт, продукт их цивилизации. Запад деградировал поступательно. Мы же скатились вниз кубарем за какое-то десятилетие! Что нас держало до этого? Партия? Поколения победивших фашизм ещё крепких мужчин? Было ли наше падение предопределённым, назревавшим или несло в себе лавинообразный, неожиданный характер?
В 50-е-70-е советская эстрада смотрелась органично с советским бытом. ВИА (по сути пересаженные на нашу советскую почву “Битлы”) ездили с аншлагами по великим стройкам, на БАМ, на различные ГЭС и т.д. Магомаев или Кобзон, чем-то похожие на Фрэнка Синатру, пели о Советской Родине и о Великой Отечественной войне. Александр Градский, имея рокерскую сущность бунтаря, прекрасно пел “Как молоды мы были”, вызывая у всех слёзы; пел “Яростный стройотряд” о романтичных студентах, строящих будущее СССР на пахнущих кострами и дребезжащих струнами расстроенных гитар стройках века.
Куда всё это вдруг девается в начале 80-х? Даже “Земляне” со своим мега-хитом “Трава у дома” звучат уже не так убедительно. Всех больше впечатляет их hard’n’heavy на электрогитарах с продолжительным соло и длинными “хаерами”.
В концертах на ЦТ появляется какой-то отвратительный блеск то ли мишуры, то ли ещё чего-то, расплывчатый по бокам экран, яркие кислотные цвета нарядов артистов. В кинематографе яркая киноплёнка 60-х и сдержанная в цветах реалистичная киноплёнка 70-х сменяется тёмной низкокачественной плёнкой, на которой всякий фильм смотрится чересчур депрессивно.
В какой момент романтика советской эпохи сменилась раздражением ею? Быть может произошло разочарование? Рубеж 80-го года – конечно знаковый. В это время обещано построение коммунизма, в это время должно произойти событие века – Олимпиада-80... Быть может, народ что-то ждал от этого времени, где-то в подкорке сидела надежда на некие перемены, на какое-то изменение общества в лучшую сторону. И когда обещанного не произошло, то потенциал исчерпался, и пошло всеобщее расслабление, уход в иную реальность, где красивые формы преобладают над содержанием. Быть может этим обусловлено падение уровня эстрады и кинематографа, отвечавшего на запросы зрителей. Да и сами творцы потеряли тот заряд, которым жили.
Зачем надо было обещать коммунизм к 80-му году? Народ, не верящий в Бога, поверил в эту сказку. Где-то в самое дно подсознания закатилась эта вера, надежда, мечта.
Почему в 80-е не рвались строить новых советских гигантов молодые брутальные парни с длинными волосами в обтягивающих лосинах и с электрогитарами за плечами так, как это делали их товарищи на 5-10 лет старше с теми же электрогитарами и в клешёных брюках с магнитофонной записью “Uriah Heep” подмышкой? Почему те же самые фарцовщики, гоняющиеся за зарубежной варёнкой и кроссовками “Adidas”, перестали работать на заводах, как это делали их старшие товарищи, мечтавшие недавно о новых джинсах “Wrangler” и новых пластинках “Deep Purple”.
Ведь одно дело, когда мы сравниваем 90-е и 80-е, когда на разность мироощущений повлияла во многом смена режима в стране, но совсем другое дело 50-е -70-е и 80-е! В это время в стране один режим, одна и та же планово-хозяйственная система, с незначительными изменениями. Но при этом такая дикая разность в отношении к жизни, к своей стране, выразившаяся в иных формах нашей культуры!
В этой статье наверно больше вопросов, чем ответов. Быть может, кто-то в комментариях сможет развить эту тему. Может, нам вместе удастся на примере нашей эстрады, кинематографа и молодёжи разгадать, почему же произошёл такой резкий слом советской эпохи именно в начале 80-х годов.