ХУДОЖНИКИ-ГАЗЕТЧИКИ
Эту профессию придумал и изваял двадцатый век.
Представители которой плодотворно и с самоотдачей работали, в том числе, в краевых и областных газетах.
В начале того же ХХ-го века присутствие художников в газетах если и было, то минимальным, в провинции же рассвет жанра газетной графики приходится на период, очерченный 50 - 80 годами минувшего теперь века.
Но в связи с развитием научно-технического прогресса, век и этих художников сегодня ушел.
В массе своей тиражи газет, если какие сегодня еще остались, скукожились до минимума, да и в тех, что остались и держатся на плаву, художникам теперь по определению нет места. Информационное обеспечение и гражданина и обывателя сегодня взяли на себя, прежде всего электронные СМИ, где правит безраздельно и царственно дизайн и только дизайн.
А дизайн изначально как бы не предполагает умение рисовать, а исключительно зиждется на рациональном складе ума и только на нем, да на умение разложить уже наперед сделанные заготовки и элементы в определенной последовательности.
Интернет привнес в графику, широко используемую в нем, свои ходы и алгоритмы решения поставленных задач, замешанных на неслыханном и невиданном до той поры изысках технологии, и одновременно на неслыханном бескультурии, а порой и пошлости. По большому счету сегодня художнику-графику, художнику, умеющему рисовать, в динамике и круговерти тех задач, которые поставлены перед всеми видами СМИ, начиная от бумажных и кончая электронными, места нет.
Изгнан давным-давно некогда такой процветающий на газетных страницах жанр графики, как карикатура.
Зная многие газеты страны, ну хотя бы по той причине, что я, еще до работы в газете, коллекционировал их, прежде всего интересуясь тем, как они графически оформлялись, и только уже затем местным колоритом в них, могу сказать, что наши краевые газеты выгодно отличались от других широким применением газетной графики, причем графики очень высокого уровня.
Я знал регионы, где региональные газеты вполне и с успехом и тогда обходились без газетных художников, или где их присутствие было сведено до минимума, а если где такие порой и были, то они были из тех случайных людей, которых звать было никак, и были они ниоткуда.
Хотя, будем честными, это не было правилом. В большинстве газет художники были и в массе своей более-менее приличные.
Наши были яркие, броские. С запоминающимся почерком своей графики. Которую не спутаешь ни с какой другой.
Плакат, заставка, заголовок статьи и фельетона ли, иллюстрации к тем ил иным статьям, карикатуры, виньетки — вот основные виды их работы, что присутствовали постоянно на газетных полосах.
Ретушь фотографий тоже была неотъемлемой частью их работы.
Впрочем, газета тех лет и для профессиональных художников была более чем почетной и престижной площадкой. И многие из них считали делом чести опубликовать свои рисунки, если выходил случай, на страницах местной газеты.
В «Алтайской правде» три имени ярко и броско обозначили этот период: Иван Харин, Александр Урюпин и Геннадий Вильмс.
Именно этот период с начала 50-х и кончая 80-ми годами и был временем расцвета творчества художников-газетчиков.
На начальной стадии становления регионального телевидения местные студии, при неразвитости технологий того времени, довольно широко в своей практике при подаче того или иного материала использовали графические заставки и иллюстрации. Геннадий Вильмс, ставший впоследствии художником «Алтайской правды», именно на телевидении прошел серьезную и внушительную школу своего становления, как графика.
Работа телевизионного художника, в пору, когда о компьютерной графике сном и духом никто не ведал, требовала особой филигранности в работе. Где всякая неряшливость в рисунке и скоропалительность сразу же на экране с лихвой выпирала и выказывала себя и по определению просто исключалась.
Было бы большой несправедливостью не помянуть здесь о том, что в молодежной газете «Молодежь Алтая» в эти годы ярко расцвел талант Зимеля Горфинкеля, урождена Даугавпилса, привнесшего на газетные площади мощную струю новизны как графической, так и жанровой. И широко раздвинувший границы ее применения, превратив газетную миниатюру, каковой чаще всего до этого она и была, в броскую иллюстрацию, в яркий и сочный плакат, в толковый и броский, с точно работающим адресом агитационный материал.
На завершающем этапе в «Молодежке», прежде всего своими самобытными иллюстрациями, раскрыл свои дарования художника, художник и журналист Сергей Бузиновский, последние годы своей жизни работавший в уникальном по своему профилю в нашем городе (да только ли в городе?) музее «Мир времени» Сергея Корепанова.
ГАЗЕТНЫЙ ХУДОЖНИК
АЛЕКСАНДР УРЮПИН
Художник «Алтайской правды».
В газете работал с начала 50-х по конец 70 годы.
Т.е. тридцать лет.
Очень известный в те годы человек. Особенно среди художников. Да и в массе населения края. Ибо все броские материалы, прежде всего хлесткие фельетоны по самым злободневным вопросам жизни иллюстрировались его искрометными карикатурами.
Будучи в конце 60-х годов часто в редакции, куда я приносил свои рисунки, я видел его там не однажды. Запомнился мне также вывешенный в преддверии одного из новогодних праздников в старом здании редакции в коридоре огромный Новогодний выпуск редакционной стенгазеты, с упоительно смешными и острумными дружескими шаржами на сотрудников газеты.
Жил он в городе в районе Жилплощадки. Заядлый книголюб. Имел огромную библиотеку, книги из которой до сих пор можно встретить в букинистическом магазине города. Известный в Барнауле коллекционер: собирал марки, значки, военные знаки различия разных лет.
Коллекционеры Барнаула во второй половине 60-х годов собирались тогда на четвертом этаже Главпочтамта.
Был награжден почетной грамотой Верховного совета РСФСР вместе с группой газеты «Алтайская правда» в связи с юбилеем этой газеты.
В конце 70-х годов переехал в Новосибирск.
Биографические сведения мною почерпнуты из того, что я между делом слышал от Геннадия Яковлевича Вильмса, работавшего одно время вместе с ним и естественно хорошо его знавшего.
Жена у него работала начальником в торговле. Детей в этом браке у них не было. На старости вернулся к первой жене в Новосибирск. Там работал в редакции областной газеты «Советская Сибирь», которая, стоит отметить, на порядок уступала по графическому оформлению «Алтайской правде», но не в старом корпусе, в начале Советской улицы, уже в новом редакционно-издательском корпусе на левом берегу Оки. По рассказам жизнь там его не задалась. Они разошлись.
Последнее время жил там один. Тяжело умирал.
Во время Великой Отечественной войны Александр Урюпин, после окончания Молотовского авиационного училища перегонял из США самолеты, поставляемые СССР в рамках ленд-лиза с Чукотки.
После войны служил в Бирмском авиаучилище летчиков до войны располагавшемся в Хабаровском крае, а во время войны перебазированное в Черногорск, что в Хакассии.