17 июля в Берлине прошла очередная трёхсторонняя встреча представителей России, Украины и Евросоюза по вопросу транзита российского газа через украинскую территорию.
Такие встречи проводятся сторонами на регулярной ежегодной основе начиная с 2014 года — именно тогда ЕС всерьёз озаботился вопросами транзита российского газа через неспокойную Украину и предложил России обсуждать все спорные вопросы на такой площадке. Впрочем, формат трёхсторонней встречи не всегда был удачным — так, в 2016 и 2017 гг. переговоры сторон продолжались немногим более трёх часов, напоминая скорее скандальные ток-шоу.
Тем интереснее оказалась нынешняя встреча в Берлине, которая не только продлилась дольше обычного, но и закончилась совершенно необычными заявлениями сторон. Начнём с того, что Нафтогаз абсолютно неожиданно заговорил о возможности «мирового соглашения» с Газпромом по вопросу взаимных претензий, а также разворота на 180 градусов по стоимости транзита. Ещё недавно украинская сторона настаивала на том, что «плата за транзит российского газа безбожно занижена» и собиралась подавать в тот же Стокгольмский арбитраж иск на очередные 11 млрд долл. по возмещению ей мифических потерь начиная с 2013 г. А после переговоров в Берлине Нафтогаз официально предложил с 2019 г. снизить стоимость транзита по территории Украины в 2,3 раза. Причём на голубом глазу тут же выдал причину такой неожиданной сговорчивости: «Такой тариф является ниже ожидаемой стоимости транспортировки газа через маршрут "Северный поток — 2" в расчёте на 100 км, что дополнительно доказывает экономическую необоснованность построения данного трубопровода».
Ещё более интересным стало заявление вице-президента Еврокомиссии по энергетике Мароша Шефчовича, который подтвердил, что формат ежегодных трёхсторонних встреч России, ЕС и Украины практически переходит в режим работы группы экспертов. «Мы будем встречаться каждые 6-8 недель и держать ситуацию на контроле», — подчеркнул еврочиновник.
Очень похоже, что к Украине, в конце концов, применили известный принцип кнута и пряника. В качестве «кнута» выступает упомянутый выше «Северный поток — 2», который вместе с первым «Северным» и «Турецким» потоками должен окончательно подорвать монополию Украины на транзит российского газа в Европу.
А вот «пряников» оказалось даже несколько. Перед берлинской встречей Газпром ненавязчиво намекнул, что в ближайшей перспективе объёмы поставок российского «голубого золота» европейским потребителям вырастут на очередные 10—15%. И украинским ГТС в этой связи может быть обеспечена нормальная загрузка — будь Киев посговорчивее и поумнее. Второй «пряник» вообще невероятно большой и сладкий: возврат к транзиту через Россию среднеазиатского газа для нужд самой Украины и возможность барыжить — ой, извините, реэкспортировать! — российский газ в Европу.
От такого предложения, конечно же, Нафтогаз отказаться не может. Тем более что собственный газовый рынок Украины уже находится в состоянии затяжного пике — и это никакая не экономия, а банальное умирание украинской промышленности плюс холодные дома жителей страны. Обходные маршруты вокруг украинской зоны нестабильности множатся как грибы — все усилия Порошенко и Ко по их блокировке пошли прахом. А тут ещё и такой удар в спину от «друзей» (они же — хозяева). Сначала в Хельсинки Трамп негласно поделил с Путиным европейский газовый рынок, а теперь ещё и «партнёры» из ЕС открыто заявили, что им российский газ важнее украинского транзита. То есть ситуация для Киева выглядит совершенно безвыходной. Тут уже не то, чтобы миллиарды претензий у Газпрома до конца отсудить и забрать — тут бы хотя бы транзитные трубы не начать сдавать на металлолом.
Так что берлинскую встречу можно записать в прямой актив Газпрому. Как и всегда в прошлом, большие деньги и жизненные интересы экономики побеждают политику. Как говорится, «война войной, но обед — по расписанию».
-
Александр
24 июля 2018 в 22:14Прокофьев
«Пряников» оказалось даже несколько..." - Это хорошо. Но "кнут" тоже надо приготовить: признание Украиной и Европой итогов референдума 2014г. в Донбассе (как минимум) или мирный раздел Украины после проведения всеукраинского референдума о политических предпочтениях ее граждан (желательно). Украинский национализм состоялся, укрепился и потому должен быть изолирован на ограниченной территории: не отдавать же НАТО 600 тыс. кв. километров нынешней территории "незалежной". Если два первых кнута не помогут, можно использовать третий: отказ России от экспорта своего газа в Украину и Европу - дядюшка Трамп возражать не будет.
-
Сергей
25 июля 2018 в 18:52Комов
Алексей Анпилогов
Лёш, а ты угостить меня пряником, верно?